Где находится могила вещего олега. Князь олег умер от укуса змеи

Все, наверное, знают древнейшую историю Киева. Однажды сюда приплыл Вещий Олег с маленьким княжичем Игорем на руках, убил Аскольда и Дира, посадил Игоря на «киевский стол», нашел ему жену Ольгу… Спустя много лет Игорь не поладил с древлянами, пожелав снять с них непомерную дань, те разгневались и жестоко убили нашего князя. А его жена Ольга четырежды отомстила обидчикам, и в итоге сожгла их столицу Искоростень — именуемый ныне Коростень (хоть Искоростень, на мой взгляд, куда красивее, и было бы неплохо в процессе сотни бессмысленных переименований вернуть хоть кому-то исконное летописное имя), — пишет Лада Лузина в своей колонке в издании Сегодня.

Но о такой достопримечательности Коростеня как курган киевского князя Игоря я не читала ни в одном путеводителе или блоге о путешествиях!

Вот с могилой Вещего Олега все ясно — еще в XVIII веке искать его курган на киевской горе Щекавице (она же Олеговка) было любимой забавой романтической интеллигенции, посещавший первое городское кладбище Города. Пушкин не стал исключением — так и появилось известное стихотворение «Скажи мне кудесник…». Условное местонахождение могилы Аскольда известно и в наши дни, а еще лет 200 назад киевляне помнили, что Дир похоронен неподалеку от Софии Киевской. А вот о первом князе Игоре, с которого и начались бесконечная древнерусская игра престолов с участием всех его потомков — князей Святослава, Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и пр.— киевляне как-то забыли…

Контекст

России могло не быть

24 Телеканал Новин 13.10.2015

Князь Владимир Святой и политическая злоба дня

Русская служба BBC 28.07.2015 Признаюсь, в сам город Коростень, отпраздновавший в прошлом году 1310-летний юбилей, я поехала скорее из чувства противоречия и жалости к городу, известному лишь тем, что однажды его сожгла мстительная княгиня Ольга. Этим летом у меня возникла идея объездить все летописные города Украины (упомянутые в «Повести временных лет» Нестора-летописца«), включая те, что за тысячу лет превратились из великих городов в ПГТ. Хоть все — начиная с обзорных статей и заканчивая бывшими жителями Коростеня, перебравшимися в Киев — в один голос твердили, смотреть там особенно нечего и ехать специально нет смысла.

Забегая вперед, скажу: лично я напротив — готова внести Коростень в перечень мест, где непременно должен побывать каждый киевлянин, чтобы увидеть Киев, которого в Киеве давно уже нет… И прочувствовать ту самую «Повесть временных лет», с которой и начинается история Киева.

Дорого в Коростень даже на машине не особенно близкая — около двух часов. Тем интереснее было, своим собственным движением по трассе, прочерчивать широту истории нашего древнего государства — ехать и представлять, как тысячелетие назад этот дальний путь на конях и телегах преодолела княгиня Ольга, с войском и маленьким трехлетним сыном Святославом.

Универсальный совет, приезжая в небольшие города, сразу отыщите там местного экскурсовода. Сделать это в Коростене не сложно — в центре города все достопримечательности стоят как подружки «кружком». Включая очень приятный этнографический музей, где мы познакомились с замечательной рассказчицей Людмилой Ивановной, открывшей нам все местные тайны. Любопытно, что многие экспонаты музея недавнего обзаведения — археологические раскопки в Коростене проводились уже во времена независимой Украины, и было найдено много артефактов. Напротив музея — замечательный многоярусный парк над рекой, со множеством скамеек, беседок, воздушным мостиком, живописной дорого-балкончиком, парящей над обрывом и скульптурами именитых исторических деятелей.

Сверху на горе стоит тот самый древлянский князь Мал, который и расправился с нашим Игорем. Сразу под ним — купальня Ольга и скульптура княгини. И само символическое соседство этой парочки навевает на мысли… А точно ли заварушка с Игорем была из-за дани? Почему, ликвидировав киевского князя, Мал немедленно послал сватов к его жене Ольге? Какой интригующий сериал, можно было бы снять на основании одной только «Повести временных лет», не говоря уже о ее трактовках! Здесь же, в парке, фигуры богатыря Добрыни Никитича, Малуши и маленького князя Владимира — по одной из исторических версий, мать Владимира-крестителя рабыня-ключница Малуша — была дочерью побежденного Мала, а дядя, воевода и воспитатель князя Владимира — летописный Добрыня — соответственно, его кровный сын.

Слева от входа в парк построена церковь святой княгини Ольги — якобы, став христианкой, княгиня-мстительница раскаялась и попросила прощения у сожженного Коростеня…. А вот скульптуры убитого древлянами Игоря в парке все-таки нет.

— Прямо за городом вы найдете его курган… — сказала нам Людмила Ивановна.

По киевским меркам «за городом» это совсем рядом — всего в 10 километрах от музея в центре города. Выехав из Коростеня, достаточно, переехать по мосту реку Уж, и вы увидите слева две дороги. Одна идет вдоль берега, друга через поле — и обе они ведут в село Немировка. Проблема лишь в том, что по тем же киевским меркам это не дороги, а тропки!

И краткие 7 минут поездки (которые отсчитывал наш GPS) сквозь цветущий, кажущийся безбрежным луг, показались нам целым приключением. Уже позже, выбираясь из Немировки, мы обнаружили еще одну дорогу — окольную, зато асфальтированную. Если ехать в Коростень из Киева, нужно свернуть на трассе у заведения «УХА» и проехать мимо прекрасного озера.

Указателей для туристов в селе, конечно же, нет, но первая же старушка, сидевшая на завалинке у своего дома, утопавшего в колышущихся на ветру волнах оранжевых ярких цветов — охотно указала нам путь, и улыбнулась во всю ширину лица, словно радуясь, что кто- приехал в гости к забытому князю…

На вершине его кургана сейчас стоит крест, а у подножия — камень с надписью. Безлюдное место на окраине с выжженной травой по пояс — идеальное, чтобы присесть и подумать о вечном.

Легенда то или нет? Изучали ли археологи этот курган? Тут ли проходили летописные события с участием древлян и мстительной Ольги, прибывшей в Коростень, пожелавшей справить тризну по убитому мужу и пригласившей на поминки всех знатных древлян.

Можно представить, что на том же месте, где стоишь сейчас ты, стояла княгиня, наблюдая, как по приказу ее над могилой Игоря насыпают высокий холм… и как сутки спустя вокруг холма уже лежали 5 тысяч убитых!

«И послала (Ольга) к древлянам со словами: "…где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга… повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и… сели древляне пить, и… когда опьянели древляне… приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч».

Так или иначе, курган князя Игоря в маленьком селе Немировка под городом Коростень — единственное (!) сохранившиеся место упокоения киевских князей-основателей. Могилы Аскольда и Дира давно сровняли с землей, никто так и не нашел на горе Щекавице могилу Олега, исчез саркофаг княгини Ольги, из черепа ее сына Святослава, переделанного в чашу, пил печенежский князь Куря, кости князя Владимира взлетели на воздух вместе со взорванной Успенской церковью и даже останки Ярослава у нас умудрились украсть во Вторую мировую войну…

Уже по одной этой причине киевлянам, влюбленным в свой Город, стоит при случае посетить Немировку в окрестностях Коростеня и почтить память самого первого киевского князя-Рюрика.

Старая Ладога, могила Вещего Олега January 20th, 2010

Если бы я не ленилась и выкладывала сразу после поездок фотографии, то я бы не забывала половину подписей к ним. Сейчас разбирала фото Старой Ладоги и поняла, что часть картинок даже прокомментировать не смогу. А так как этот журнал нашел организатор этих поездок Виталя, то я прям чувствую какую-то моральную ответственность)) Но мысленно покажу ему язык и буду писать, что вспомню.

Для Олега Владимировича, который, кстати, сюда поехал уже в третий раз, Ладога представляет особый интерес. Тут нужна предыстория. Мама его учитель русского языка и литературы. И то ли в тот момент увлеклась древнерусскими летописями, то ли персонаж так запомнился, но был Олег Владимирович назван в честь Вещего Олега, того самого, что принял смерть от коня своего. Ну а могила князя по преданию расположена в Ладоге, по другой версии в Киеве. В Ладоге есть сопка, которую и называют могилой Олега. Собственно вот цитата про Ладогу: "... и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в Ладозе". Проведём параллели с современностью. Сегодня змея, которая уклюнет, несомненно я. Ну а вместо сопки вот вам герой поездки.

Сегодня Старая Ладога по побольшому счёту обычная деревня, а раньше был богатый торговый город. Сейчас, когда Украина стала отдельным государством, а мать городов русских Киев стал частью уже не нашей истории, начали искать новую первую столицу. Теория о первой русской столице была еще до распада СССР, теперь эту версию сделали основной. Тем более, что судя по раскопкам, это может быть и правдой. Князя Рюрика выписывали именно сюда в Ладогу. Археологических доказательств весьма много. Только просидел здесь кзял недолго, ушел в Новгород. Вот крепость, куда выписывали Рюрика. Изначально она была деревянной, позже заменили на каменную.

Найдены были неплохо сохранившиеся остатки деревянной крепости Городища. Провели анализ деревяшки. Цифру, которую показало исследование, в Ладоге вывесили на центральное место.

А это просто мост неподалеку от Городища. В Ладоге есть поверье: сколько раз новоиспечённый супруг перенесет через него невесту, столько и жить будут. Летом, когда мы приезжали в Ладогу с Олегом наблюдали умопомрачительную картину. Деревенский очень очень тощенький, маленький парнишка таскал на руках через мост этакую бабищу. Молодуха была кровь с молоком, полнотела, круглолица, увесиста. У этого несчастного шибздика подгибались ноги, а пьяные друзья орали вслед. Очень было его жаль

Это мы зашли в ворота крепости.

На территории Городища сейчас летняя и зимняя церкви, в стене крепости музей. Наш экскурсовод погнал нас на стену городища, чтобы было лучше видно, а сам встал на небольной приступочек над обрывом. Не знаю как остальные, а я не слушала, что он говорил, а только следила свалится он с приступка или нет. Лететь было недалеко, с метр и в мягкий снег, поэтому особенно за его здоровье не переживалось.

А это мы отправились переходить реку Волхв по льду, дабы оценить красоту пейзажа с воды. Фотоаппарат совершенно не передал впечатление, все слилось в одно белое месиво.

Переходить реку полагалось по натоптанной дорожке. Шаг влево, шаг вправо и можно проверять глубину Волхова.

Собственно чего ходили. По последним данным могила Вещего Олега вовсе не в той сопке, которую показывают туристам. То захоронение давно раскопали и ничего в нем не обнаружили, кроме костей. Зато в другом месте обнаружилось кое-что действительно стоящее. В одном из огородов Ладоги тоже была сопка, они тут повсюду. Советский ребенок играл и случайно раскопал дорогие воинские украшения, какие обычно клали в могилу к высокородным князьям. Сейчас на этом месте по прежнему огороды. Вот где-то здесь и лежит Вещий Олег.

А это просто приглянувшееся мне дерево. Красиво этой зимой. Необычайно снежно, морозно и бело.

Ей Богу не помню все названия церквей и монастырей, в которых мы были в этой поездке. Ладога хоть и деревня сегодня, а по количеству храмов обгонит любой город. Но здесь необычайно тихо и спокойно, невероятно красиво. Это мужской монастырь.

Кто-то начал строить снежный лабиринт для детей. Снега на самом деле необычайно много. Для питерцев непривычно много.

А это женский монастырь. Здесь тоже идет реконструкция как и в мужском, потихоньку помаленьку, но Ладога вновь оживает. И в первую очередь за счет храмов. Туристы и паломники едут сюда на намоленные места. А после того, как Россия нашла себе новую "первую столицу" сюда приходят и деньги.

В женском монастыре меня порадовала зимняя церковь. Она такая типично женская. Яркие радостные иконы, много цветов, много света, много золота, подставочек, и всякой всячины. Создается впечатление такого типично женского уютного убранства. Фотографировать я не стала. Зато есть фото снеговика, который встречает всех около входа в церковь. Позитивный тип.

Это еще один монастырь. Раньше здесь жили монахи, которые добывали кварцевый песок, и прорыли под храмом разветвленную сеть пещер. Из-за обильного снега в пещеры мы не попали.

Рядом с храмом источник со святой водой. И похоже вся деревня ходит сюда по воду, во всяком случае летом тут было очень много народу. Рядом купальня. Желающих не было.

Ну и еще одна церковь, название которой я не усвоила. Храм заброшен и разрушается. Но его так живописно замело снегом, что глаз не оторвать

В Новой Ладоге мы с Олегом Владимировичем решили начать питаться не только духовно. Зная, что здесь пекут почти новосибирский по вкусу хлеб, мы отправились в магазин. За нами увязалась очаровательная собака. Пес был похож на немецкую овчарку, и была в его глазах вся грусть еврейского народа. Хотя на вид он был весьма упитан и хорош собою. Шел за нами до самого магазина, и я решила, что он все-таки хочет есть. Купила нам хлеба, ему рыбы. Морских гадов пёс понюхал и отошел, начал подавать мне лапу, дали хлеба, выплюнул. Проходящие мальчишки объяснили нам, что собак домашний и рыбу не ест. И вообще он просто общается с новичками.

О смерти Вещего Олега от змеиного укуса сообщили первые русские летописцы: об этом говорится в Повести временных лет, а также в I Новгородской летописи. По преданию, волхвы предсказали князю гибель от собственного коня. Олег расстался с животным, а когда конь умер, вспомнил о предсказании и, посмеявшись над волхвами, приказал показать ему останки. Увидев кости коня, Олег поставил на его череп ногу, когда оттуда выползла ядовитая змея и смертельно ужалила князя.

Применение

Вторую жизнь мифу о гибели Олега от укуса змеи дало стихотворение А.С. Пушкина. Драматическая развязка «Песни о Вещем Олеге», ярко изложенная поэтом, сформировала стереотип, что смерть князя была именно такой.

Действительность

На легендарный характер летописного предания о смерти Олега указал еще российский историк XIX в. Н.М. Карамзин, назвавший «мнимое пророчество волхвов или кудесников» «явной народной басней, достойной замечания по своей древности».

Косвенно об этом свидетельствует появление аналогичного сюжета в средневековом исландском эпосе. Главный герой саги о викинге Орваре Одде, составленной в XIII веке по мотивам древних сказаний, погиб от укуса змеи на могиле собственного коня - такую смерть ему в детстве, когда будущему викингу было 12 лет, предсказала колдунья. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Какой сюжет, об Олеге или об Одде, появился раньше, установить пока не удалось.

Установление точных обстоятельств гибели князя стало для ученых непростой задачей. Подробно рассказывая о том, как умирал Олег, летописи не дают исчерпывающих ответов на другие важные вопросы: где именно погиб Олег, и где он похоронен.

По версии Повести временных лет, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись сообщает, что князь был похоронен в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

Академик Б.А. Рыбаков в 1987 году объединил эти две версии и пришел к выводу, что князь большую часть жизни провел в Ладоге, некоторое время владел и киевским престолом, а после похода на Византию бесследно исчез, выпав из поля зрения русских летописцев.

В 2000 году исследователь А.А. Власов попытался оценить вероятность гибели Олега от укуса змеи, исходя из предположения, что летописное сказание может быть правдой. Изучив ареал обитания змей в возможных местах пребывания князя, он предположил, что если Олег в момент описываемых событий находился в районе Киева, он мог пострадать от укусов трех видов змей: гадюки обыкновенной, степной или лесостепной.

А.А. Власов выдвинул гипотезу, что роковой для Олега должна была оказаться встреча со степной гадюкой - по его мнению, княжеский конь, скорее всего, содержался в степном выгоне. В настоящее время эта змея в районе Киева не водится, ареал ее обитания находится гораздо южнее, но климатические условия X-XII веков были иными, и нахождение змеи в возможном месте гибели князя было вполне вероятным, отмечает исследователь.

Этот период был сухим и теплым, в летописях часто отмечались лесные пожары, засухи. То, как в «Повести временных лет» описывается растительность, также вполне располагало к присутствию этих змей в регионе. Кроме того, в тех краях в указанное время водились сурки, а ареал их обитания практически полностью совпадает с границами ареала гадюк.

Однако даже если предположить, что все эти обстоятельства действительно совпали именно таким образом, получить смертельный укус змеи в ногу князь мог с минимальной степенью вероятности. Для этого, утверждает А.А. Власов, необходимо, чтобы пострадавший был совершенно без обуви, а князья в то время, согласно археологическим данным, носили тяжелые и толстые сапоги, прокусить которые змее не под силу.

При этом, даже если бы гадюка каким-то образом смогла добраться до незащищенных частей тела Олега, ее укус — несмотря на все возможные проблемы со здоровьем - не мог оказаться смертельным.

Таким образом, даже при самом фантастическом стечении обстоятельств, если змея и укусила князя, это никак не могло стать причиной его гибели: в этом случае Олег мог умереть только от неправильного лечения, резюмирует А.А. Власов.

Исследователи-токсикологи предполагают, что наиболее опасным и зачастую роковым решением в таких случаях является попытка наложить на отечную после укуса конечность жгут: у пострадавшего может развиться «турникетный шок», отравление организма токсинами в результате длительного лишения пострадавшей части тела кровоснабжения.

Источники и литература

Власов А.А . Какая гадюка укусила Вещего Олега? // Степи Северной Евразии: Материалы II Международного симпозиума, 2000 год.

Карамзин Н.М. История государства российского. Том 1-12. М., 2004.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

6 октября мы снова ездили в Старую Ладогу. Последний раз мы там были более трех лет назад, в начале июня 2006 года. Об этой поездке и о достопримечательных местах я рассказала на своем сайте .
Так получилось, что тогда мы не успели осмотреть сопки и Никольский монастырь, поэтому теперь мы начали именно с них.
Сначала о сопках.
Староладожские сопки - это погребальные насыпи VIII-Х вв. Старая Ладога буквально окружена ими. Они находятся на севере от поселка, на юге и на востоке - на другом берегу Волхова.
Что такое сопки?
Чтобы не пересказывать своими слова то, что сформулировали ученые-специалисты процитирую выдержки из статьи в электронной энциклопедии «Культура Ленинградской области».

«Сопки - высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал Сопок охватывает бассейны озера Ильмень, рек Мста, Волхов и Луга. На территории Ленинградской области они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском районах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи высыпи до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки - коллективные погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях некоторых сопок встречаются каменные кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях села Старая Ладога раскопаны сопки со сложными каменными обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности.»

Эти могильные холмы вблизи Старой Ладоги тревожат романтическое воображение не одного поколения. Давно и упорно существует легенда, связанная с летописным преданием, что именно здесь на берегу Волхова, в одном из них в 912 году похоронен Вещий Олег.
В той же энциклопедии «Культура Ленинградской области» в статье «Олегова могила» читаем:

«Ладожане называли могилой Олега монументальную насыпь в урочище Сопки, на высоком левом берегу р. Волхов, к северу от поселения. Высота ее превышает 5 м, диаметр основания - более 30 м. В прошлом вокруг подножия была треугольная кладка из валунов. В 1820-х З. Доленго-Ходаковский вел раскопки верхней часть насыпи и обнаружил остатки сожжения и черешковый двушипный наконечник копья VIII - середины IX веков. Значительные размеры, мощные каменные сооружения, скудость находок сближают памятник с «королевскими» курганами Упсалы (Швеция). Сопка сооружена несколько раньше смерти Олега, но могла служить местом исполнения князем сакральных ритуалов. После раскопок насыпь стали называть «Полой Сопкой».

Сопки, что находятся на севере поселка расположены рядом с шоссе, ведущем в Старую Ладогу и город Волхов, поэтому они освоены туристами по полной программе. Возле них останавливаются все организованные и неорганизованные экскурсии. На сопках протоптаны дорожки и поперек и вкруговую. В этот октябрьский день, когда мы снова бродили по Старой Ладоге, погода была сумрачная, ветреная и холодная, и мы так же, как подавляющее туристическое большинство, ограничились посещением только этих придорожных сопок. Не могу сказать, что они произвели серьезное впечатление, но виды оттуда открываются действительно красивые. И их все фотографируют, фотографирую. Ну и я тоже, конечно.

Вот они сопки.

Олегова могила или Полая сопка
Этот холм самый большой из всех, несмотря на то, что в нем в середине вырыта глубокая яма.

Вид с сопок на Староладожскую крепость

Альбом:

Курган Олегова могила

«Олегова могила» - сопка 5-III в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. В научной литературе именуется также «Полая сопка» , «сопка Ходаковского» .

В 1820 году она была частично раскопана Зорианом Доленга-Ходаковским (А.Чарноцким). Во время исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датирующийся VIII - началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». В дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились.

Фольклорные исследования фиксируют по отношению к сопке 5-III рассказы о земляной могиле, насыпанной «по горсти» и о похороненном Рюрике (последнее, возможно, имеет литературное происхождение). «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там „сопки“, начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда» (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.) «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит - вот здеся, кто говорит - в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят» (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)

Связь с князем Олегом (Вещим). В летописях: В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093-1095 гг., смерть князя Олега описывается следующим образом: «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе» - Комиссионный список Новгородской первой летописи младшего извода (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109).

Напротив, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова» - Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.

Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега; однако ни в одном из них это предание не конкретизируется.

Предположения: Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского» (5-III).

Предположения о сопке 5-III. В 1950 г. о возможном захоронении князя Олега в сопке 5-III пишет С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говоря: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как „Олегова могила“». Но при этом С. Н. Орлов не приводит никаких записей подобных преданий. В современных фольклорных исследованиях, также нет подобных сведений.

В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название „Олегова могила“ было присвоено насыпи 5-III в 20 - 40-е гг. XX в. и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.».

Г. С. Лебедев в своей книге «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана „Олегова Могила“, центральная, самая монументальная из сопок ладожской „сакральной зоны“. Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.