Хождение богородицы по мукам азбука веры. Читать онлайн "Откровение Пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам)"

«Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» - довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф , представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». На «Хождение…» оказали влияние «житие Василия Нового », слово Палладия Мниха и другие сочинения. Древнейший список «Хождения…», относящийся к XII веку , издан Срезневским , параллельно с греческим текстом в «Древнем памятнике языка и письма».

«Хождение…» повлияло на народную поэзию , именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «Хождения…». Некоторые мотивы «Хождения Богородицы по мукам» использовал в своём творчестве Ф. М. Достоевский, в частности, при написании главы «Великий инквизитор » романа «Братья Карамазовы »

Апокриф описывает мучение грешников в аду. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. В первом месте мучились язычники, почитающие Траяна, Велеса и Перуна. В другом месте была тьма. В третьем - огненная река , где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал. Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница. На севере ада мучились на раскаленных скамьях и огненных столах грешники, которые опаздывали на воскресное богослужение или не приветствовали священников. Также в аду описывается железное дерево , на котором за языки были подвешены клеветники. Особое место среди грешников занимают нерадивые церковные служители, уважаемые на земле патриархи и епископы, а также попадьи, повторно вышедшие замуж. Для лукавых христиан было приготовлено огненное озеро .

Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников: Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан . Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты . Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время «от Великого четверга до Троицына дня » - только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте.

Напишите отзыв о статье "Хождение Богородицы по мукам"

Ссылки

  • . .

Отрывок, характеризующий Хождение Богородицы по мукам

– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.
Несколько секунд, пока молодой человек устанавливался на ступеньке, продолжалось молчание. Только в задних рядах сдавливающихся к одному месту людей слышались кряхтенье, стоны, толчки и топот переставляемых ног.
Растопчин, ожидая того, чтобы он остановился на указанном месте, хмурясь потирал рукою лицо.
– Ребята! – сказал Растопчин металлически звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.
Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо.

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ - переведенный С. греческого апокриф, получивший широкое распро странение в древнерусской литературе; старший список его относится к рубежу XII - XIII вв., но большая часть списков относится к XVII - XVIII вв., когда X. приобретает большую популярность у читателей-старообрядцев.

В X. рассказывается о посещении Богородицей ада. Ее сопровождает предводитель небесного воинства - архистратиг Михаил. Страдания грешников описаны С. жестоким натурализмом: одни погружены в огненную реку до пояса, до подмышек, а иные - С. головой, другие заживо поедаемы червями, третьи лежат на раскаленных скамьях, иные подвешены на железных крюках. По просьбе Богородицы архистратиг поясняет ей, в чем вина страдающих грешников: здесь пребывают те, кого прокляли родители, кто враждовал друг С. другом, прелюбодействовал, сплетничал, занимался ростовщичеством, кто нарушал предписания церкви и церковный обиход: просыпал заутреню, совершая обряд проскомидии, ронял на землю крошки просфоры, продавал церковную утварь, уча людей евангельским заповедям, сами их постоянно нарушали.

Видит Богородица в горящей смоляной реке евреев, мучивших Иисуса Христа, христиан-отступников, верящих в демонов или творивших дьявольские дела и не покаявшихся. Потрясенная увиденным. Богородица просит вознести ее к божественному престолу и молит благодатного Сына своего: “Помилуй грешников, владыка, так как я видела и не могу переносить их мучения, пусть буду и я мучиться вместе С. христианами”. Но Бог неумолим: “Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях Сына моего и не знаю, как можно их помиловать”. Вместе С. Богородицей молят Бога о снисхождении пророки, апостолы, ангелы, но тщетно. Вновь взывает Богородица к архангелам Гавриилу и Михаилу, к Иоанну Богослову, и когда Михаил, и все лики небесные, и все чины бесплотных пали ниц перед божественным престолом, Господь нисходит в ад, обращается к грешникам С. суровым упреком за их прегрешения и ради милосердия Отца и молитв Богородицы, просьб архистратига Михаила и многих мучеников дарует грешникам покой на семь недель - от Великого четверга до Троицы. Богородица изображается в этом апокрифе как заступница христиан, готовая простить им прегрешения, замолить их грехи перед суровым и неподкупным Богом. Именно эта роль Богородицы, вероятно, особенно привлекала древнерусских книжников, сюжет апокрифа отразился в духовных стихах, позднее был использован Ф. М. Достоевским в Легенде о Великом Инквизиторе в романе “Братья Карамазовы”.

Изд.: Срезневский И. И Древние памятники русского письма и языка (X - XIV вв.): Общее повременное обозрение. - СПб., 1863. - С. 204-217; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. - М., 1863. - Т 2. - С. 23-39; Хождение Богородицы по мукам / Подг. текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: XII век. - М., 1980. - С. 166-183, 651-652.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература II Сказание о хождении Богородицы по мукам // Отечественные записки. - 1856. - № 115 - С. 335-360; Адрианова-Перетц В. П. Апокрифы // История русской литературы. - М.; Л., 1941. - Т. 1. - С. 80-82; Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси: Литературные и фольклорные источники “Братьев Карамазовых” // ТОДРЛ. - 1974. - Т. 28. - С. 297-301; Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников. - Вып. 1. - С. 463-465.

Рождественская М. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Хождение Богородицы по мукам

Каждый человек в своей жизни задавался вопросом: «Что же для него вера?», «Существует ли Бог, рай, ад?», «Как нужно жить и что есть настоящий грех?» Все эти вопросы вновь посетили мой разум после прочтения «Хождение Богородицы по мукам»

«Хождение Богородицы по мукам» -- довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его -- описание мук грешников в аду.

Я попыталась разобраться в себе, в своих суждениях на этот счет и пришла к выводу, что преподносить людям веру в такой форме, пожалуй, нельзя. Попытаюсь зайти издалека и проанализировать для начала, что же такое Заповеди Господни. На мой взгляд, это упрощенный свод законов, для тех, кто не боится наказания земного. Хитрый способ держать людей под контролем, запугивание о постоянном наблюдении Всевидящего Отца. И за непослушание грешников ждут страшные муки в адовых котлах. Для этого сочинялись различные страшные истории о жутких наказаниях и чудовищных страданиях за всякую провинность. Я отказываюсь верить в такого жестокого Бога. Разве Отец наш может быть таким категоричным и злым? апокриф вера заповедь грешник

В самом тексте апокрифа меня поразило несколько моментов, вот один из них: « И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться»

Не очень-то милосердный отзыв из уст святой женщины…

Если принимать весь текст за чистую, неоспоримую правду, то, получается, каждый из нас должен готовиться к попаданию в огненную реку. Я ни в коем случае не говорю о ворах, убийцах и прочих тяжких преступниках, если ад есть, то место им, безусловно, там. Но ведь все остальные нормальные люди очень грешны и грешат понемногу каждый день! Болтают, объедаются, ленятся, по мелочи привирают, злятся и т.д. Но разве это повод обрекать их на вечные пытки? Если да, то возникает следующий вопрос: «Господь настолько глуп и деспотичен?» Зачем он продолжает создавать нас такими слабыми и поддающимися порокам и соблазнам? Зачем он делает жизнь такой сложной? Ведь часто люди совершают ошибки от незнания, неопытности, сложности жизненного выбора. Почему Бог посылает страдания невинным? Почему он допускает рак у младенцев? Сиротство? Педофилию? Может это нам стоит судить такого Бога, а не ему нас? Обладая могуществом и умением творить чудеса, он оставляет людям наркотики, войны, голод. И требует от человечества непорочности в данных условиях. Так не должно быть.

Но это не значит, что в Бога я не верю. Я искренне верю в высшую силу, управляющую людьми. Безусловно, существует наблюдатель, который где-то пишет книги наших дел. И за плохие деяния все получат по заслугам, но, только не жарясь на сковородках с крюками в языках. Ведь Господь не маньяк, а Отец наш и со стороны людей, пишущих истории вроде «Хождения Богородицы по мукам», просто некрасиво выставлять святыню в таком виде. В самом тексте я заметила моменты, которые должны нагнать на читателя жути своим величием. Например: «И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто -- с западной, сто -- с южной, сто -- с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы…» Зачем Богородице толпа из четырехсот сопровождающих? И сколько времени прошло пока они все её поцеловали?

Религия и вера не должны быть инструментом для устрашения людей, они должны быть источником вдохновения, очищения, просветления и оптимизма. Нет истинной веры в страхе перед наказанием. Просветление приходит к тому, кто не боится пыток, но остается хорошим человеком, творящим добрые дела. Не обязательно верить в истории из Библии, читать молитвы, ходить в церковь и тратить время на различные обряды, нужно просто помогать ближним и жить по совести. Тогда Всевышний будет оберегать и любить такого человека, даже если последний о нем вообще ничего не знает и никогда не слышал ни о какой религии.

Я считаю, что Создатель добрый, милосердный и понимающий. Мы дети его, а он, как любой родитель простит нам прегрешения наши, поймет и пожалеет. Человек рожден, чтоб ошибаться и грешить, но выходить, набираясь опыта, на верную дорогу. Наверное Господь не так могуществен, как мы его себе представляем, раз он допускает столько страданий и бед, но он делает это не со зла и не с целью наказать род человеческий, возможно он сам не в силах изменить многое. Но я верю, что он видит каждого из нас, грустит и радуется со всеми, пытается помочь и наставить на путь истинный. Всевышний Создатель внутри нас, нужно лишь увидеть его в себе и нести этот свет людям.

Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

Хождение Богородицы по мукам (в сокращении) Перевод М. Рождественской

Хождение Богородицы по мукам (в сокращении)

Перевод М. Рождественской

…Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, – Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются…

Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку – одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела: «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресенье не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен»…

И увидела святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

А в другом месте святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, пресвятая Богородица сказала: «Господи, помилуй», – трижды – и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык…

И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами – одна голова была обращена к глазам мужа, а другая – к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии…»

И сказал архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод – многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивавшие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питались чужими трудами, разлучали супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божию, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

Вопросы и задания

1. Какие грехи описываются в этом произведении и как они отражают систему ценностей средневекового русского человека?

2. Сопоставьте это произведение с «Божественной комедией» Данте, отметьте сходство и различия в системе ценностей этих произведений.

3. Объясните, почему Богородица плачет, видя мучения грешников.

Из книги Найдите, что спрятал матрос: "Бледный огонь" Владимира Набокова автора Мейер Присцилла

Перевод В «Бледном огне» исследователи физического мира связаны с исследователями мира метафизического через немецких ученых и поэтов. В процессе литературного взаимообмена немцы, как и французы, играют важную роль, наводя мосты между русской и английской традициями.

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса

Из книги Собрание сочинений. Т.24. Из сборников:«Что мне ненавистно» и «Экспериментальный роман» автора Золя Эмиль

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса Христа. Своими корнями культ

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ (МАЛАЯ ПРЕЧИСТАЯ) 8(21) сентября Праздник рождества богородицы, или, как часто православные христиане называют его, малая пречистая, является одним из крупнейших праздников культа богородицы и относится церковью к двунадесятым праздникам.Церковь

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

Успение праведной Анны - матери богородицы 25 июля (7 августа) Через два года после переселения в Иерусалим умерла и Анна. В память ее смерти церковь установила специальный праздник - успение праведной Анны, матери богородицы. Легенда о жизни богоотцов Иоакима и Анны и

Из книги Проза разных лет автора Борхес Хорхе

УПАДОК © Перевод. В. Шор Мы являемся свидетелями великолепной комедии, которая разыгрывается в Салоне у картин Курбе. Меня, критика изобразительного искусства, порою больше, чем творчество самих художников, занимает поведение посетителей выставок, ибо они, сами того не

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Laura и ее перевод 1. В конце «Трагедии господина Морна» таинственный Дандилио говорит, что «смерть - любопытна». В «Приглашении на казнь» один из действующих шутов под шумок и как бы ненароком выдает музыкальный ключ к замыслу книги (правда, калейдоскопически

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

ЮГ ** © Перевод М. Былинкина Человек, сошедший в 1871 году с судна в порту Буэнос-Айреса, звался Иоханнесом Дальманом и был пастором евангелической церкви. В 1939 году один из его внуков, Хуан Дальман, заведовал муниципальной библиотекой на улице Кордова и чувствовал себя

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

История Власа – лентяя и лоботряса (в сокращении) Влас Прогулкин – милый мальчик, спать ложился, взяв журнальчик. Всё в журнале интересно. – Дочитаю весь, хоть тресну! - Ни отец его, ни мать не могли заставить спать. Засыпает на рассвете, скомкав ёрзаньем кровать, в

Из книги Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде… Школа женщин… Волшебный нос… Мать-испанка… автора Белинский Виссарион Григорьевич

«Зелёный шум…» (в сокращении) Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнёт кусты ольховые, Поднимет пыль цветочную, Как облако: всё зелено, И воздух и вода! Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Как

Из книги автора

Корзина с еловыми шишками (в сокращении) Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия

Из книги автора

Из книги автора

Повесть временных лет. В сокращении Перевод Д. Лихачева Это произведение – одно из древнейших сочинений русской литературы. Оно создано в самом начале XII века монахом Киевско-Печерской лавры Нестором-летописцем. В нем рассказывается о происхождении Русской земли, о

Из книги автора

Русские апокрифические «хождения по мукам» В средневековой русской литературе большой популярностью пользовался жанр видений, или «хождений по мукам». В нем описывались путешествия в ад, которые совершали Богородица, святые, а иногда и простые люди, которым позволено

Из книги автора

Школа женщин. Комедия в пяти действиях, в стихах, соч. Мольера, перевод Н. И. Хмельницкого Критика на «Школу женщин». Комедия в одном действии, соч. Мольера, перевод с французского Г. Н. П Вот, что касается до возобновления Мольера на тощей сцене русского театра, – это другое

Хождение богородицы по мукам

Всходила Пречистая
На гору высокую,
Увидела Чистая
Михайла-Архангела,
Сказала Пречистая
Михайлу-Архангелу:
"Ты светлый, пресветлый
Михаил-Архангел,
Сведи меня видеть
Всю муку людскую,
Как мучатся грешники,
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творившие".
Повел пречистую
Михаил-Архангел
По всем по мукам
По мученским:
В геенну огненную,
В тьму кромешную,
В огнь неусыпающий,
В реку огненную.
Что на севере муки
И на юге,
На востоке солнца
И на западе.
Видела Чистая
Все муки людские,
Как мучатся грешники,
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творившие:
Князья, попы и мирская чадь,
Что в церковь не хаживали,
Канунов не читывали,
Святых книг не слыхивали,
Заутрени просыпали,
Вечерни пропивали,
С кумами блудили,
Нищих прогоняли,
Странных не принимали,
Пьяницы, зернщики,
Скоморохи, попы ленивые,
Немилостивые, нежалостливые,
Все лихие скаредные
Дела сотворшие.
Как увидела Чистая
Все муки людские,
Восплакала, возрыдала,
Грешникам говорила:
"Вы бедные, бедные грешники,
Бедные вы, несчастные,
Лучше бы вам не родитися.
Ты светлый, пресветлый
Михаил-Архангел,
Вверзи меня
В геенну огненную:
Хочу я мучиться
С грешными чадами Божьими".
Сказал Пречистой
Михаил-Архангел:
"Владычица Богородица,
Госпожа моя Пресветлая!
Твое дело - в раю покоиться,
А грешникам - в аду кипеть.
А попроси лучше Сына Своего,
Исуса Христа Единородного,
Да помилует Он грешников".

Не помиловал Он грешников,
И опять взмолилась Пречистая:
"Где вы, пророки, апостолы,
Где ты, Моисей Боговидец,
Даниил с тремя отроки,

Где ты, Никола угодник,
Пятница, красота христианская?
Припадите вы ко Господу,
Да помилует Он грешников!"
Не послушал Господь Богородицы,
Не помиловал Он грешников,
И втретие вскричала Пречистая:
"Где ты, сила небесная:
Ангелы и архангелы,
Херувимы и серафимы,
Где ты, Михаил-Архангел,
Архистратиг вой небесных?
Припадите вы ко Господу,
Да помилует Он грешников!"
И припали все святые ангелы,
Пророки, апостолы,
Иван Богословец, Христов возлюбленник,
Пятница, красота христианская, -
И застонала высота поднебесная
От их плача-рыдания.
И услышал их Господь Милостивый,
И сжалился Он над грешниками:
Дал им покой и веселие
От Великого Четверга
До святыя Пятидесятницы.

Примечания:

Беловой автограф нот с датой: 12 апреля 1901 — ИРЛИ, арх. А. Е. Бурцева (на титульном листе название — «Хождение Богородицы по мукам», а непосредственно над текстом — «Хождение Богоматери по мукам»). Список нотного текста с обозначением автора: «Михаила Кузмина Ярославца» — РНБ. Черновой автограф нот — РГБ. В Рук. 1911 имеется подзаг.: «(стих)». Согласно списку РГАЛИ, написано в марте 1901 г. Текст апокрифа «Хождение Богородицы по мукам» см.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 3. Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. СПб., 1862. С. 118-124. Один из вариантов апокрифа, переписанный Кузминым, — РГАЛИ. О популярности этого ст-ния (в музыкальном варианте) см.: Ремизов Алексей. Кукха: Розановы письма. [Берлин], 1923. С. 105-107. Михаила-Архангела. См. в письме к Г. В. Чичерину от 4 апреля 1903 г.: «В старопечатных книгах ударения: Михаил, Михаила, Михаилу» (РНБ, арх. Г. В. Чичерина). Зернщихи — игроки в кости. Моисей Боговидец — первый пророк Иеговы, которому многократно являлся Господь (см. книгу Исход). Даниил с тремя отроки. Легендарный праведник и пророк Даниил в отрочестве вместе с тремя другими юношами — Ананием, Мисаилом и Азарией — был приведен к вавилонскому царю Навуходоносору и совершил с ними ряд богоугодных дел (см. книгу пророка Даниила). Иван Богословец (Иоанн Богослов) — один из двенадцати апостолов, автор Евангелия, трех посланий и откровения, любимый ученик Христа. Никола угодник — св. Николай, один из наиболее почитаемых на Руси святых. В 1919 г. Кузмин написал небольшую поэму «Николино житие» (ССт. С. 472483; оригинал — РГАЛИ). Пятница — св. Параскева Пятница, особое почитание которой у славян было связано с языческой мифологией. На старых севернорусских иконах образ Пятницы встречается на обороте иконы Богоматери. Где ты, сила небесная и т. д. См..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.