Судомодельный кружок. Изготовление моделей судов и


#Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Знакомство с сновами проектирования и конструирования, изучение технол...
Прием: не идет 11–15 лет
Москва, Филёвский Парк, Кастанаевская ул., д. 10
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 590"
индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Мастер а все руки
Прием: не идет
10–18 лет


индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Развитие технических способностей обучающихся в области судомоделирова...
Прием: не идет
12–17 лет


индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Приобщение детей и подростков к спортивно - техническому творче...
Прием: идет
8–14 лет
Москва, Гагаринский, ул. Косыгина, д. 17, стр. 1

индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
сборка судомоделей с использованием конструкторов
Прием: идет
11–15 лет
Москва, Алексеевский, ул. Павла Корчагина, д. 18
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1503
индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Развитие творческих способностей ребенка, формирование интереса к судо...
Прием: идет
9–13 лет
Москва, Северное Тушино, ул. Свободы, д. 65, корп. 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Дворец творчества детей и молодежи "Неоткрытые острова"
индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
На занятиях учащиеся обучаются пространственному мышлению, учатся чита...
Прием: не идет
10–18 лет
Москва, Котловка, Севастопольский просп., д. 11А
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Образовательный комплекс "Юго-Запад"
пн., вт., ср., чт., пт. 16:00 - 19:00;

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Техническое конструирование, моделирование и макетирование для обучающ...
Прием: идет
7–13 лет
Москва, Люблино, Тихорецкий бульв., д. 10
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 572 "Возможности"
индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Моделирование кордовых авиамоделей
Прием: идет
8–17 лет
Москва, Гагаринский, ул. Косыгина, д. 17, корп. 1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Воробьевы горы"
индивидуально

бесплатно


#Начальное техническое моделирование #Авиамодельный спорт #Автомодельный спорт #Судомодельный спорт
Что необходимо для того, чтобы построить дом, знают многие. А что нео...
Прием: идет
14–18 лет
Москва, Богородское, Погонный пр., д. 5
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23"
пн., вт., ср., чт., пт. вечер;

бесплатно

Городские творческие лаборатории, кружки, студии открывают двери для школьников, неравнодушных к истории русского флота, плаванию, кораблестроению, географии, черчению. Они узнают многое о рождении и развитии судостроения в России, научатся работать с различными материалами, использующимися для создания макетов и моделей судов. Несомненно, ребята также повысят свою техническую грамотность, внимательность, терпение, аккуратность.

Судомодельный спорт — дело, в котором можно неограниченно довериться своей фантазии. Конечно, вкупе с точным расчетом и учетом свойств материалов, верными чертежами. Всему этому научат ребят опытные педагоги и руководители, увлеченные собственным делом и влюбленные в технику.

Что понадобится для создания модели корабля

В судомодельных кружках ценится не простое умение собрать модель судна из готовой конструкции для сборки, а самостоятельное создание корабля. Для этого следует запастись фанерой (также подойдет пробковое дерево), тонкими полосками дерева, столярным клеем и бумагой. Еще потребуется простой карандаш. Такой выбор продиктован практикой: так, например, пробковое дерево - материал, с которым легко работать даже начинающим, а свойства столярного клея ценятся выше, чем горячего или «суперклея».

Инструменты для создания модели корабля своими руками

Каждый юный конструктор, независимо от того, занимается он судомодельным спортом в кружках или осваивает это направление самостоятельно, мечтает создать полноценную модель корабля. Да так, чтобы его можно было привести в действие. Довольно часто модели кораблей собирают из деревянных элементов. Резать дерево - дело сравнительно нелегкое, и в нем не обойтись без специальных инструментов. В их ряду - нож, молоток, зубило, брусок. В некоторых случаях может потребоваться самая настоящая пила и дрель. Внешние составляющие - это длинный деревянный шпиль, тонкая ткань и веревка. Отдельные элементы можно будет соединить при помощи суперклея. Конечно, каждая модель имеет индивидуальные параметры, соответственно, набор инструментов может варьироваться.

Автор: Гуляя как-то раз по Тушинскому парку, я услышал пронзительный вой «турбины», а вслед за ним из-за деревьев в небо поднялась модель какого-то большого самолета, напоминавшего Ту-22М3. Как потом выяснилось, это вообще был F-14. Покопавшись в яндексе, я довольно быстро выяснил, что недалеко от моего дома находится Дворец творчества детей и молодежи «Остров Свободы», где, помимо модных и традиционных развивающих занятий, есть два кружка: авиа- и судомоделирования. Одни из немногих сохранившихся в Москве.
А ведь раньше тысячи детей и подростков строили свои модели судов и самолетов, даря себе путевку в крупные конструкторские бюро или получая хобби на всю жизнь. А для кого-то это была просто хорошая школа того, как что-то сделать своими руками. Увы, в лихие 90-е вся эта система была развалена, почти все кружки оказались закрыты. Дети были выброшены буквально на улицу. Да и у них появилось другое увлечение - компьютер.
Давайте посмотрим на сохранившиеся кружки авиа- и судомоделирования.


1. Дворец творчества расположен на первом этаже обычного жилого дома по улице Свободы. Отсюда и название - «Остров Свободы». Помимо него в Москве есть ещё два острова: «Остров Ангелов», расположенный в Митино, в Ангеловом переулке, и «Остров Героев», находящийся на улице Героев Панфиловцев.

2. В каждом из дворцов проводятся такие традиционные занятия для детей и подростков, как танцы, театр, развивалки для малышей, английский язык, туризм, информатика и т.д. Но самые необычные, на мой взгляд, кружки - это авиа- и судомоделирование.

3. Педагог судомоделистов - Бохонов Юрий Георгиевич. Он отдал судомоделированию более 30 лет. Сюда он пришел в далеком 1971 году, когда здесь находилась станция юных техников (центр моделизма). Он был директором этого центра, а когда вышел на пенсию - не смог уйти на заслуженный отдых, стал снова учить ребят строить корабли. Помимо этого Юрий Георгиевич консультирует администрацию по многим вопросам управления - благо, опыт у него огромный. А от станции осталось всего два кружка - теперь это Дворец творчества детей и молодежи.

4. Он говорит, что раньше во всех этих помещениях располагались различные технические кружки. Комнаты для них были даже в соседнем здании. Теперь же здесь - всего лишь чудом сохранившиеся два кружка по техническому творчеству.

5. Ребят, откровенно говоря, приходит немного. Увы, такие кружки стали весьма непопулярны, не выдержав конкуренции с компьютером, с улицей, а порой - и с государственной машиной, которой бывает весьма наплевать на детское творчество. Но, видимо, самое главное - это дороговизна такого хобби. Хотя дети занимаются бесплатно, постройка моделей - дело недешевое. Особенно сложных и высокотехничных.

6. Сейчас у Юрия Георгиевича занимается примерно 15 ребят. Два раза в неделю по вечерам на два-три часа они приходят к нему в мастерскую.


В 80-е года у Юрия Георгиевича и его учеников был подшефный корабль - эсминец «Современный». Они ездили к морякам в гости, выходили в море и даже участвовали при боевых стрельбах! Вы представляете, какое это невероятное приключение для пацана в 10 лет? В итоге многие его ученики связали свою жизнь с флотом.

7. Сначала занимается младшая группа, затем старшая. Но в тот день, когда я был, ребят было очень мало и малыши плавно захватили время старших. С каким удовольствием ребята строгали, выпиливали, чертили и склеивали!


В мастерской было сделано множество макетов для различных музеев, выставок и даже для Мосфильма. Но больше всего мне понравился рассказ о фотоохоте на корабли. Для профессионального моделиста чертеж - вещь полезная, но не совсем обязательная. Зная ТТХ и основные размеры, можно понять, как устроен корпус, какие у него обводы. Самое ценное - детали. В ту эпоху секретности их взять было неоткуда. Поэтому моделисты отправлялись в Мурманск, на Дальний восток, в Севастополь - вели фотоохоту за нужными кораблями, чтобы сфотографировать детали для макета-копии. Конечно, кого-то крутила местная КГБ, а кого-то, говорят, даже посадили. «Но», - Юрий Георгиевич смеется, - «мы были фанатиками своего дела, и нас это не останавливало».

8. Существует два распространенных способа сделать модель. Первый - выточить из бруска обводы корпуса и выдолбить в нем отверстия для оборудования. Или, как на фотографии - обмазать болванку (мастер-модель) эпоксидкой со специальной тканью. Тогда получается полностью полый корпус.

9. Юрий Георгиевич сетует на то, что в школах уже давно нет технического труда. Тут я с ним полностью согласен, что базовые навыки работы с инструментом детям нужно давать в обязательном порядке. А то сейчас приходится учить, что такое пассатижи и как они выглядят.

10. Эта радиоуправляемая модель-копия корабля БМО (Бронированный Морской Охотник, выпускался в блокадном Ленинграде и сразу со стапеля шел в бой) была сделана учеником за два года. Она участвовала в соревнованиях и показательных выступлениях.

11. Соревнования проводятся ежегодно. Но если раньше они собирали сотни ребят и десятки новых моделей, то сейчас, увы - всего лишь несколько команд. Случается даже, что участвуют модели прошлых лет. А раньше приехать на соревнования без новой модели считалось страшным позором.

12. Модель-копия ракетного катера, которая была построена специально для показательных выступлений. Её реальный прототип - проект 183Р (был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183 (являлся первым в мире ракетным катером), на котором вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15).

13. Этот дворец - одно из немногих учреждений г. Москвы, имеющих специальный бассейн для запуска моделей кораблей и судов. На базе бассейна ежегодно проводится первенство Москвы по судомоделизму среди младших школьников, посвященное Дню защитника Отечества, а также показательные выступления учащихся. К ним приходят ветераны флота, на выступлениях проводятся построения с гимном и флагом. Ведется большая патриотическая работа.

14. А на 9 мая, День День Военно-Морского Флота и День города проводятся показательные выступления около подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец», установленной в Химкинском водохранилище, в музее Военно-морского флота России. Юрию Георгиевичу удалось наладить контакт с администрацией этого музея, чего раньше не удавалось никому, несмотря на множество попыток.

15. Совсем маленькие дети смотрят на плавающие модели с круглыми глазами. Увы, вполне может случиться, что когда они чуть подрастут, кружков уже не будет - нет смены для педагогов, да и у подрастающего поколения падает интерес. И если Юрий Георгиевич вроде бы нашел себе замену (ну, немного подучить ещё надо, конечно), то детей надо ещё увлечь.

16. Этот корабль (БМО) строился во время войны. Для унификации и экономии ресурсов на него ставили башни от танка Т-34.

17. А это уже серьезная модель, сделанная в конце 80-х годов взрослым для всесоюзных соревнований. Лодка должна была проплыть под водой 50 метров и всплыть в заданном квадрате. Субмарина имела цистерны плавучести, приводилась в движение электродвигателями, на борту стояли очень редкие (по тогдашним меркам) серебряно-цинковые аккумуляторы. Лодка была программируемой, а программа для неё набиралась с помощью бинарной логики. Как - неизвестно, электронная начинка из лодки уже давно утеряна. И да, на лодке стоял гироскоп. Сейчас вся эта электроника, как и гироскопы, кажется простыми вещами, которые можно купить в любом электронном магазине. Но в конце 80-х годов это была очень технологичная модель. А уж достать тогда гироскоп - разве что от ракеты открутить. Я уже не говорю про вечно дефицитную элементную базу. А на всесоюзных соревнованиях модель заняла третье место. Подводная лодка, которая заняла первое место, была создана в этом же кружке, но, увы, не сохранилась.

18. Тем не менее, кружок пока существует, во дворце проводятся соревнования. В этом огромная заслуга и прошлого директора - Алексея Александровича Анисина, который не жалел денег на оснащения мастерских. Покупались дорогостоящие станки и другое оборудование. А сейчас Алексей работает начальником управления образования СЗАО.

19. В соседней комнате расположился кружок авиамоделизма. В нем занимается примерно столько же ребят, но в тот день их было всего двое.

20. По полкам разложены различные модели. У авиационной модели самая незавидная судьба - они часто бьются. Либо из-за ошибки пилотирования, либо из-за отказа (или помех) в канале радиоуправления.

21. Это ещё не самые большие модели, сделанные в кружке. Например, ЯК-54 имел размах крыльев - 3 метра, а другой планер - все 4.

22. Ведущий кружка - Ртищев Андрей Владимирович. Давным-давно он пришел на станцию юных техников пионером, потом работал в КБ Ильюшина. Но любовь к авиамоделизму осталась на всю жизнь. Теперь он преподает эту науку ребятам, которые приходят к нему на занятия.

23. Конечно, увлеченных людей видно сразу. С Андреем я тут же нашел общий язык по авиационной тематике. Я с большим удовольствием послушал его рассказы про то, как на Ходынку садились Ил-76 и не только. Оказывается, для облегчения веса в них заливали буквально литры керосина, которого хватало только на один заход.

24. А пока ребята с увлеченим мастерят свои модели самолетов.

25. Потом будут соревнования, выступления и, к сожалению, аварии.

26. «Вот смотри, я тебя просил разметить правую и левую стороны фюзеляжа. А ты зачем-то сделал две правых. Ну и что с тобой делать?» - несмотря на строгость, Андрей всегда находит с детьми общий язык.

27. Скоро в небо!

Начнём с того, что судомоделирование является техническим видом творчества. А техническое творчество обучающихся, в свою очередь, является одним из основных структурных элементов системы их художественного воспитания. Оно позволяет ребенку отразить в создаваемых изделиях свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем техническое творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Техническое творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей ребёнка, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Таким образом, судомоделирование, как вид технического творчества обучающегося – основной структурный элемент системы формирования и развития личности, которая, в свою очередь, является подсистемой системы школьного воспитания.

Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Техническая творческая деятельность, то есть создание изделий в различных областях прикладного и технического искусства (моделирование, конструирование, художественная обработка металла, древесины и других материалов) связана:

С процессами восприятия и познания;

С эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития;

С отражением в изделиях некоторых особенностей его интеллекта и характера.

Детское творчество рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они работают над своими изделиями. Детские работы часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание.

Творческая работа ребёнка - спонтанно возникающая проекция его внутреннего мира. Это всегда ярко эмоционально окрашенный процесс, причём эмоции усиливаются при передаче личного отношения к изображаемому.

Занятия судомоделированием способствуют развитию математических представлений. Обучающиеся знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей при изготовлении изделий. Конструируя модель, изучая принципы её действия, обучающийся знакомится на практике с первоначальными законами физики. Объединение «Судомоделирование» помогает ребёнку хорошо усвоить основы наук и приучает применять их на практике. Обучающемуся становятся более понятны законы физики, химии, математики. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей, развивающая настойчивость и изобретательность работа воспитывает у ребёнка трудолюбие, инициативу и помогает формированию характера. Знания и навыки, приобретённые в объединении судомоделирование всегда пригодятся в будущем на любой работе и в быту.

Работа над проектами будущих моделей судов приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна. Так как на этом этапе большое значение для создания готовой модели имеет последовательность создание и соединение отдельных деталей.

Выполнение различного вида работ при изготовлении модели способствует развитию мускулатуры руки, координации движений, мелкой моторики. Ребенок учится владеть различными инструментами, приспособлениями, оборудованием.

Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, выпиливания, обработки, сборки, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, комбинаций, это приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Опыт творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.

Мышление ребенка по преимуществу образное, и создание изделия от чертежей и схем к готовой работе, дает наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Занятия судомоделированием влияет на эмоциональную сферу ребенка. Возникновение под его руками модели доставляет ему эстетическое удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что способствует возникновению ассоциативных связей.

Техническое творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Такая продуктивная деятельность, как техническое творчество, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к дальнейшей взрослой жизни. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов творческой деятельности, психологической направленности на творчество, осуществление правильной деятельности и умения работать, а также специальную подготовку.

Список литературы

1.Ананьев Б. Г. Формирование одаренности.Склонности и способности. - Л., 1962. - С. 15-36.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.

3. http://padaread.com/?book=10101&pg=1 (Техническое творчество)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.