Фрагмент урока по теме род имен существительных. Конспект урока "род имен существительных"

Цели урока:

    Сформировать представление о роде имён существительных.

    Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

    Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

    Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

II. Повторение изученного материала.

1. Словарный диктант.

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)

Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.

а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).

2. Работа с правилом. Беседа.

Учитель:

К какой части речи относятся эти слова?

Ученик:

Эти слова являются именам существительными.

Учитель:

Что такое имя существительное?

Ученик:

Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

Учитель:

Как изменяется имена существительные?

Ученик:

Имена существительные изменяются по числам.

Учитель:

- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

Ученики:

    стол -столы

    дерево - деревья

    доска - доски

Учитель:

А что ещё вы знаете об именах существительных?

Ученик:

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными.

Учитель:

Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

Ученик:

Среди этих слов имён существительных собственных нет.

Учитель:

Приведите примеры имён собственных.

Ученики:

- Новокузнецк, Роман, Томь:

Учитель:

А что ещё вы знаете про имя существительное?

Ученик:

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Учитель:

Приведите примеры?

Ученики:

Одушевленные: собака, попугай, девочка:

Неодушевлённые: река, книга, ручка:

Учитель:

Из словаря выберите и запишите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).

    1 ряд - сущ., неодуш., собств., ед.ч.

    2 ряд - сущ., одуш., нариц., ед. ч.

    3 ряд - сущ., неодуш, нариц., ед. ч.

(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)

3. Дидактическая игра "Найди слово".

Цель игры: проверить умения определять имена существительные.

Провести психологическую разгрузку.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному.

Слон, пел, день, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослик, школьный, Новокузнецк, ушёл, цветы.

Учитель:

Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.

II. Сообщение темы урока.

Учитель:

Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).

Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).

III. Изучение новый материал.

1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

Учитель:

Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

Учитель:

Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?

Ученик:

Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

Учитель:

Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

Ученик:

К словам второй группы можно подставить слова "она моя".

К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".

Учитель:

Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.

Учитель:

Может ли имя существительное изменяться по родам?

(Ученики пробуют изменять любое существительное по родам)

Ученик:

Имя существительное не может изменяться по рода.

Учитель:

Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.

2. Составление алгоритма определение рода имени существительного.

Учитель:

Разделитесь на 4 группы. (Возможно разделение по интересам, по рядам:)

Каждая группа должна создать таблицу - алгоритм определения рода имени существительного (работа выполняется на альбомных листах за определённоё время)

Ученики каждой группы выполняют работу, полученные таблицы - алгоритмы вывешиваются на доску.

Имя существительное

3. Работа с правилом.

Учитель:

Откройте учебник русского языка на странице 109.

Прочитайте правило.

Ученик читает правило:

    Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.

    Имена существительные, к которым можно поставить слова этот, мой, он,- мужского рода.

    Имена существительные, к которым можно поставить слова эта, моя, она, - женского рода.

    Имена существительные, к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода.

Учитель:

Какая из полученных таблиц более точно отражает правило.

Ученики соотносят полученные алгоритмы с правилом, выбирают более точный алгоритм и доказывают соответствие с правилом.

Учитель:

Кто с помощью алгоритма сможет рассказать, как определить род имени существительного?

Ученик:

Если к существительному можно поставить слова "он, мой", то существительное мужского рода, "она, моя" -женского рода, "оно, моё" - среднего рода.

(На данном этапе урока учитель работает над формированием общеучебных умений, навыков и способов действий, направленных на развитие организации деятельности. Ученики распределились на группы, выбирая ту группу, где они чувствовали себя комфортно, выбрали ученика, который оформлял запись на листе. Учащиеся самостоятельно устанавливали последовательность действий, учились договариваться, распределять работу. Затем им необходимо было оценить общий результат деятельности. Учитель осуществлял индивидуальный контроль групп, помогая при возникших трудностях).

Физминутка.

1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.

Женский род - запомню я.
И скажу: она,моя.
И запомню род мужской -
И опять скажу - он, мой.
Средний род - оно, моё.
Это правило твоё.

2. Упражнение, направленное на развитие внимания.

По классу развешены карточки со словами:

Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, яблоко, урожай, огурец.

Учитель:

Назовите существительные женского рода, мужского, среднего рода.

Ученики:

    Женского рода: трава, девочка.

    Мужского рода: дождь, ком, урожай.

    Среднего рода: небо, солнце, яблоко.

V1. Первичное закрепление.

Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

Учитель:

Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

Ученик:

Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

Самостоятельная работа.

На доске записан дифференцированный текст.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Учитель:

Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Учитель:

Прочитайте предложение, которое вы составили.

Ученик:

- Ветер гнал на север большое облако.

Учитель:

- Назовите существительное женского рода.

Ученик:

- Его здесь нет.

Учитель:

Назовите существительные и определите род.

Ученик:

Ветер - он, мой, мужского рода.

Север - он, мой, мужского рода.

Облако - оно, моё, среднего рода.

Итог урока.

О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

Как определить род имени существительного?

Домашнее задание.

С. 109, упр. 241, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

    Вечер - день

    Корова - телёнок

    Кефир - молоко

    Осень - лето

    г. Петропавловск

    КГУ «Средняя школа № 42»

    Алымова Ирина Владимировна

    учитель начальных классов

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: Род имен существительных.

    Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

    Задачи:

      формировать умение определять род имен существительных.

      развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.

      воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    С добрым утром начат день,
    Первым делом гоним лень.
    На уроке не зевать,
    А работать и писать.
    Тихо сели. Начинаем урок!

    II. Словарная работа.

    Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

    III. Актуализация знаний

    Какой частью речи являются данные слова?

    Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

    Игра «Да – нет»

    Имя существительное – это часть речи? (Да!)
    Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
    (Нет!)
    Имена существительные отвечают на вопросы
    Кто? Что? (Да!)
    Имена существительные обозначают действие предмета?
    (Нет!)
    Имена существительные обозначают предмет?
    (Да!)

    Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)

    На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали?

    (одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)

    На какие три группы можно разделить эти слова?

    (по родам)

    IV . Сообщение темы урока.

    Тема нашего урока: « Род имен существительных».

    Как определить род существительного?

    Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

    Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

    Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

    Женский род - запомню я
    И скажу: “она моя”.
    И запомню род мужской,
    И опять скажу: “он мой”.
    Средний род: “оно моё”
    Это правило моё!

    V . Упражнение в определении рода имен существительных.

    1. Игра «Найди свое слово»

    В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает существительные мужского рода, команда второго ряда – женского рода, команда третьего ряда – среднего рода.

    2. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

    1 уровень

    Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

    2 уровень

    Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

    Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

    Физминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
    Больше спать не захотел.
    (Туловище влево, вправо)
    Шевельнулся, потянулся.
    (Встали на носочки, потянулись)
    Взвился вверх и полетел.
    (Руки влево, вправо)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружится, вьется.
    (Дети садятся)

    3. Коллективная работа.

    Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмет или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов запишите. Определите род.

    Вечер - осень –

    корова - бабочка-

    лошадь- мужчина-

    (Утро, теленок, жеребенок, лето, личинка, мальчик)

    4. Работа в группах.

    Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

    1 группа – одежда

    2 группа – фрукты и овощи

    3 группа – школа

    4 группа – город

    5. Работа в парах.

    Выполнения задания по карточке

    Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

    Карточка

    Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться - в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

    (Рыбка, лес, дело, день, лень.)

    6. Творческая работа.

    Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

    сосна - …(насос)
    кулак - …(кукла)
    каприз - …(приказ)
    камыш - …(мышка)
    коршун - …(шнурок)

    VI . Итог урока. Рефлексия

    Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

    О чём говорили? (о роде имени существительного).

    Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

    Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?

    Конспект урока в 6 классе.
    Учитель: Юдакова Ю.Ю.
    Тема: Род имени существительного
    Цели: 1.Познакомиться со способами определения рода, с группой
    существительных общего рода.
    2.Научиться определять род существительных, употреблять в речи
    существительные общего рода.
    3.Обогатить свой словарный запас.
    Планируемые результаты:
    Л: Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи;
    П: Проектировать траектории развития через включение в новые виды
    деятельности и формы сотрудничества;
    Р: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
    ходе исследования категории имени существительного;
    К: Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного
    сотрудничества и проектные формы работы);
    П: Научиться определять род имени существительного, конструировать текст
    лингвистического рассуждения по теме урока.
    Оборудование: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык. Теория»,
    сборник заданий 6­7 класс, презентация по теме урока.
    Ход урока
    I.Организационный момент
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
    II. Проверка домашнего задания ­ Упр.247
    III.Актуализация опорных знаний.
    ­На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном.
    Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои
    предложения:
    ­Существительное­это…
    ­Существительное бывает…
    ­Существительные изменяются по…
    ­Существительное в предложении может быть…
    (ответы детей)
    Словарный диктант
    Поражать, бордовый, перила, терраса, солдат, ракета, атмосфера, реформа,
    прийти, прекратить, присутствовать, приятель, квартира, баскетбол,
    тренировка.

    IV. Самоопределение к деятельности.
    Грамматическая сказка
    Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно
    разделить имена существительные.
    В одном королевстве жили имена существительные.
    Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи,
    что сама королева их путала.
    И вот однажды она издала указ:
    “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот
    будет награжден”.
    А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали
    про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за
    работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много,
    а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до
    конца. Смерть помешала.
    Пришла королева и сказала:
    “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда
    попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у
    жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А
    те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими
    стали: солнце, небо, …)”.
    Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала
    путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода
    имен существительных.
    На какие 3 группы делятся имена существительные?
    ­ Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?
    ­ Запишем ее в тетради.
    Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А
    чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам
    секрет королевы.
    Женский род запомню я

    И скажу: “Она – моя”.
    И запомню род мужской
    И опять скажу: “Он – мой”.
    Средний род: “Оно – моё!”
    Это правило – твоё!
    ­ Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)
    ­ Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
    V. Работа по теме урока
    1. ­ Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных?
    Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь,
    шампунь, кофе, шимпанзе?
    Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова,
    род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В
    этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и
    шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами
    прилагательными м.р. (Крепкий кофе, Большой шимпанзе)
    Мужской род он, мой ­

    Женский род она, моя ­ а, ­ я,
    Средний род оно, мое ­ о, ­ е
    Помнить о суффиксах:
    Существительные М.Р. имеют ­ ­тель, ­чик, ­щик, ­ец
    Существительные Ж.Р. имеют ­ ­иц, ­от, ­ость, ­ниц, ­изн
    - У некоторых существительных род определяется по значению:
    М.Р. – существительные, обозначающие людей и животных мужского пола;
    Ж.Р. – существительные, обозначающие лиц женского пола
    Существительные общего рода

    ­ Образуют особую группу, потому что могут обозначать людей и мужского и
    женского пола.
    Какой ты неряха! Какая ты неряха!
    (трудяга, стиляга, доходяга, задавака, доставала и др.)
    Физкультминутка
    Работа с учебником
    1. Чтение учебника на стр.136
    2. Упр.254
    VI. Закрепление изученного материала
    1. ­ Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Затем
    проверяем задание (определить род существительных)
    Конь, постель, окно, папа, пурга, гнездо, дядя, простыня, полотенце, отец,
    страна, сердце, облако, дядя Миша, земля, дочь.
    2. Работа в парах
    Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их
    признаки.
    Список на карточке:
    Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда,
    невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка,
    придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга,
    тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.
    3. Упр. 256 – устно
    4. Словарная работа
    Выяснить значение слова – вестибюль ­ в словаре, составить с ним
    предложение
    VII. Подведение итогов урока
    Дополни предложение
    Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Чтобы
    определить мужской род имени существительного нужно подставить слова

    Елена Цмоковенко
    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»

    Конспект урока по русскому языку

    в 3 классе «Д»

    Тема урока :

    «Род имён существительных »

    Подготовила :

    Учитель начальных классов

    Цмоковенко Е. А.

    Цель : создание условий для формирования умения определять род имен существительных ;

    Задачи :

    личностные : способствовать формированию интереса к урокам русского языка , готовности преодолевать школьные затруднения; регулятивные : обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль , самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

    познавательные : создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

    коммуникативные : помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

    Предполагаемый результат :

    способность, опираясь на существенные признаки , определять род имени существительного ; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

    Ход урока

    I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Цель : Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    Для реализации этой цели необходимо :

    Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» )

    Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )

    Установить тематические рамки учебной деятельности («могу» ).

    Над какой большой темой мы начали работать?

    Назовите часть речи, которую начали изучать.

    Послушайте сказку про имя существительное .

    Сначала все существительные были очень похожи . Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ : «Кто придумает для моих слов - существительных - различия , тот будет награжден».

    Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал : пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала : а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные , потому что знала «секрет» различия.

    Сформулируйте тему урока .

    Род – это грамматический класс слов , имеющий характерные особенности.

    Какие три рода имен существительных есть в русском языке ?

    Прочитайте слова.

    Женщина, мужчина, озеро,

    солнце, дочь, луг, мальчик, земля.

    Что можете сказать про эти слова?

    II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

    Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

    Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

    Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия , аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.)

    Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу» )

    Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

    Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

    III. Этап выявления места и причины затруднения

    Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

    Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

    Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

    Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

    Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

    Вижу, вы удивлены. Почему?

    И ваши мнения разошлись.

    Значит, чего мы не знаем?

    Чему будем учиться на уроке ?

    Вспомните последние слова в сказке.

    А вы хотите раскрыть этот «секрет» ?

    IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

    Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

    Сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока

    (как) ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

    Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.

    РАБОТА В ПАРАХ

    - Дано два конверта : в одном слова – имена существительные ,

    в другом – слова-помощники.

    Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.

    Что получилось?

    Назовите имена существительные , к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?

    Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?

    Назовите имена существительные , к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?

    Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?

    Назовите имена существительные , к которым подставили слова оно, мое.

    Определите род имен существительных , к которым можно подставить слова оно, мое?

    Какой «секрет» мы раскрыли?

    Это наш секрет.

    А теперь прочитаем «секрет» , который знала Королева. С. 21 в учебнике.

    Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.

    Предложили и согласовали тему урока , которую учитель может уточнить

    выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Называю имя существительное , а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.

    Птица, волк, снегирь, животное, соловей, улитка, насекомое.

    V. Этап реализации построенного проекта

    Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще .

    Для реализации этой цели учащиеся должны :

    На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

    При построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.

    Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

    Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,

    Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

    Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных , вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.

    Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.

    VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся :

    Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

    При этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т. д.

    А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)

    На карточке № 1 даны слова : яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.

    Разделите слова на 3 группы по родам.

    Проверка.

    Выделите окончания существительных . Что заметили?

    Дополним таблицу.

    Сделаем вывод по таблице.

    Проверим свои выводы по учебнику. С. 21.

    VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

    Для этого необходимо :

    Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

    Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

    Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

    Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

    Выполним упр. 235.

    1 ряд – выписывают слова ж. р.

    2 ряд – м. р.

    3 ряд - с. р.

    Проверка.

    VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

    Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

    Для этого необходимо :

    Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

    Довести его до уровня автоматизированного навыка,

    При необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,

    Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

    Задания по группам :

    1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.

    2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)

    весна– навес

    валик– вилка

    лето – тело

    камыш – мышка

    уклон – клоун

    каприз – приказ

    3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

    IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Для реализации этой цели :

    Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке ,

    Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

    Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

    Какое открытие вы сделали?

    В русском языке 3 рода имен существительных .

    Знаете ли вы, что…

    Есть языки , в которых у существительных нет никакого рода . Это «безродовые» языки – английский , финский, японский, китайский, узбекский.

    Есть языки , в которых существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,

    Есть языки , в которых родов намного больше, чем в нашем языке . В языках Африки , Кавказа до 40 родов.

    Кросс-опрос.

    1. Назовите 3 рода имен существительных .

    2. Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных ?

    3. Назовите окончания имен существительных м . р., ж. р., с. р.

    Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.

    Я вам предлагаю две награды :

    Первая награда – удовольствие от проделанной работы.

    Вторая награда – радость открытия нового.

    Какую награду выбираете вы?

    Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.

    Кто выбирает вторую награду? Поздравим им.

    Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.

    г Фролово

    2012-2013 учебный год

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе

    Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

    Цель урока

      Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями. Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

    Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,орфографические словари, цветные карточки для осуществления обратной связи,памятка-алгоритм

    Тип урока: усвоение новых знаний

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

    У : - Готовы ль вы начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке
    Книги, ручки и тетрадки?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!

    У : Начинаем урок русского языка

    Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

    Личностные УУД

    Коммуникативные УУД

    2)Актуализация знаний

    1) Ввод в тему.

    О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!

    Я в языке одни предметы называю,

    Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

    Когда процесс и признак я обозначаю,

    То их всегда вам представляю как предмет.

    2) Тест

    (приложение 1)

    Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

    Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?

    Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

    Как же можно определить род существительных в предложении?

    Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2)

    Легк.. тюль

    Больш…. кенгуру

    Больн…мозоль

    Детск….. шампунь

    Свеж…. кольраби

    Горяч…кофе

    (Проверка выполнения задания) (Слайд №3)

    Об имени существительном

    Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

    Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям , которые с ним согласуются.

    В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания

    Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала

    Личностные УУД

    Коммуникативные УУД

    Познавательные УУД

    3.Проблемное объяснение нового материала

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Посмотрите на словосочетания (слайд № 4)

    Допишите окончания

    Ужасн…плакса

    больш.. задира

    страшн.. соня

    сильн.. забияка

    . (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)

    Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?

    Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)

    Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,

    Лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)

    Цель :

    1) зафиксировать причину затруднения

    2) организовать диалог по проблемному материалу

    3)организовать уточнение и согласование темы урока

    4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    5.Этап изучения новых знаний

    Работа с учебником

    Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных.

    1 склонения?

    Вы готовы это сделать?

    Какого же рода слово неряха?

    Поработайте с предложениями..

    Опять эта неряха измазала тетрадь

    Опять этот неряха измазал тетрадь.

    Какой вывод сделали?

    Что на это указывает?

    Как Вы это поняли?

    Так какого же рода существительное неряха?

    Давайте придумаем как их можно назвать - Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

    Назовите тему нашего урока…(Слайд 5)

    Чтение правила стр.150.

    В первом предложении идет речь о неряхе-девочке

    Во 2 предложении неряха - мальчике

    Ответы детей

    Предложения детей

    Цель

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    6 Физминутка

    7.Первичное закрепление нового материала

    Работа со словами.

    (слайд № 6)

    Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун, забияка трус, трусиха трусишка?

    Какого склонения эти слова? Докажите.

    Ответы детей

    Цель : организовать усвоение детьми нового материала

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    8 Работа с орфографическим словарем.

    Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре?

    У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода.

    Прочитайте их. Все ли слова вам понятны?

    Чтение и объяснение слов

    9.Работа с лексическим значением найденных слов

    Составить с 2-3 существительными предложения (устно).

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    10.Закрепление изученного материала

    1)Упражнение «Угадай слово»:

    Продолжаем знакомство с существительными общего рода

    - по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик).

    1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга

    2) Умный человек. (умница)

    3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса)

    Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске).

    Цель : организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу

    Познавательные УУД

    Личностные УУД

    Коммуникативные УУД

    Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям.

    11 Групповая работа

    На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания.

    Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода.

    1. Серёжа - кругл... сирота.

    Катя - кругл... сирота.

    2. Ваня - больш... забияка. Марина - удивительн.. забия-

    3. Витя - больш... умница. Моя сестра Света - больш... умница.

    Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    12.Рефлексия

    Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель-

    ном? А что значит - правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок.

    - Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке.

    Работают на листочках

    Поднимают цветные карточки

    Цель : организовать фиксацию нового материала,изученного на уроке

    Личностные УУД

    13.Домашнее задание

    Упр.101.по заданию учебника, составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150

    Цель : закрепление нового материала

    Список использованной литературы

    1., Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система –) М.: Вита – Пресс, 2011.

    2., Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система –): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

    Приложение 1

    .Имя существительное – это...

    4.Найди ошибку.

    а) м. р. – скрипач, аккордеон , кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

    в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье.

    5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

    а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

    6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

    а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.

    Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.

    бедняга калека неумеха ревушка

    бедняжка каналья неумейка ровня

    белоручка коротышка обжора самоучка

    бродяга кривляка одиночка сирота

    брюзга кровопийца писака сладкоежка

    всезнайка кроха пискля сластена

    выскочка лакомка плакса соня

    горемыка левша подлиза сутяга

    грязнуля лежебока подпевала тараторка

    душенька молодец полусирота тезка

    егоза молодчина попрошайка тихоня

    ехида мямля почемучка трещотка

    ехидна невежа привереда трудяга

    жадина невежда придира тупица

    жадюга невеличка пройдоха умница

    забияка невидимка проныра ханжа

    задира недотепа простофиля хапуга

    зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка

    заика недоучка пьяница хитрюга

    замарашка неженка работяга худышка

    зевака незнайка разиня цареубийца

    злюка непоседа растеряха чистюля

    злючка неровня растяпа шельма

    зубрилка неряха рева юла ябеда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.