Налоговым периодом по водному налогу признается. Что такое водный налог - характеристика элементов, льготы, проблемы Водный налог сроки

Водные ресурсы страны – это особый вид природных богатств. Так же как и за , за водный забор и использование водоёмов налогоплательщики должны платить определённый вид налога: . Порядку налогообложения водным налогом посвящена целая глава Налогового Кодекса.

В какие сроки налогоплательщики должны отчитываться и уплачивать этот фискальный взнос? Для кого предусмотрены льготные условия? Об этом по порядку далее.

Сроки уплаты водного налога

Система налогообложения водным налогом предполагает сдачу отчётности и уплату налога. В данном случае сроки того и того совпадают. Одновременно со налогоплательщики должны совершить платёж той суммы, которая будет указана в отчётном документе. Все эти действия нужно успеть завершить до 20 числа месяца, после окончания каждого квартала.

Таким образом, для квартальных налоговых периодов водного налога установлены следующие периоды уплаты:

  1. I квартал – 20 апреля.
  2. II квартал – 20 июля.
  3. III квартал – 20 октября.
  4. IV квартал – 20 января.

Многие водопользователи задаются вопросом, куда они должны представить свою декларацию. Определяющую роль здесь играет место, где происходит пользование водным ресурсом, а также вид самого налогоплательщика. В соответствии с этим:

  • крупнейшие налогоплательщики должны обращаться в Межрегиональную ИФНС по КН;
  • физические лица и представители зарубежных компаний должны сдавать отчётность в ту инспекцию, которая выдала им лицензию;
  • всем остальным заинтересованным лицам стоит обращаться в налоговый орган, расположенный по месту водопользования.

Юридического лица влияет на способ подачи декларации. Штат численностью более сотни человек обязывает организацию представлять декларацию по ВН в электронном варианте. Другие налогоплательщики, отдельные и физические лица могут сдать отчётность на традиционном бумажном носителе.

Среди водопользователей, впрочем, как и среди всех других недропользователей, бытует такое мнение, что отсутствие в данный налоговый период освобождает их от обязанности формировать декларацию. Под объектом налогообложения здесь понимается вид использования водного ресурса, на который у организации имеется действующая лицензия. Это мнение ошибочно, так как декларация должна формироваться и представляться даже при отсутствии объёмов водопользования.

Таким образом, все налогоплательщики, занимающиеся лицензированным использованием водного объекта, должны самостоятельно исчислять и формировать декларацию, даже если её показатели будут нулевыми. Это делается в целях общего налогового контроля.

По инициативе самого может быть прекращена до истечения своего срока. Когда у налогоплательщика отпадает надобность в дальнейшем использовании вод, он закрывает лицензию или расторгает договор. Вместе с этим с него снимается обязанность ежеквартально отчитываться за пользование водой.

Просрочка и санкции

Несвоевременная подача декларации, точно так же как и просрочка платежа или неполная уплата водного налога считается налоговым правонарушением, за совершение которого обязательно должна наступить ответственность. Штрафные санкции по всем видам налогов, в том числе и по водному, оговорены в соответствующей главе основного налогового трактата. Глава 16 полностью посвящена этой теме.

В таблице представлены виды нарушений и соответствующие им штрафные меры:

Налогоплательщик не сдал декларацию Штраф от 1000 рублей или 5 % от суммы
Несоблюдение указанного способа сдачи отчётности Штраф 200 рублей
Искажение сведений в декларации, в том числе умышленное 40 000 рублей;

80 000 рублей, за умышленное деяние

Неумышленное и умышленное занижение налоговой базы 10 000 рублей

30 000 рублей (в зависимости от длительности нарушения)

Непредставление запрашиваемых документов налоговому инспектору 200 рублей за каждый документ
Особо крупная сумма недоимки по водному налогу:

От 1 800 000 рублей – ИП и физические лица;

От 6 000 000 рублей – юридические лица.

Административная ответственность в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей;

Уголовная ответственность в виде лишения свободы;

Запрет на занимание руководящего поста.

Взыскание всех этих штрафов правомерно только до истечения исковой давности.

Льготы по ВН

Известно, что у водного налога есть 4 объекта налогообложения – забор вод, сплав древесины, производство электроэнергии и использование акватории. Только для одного из этих видов водопользования предусмотрен льготный режим, для забора вод. Все остальные объекты налога не имеют льгот.

Проанализировав налоговые ставки для забора вод, можно увидеть, что они очень отличаются в зависимости от самих водных объектов и расположения их в пределах экономического района. И только один вид отбора вод предусматривает наличие твёрдой налоговой ставки вне зависимости от каких-то условий. Это такой забор воды, целью которого является водоснабжение жилищного фонда.

На каждый год, вплоть до 2026 года, установлена единая ставка водного налога для этого объекта налогообложения. На 2017 год она составляет 107 рублей за 1000 кубометров изъятых вод без учёта коэффициента. В последующие годы ставка будет расти.

Важно знать, что применение этой сниженной ставки неправомерно, если в лицензии налогоплательщика нет информации о том, что забор вод будет идти на нужды населения. При отсутствии такой отметки водный налог исчисляется на общих основаниях.

Иногда организация занимается отбором вод для нескольких целей, в том числе для водоснабжения жилищного фонда. В этом случае ведется раздельно с использованием соответствующих ставок. Если налогоплательщик не предусмотрел отдельного учёта вод для той и другой цели, он исчисляет налог по общим ставкам.

До сих пор много споров вызывает понятие водоснабжения населения. Что же подходит под определение этого термина, относится ли сюда предоставление воды для питья различным организациям и индивидуальным предпринимателя? Ответ на этот вопрос может дать судебная практика, так как многие налогоплательщики пытаются отстоять свои права на применение пониженной ставки водного налога.

По мнению судей, жилищным фондом считаются места постоянного ли преимущественного пребывания людей, где они зарегистрированы. Поэтому расчёт налога по ставке в 107 рублей в 2017 году в случае снабжения водой предприятий и учреждений не законен.

Сроки, уплата и возможные льготы по водному налогу рассмотрены в этом видео:

Водный налог сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Однако каждое изменение по водному налогу приводит к принципиальной корректировке его элементов. Попробуем разобраться, что представляет собой водный налог на сегодняшний день.

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог .

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • при использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • при использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • при лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог . Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

О новых правилах сдачи крупнейшими налогоплательщиками деклараций по другим налогам читайте в статье .

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). До 2015 года ее величина составляла 70 рублей за 1 000 куб. м.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога , предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015-2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Водный налог рассчитывают в том же порядке, который был предусмотрен НК РФ до внесения в 2015 году изменений в гл. 25.2. Изменился порядок расчета ставки по основным видам водопользования. Теперь ее определяют путем перемножения ставки водного налога , указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога , установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2016 - 2017 годах и кто его платит?

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу .

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Какие ставки водного налога в 2018 году? Таблица со ставками приводится в данном справочном материале. Расскажем о применении ставок, повышающих коэффициентах в 2018 году и особенностях расчета водного налога.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Ставки на 2018 год

Как было отмечено, размеры налоговых ставок водного налога напрямую зависят от целей использования воды. Так, например, ставка водного налога для водоснабжения населения (жилых домов):

  • с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляла 107 рублей за 1000 куб. м водных ресурсов;
  • с 01.01.2018 по 31.12.2018 – составляет 122 рубля за 1000 куб. м.

Забор воды

При взятии воды в пределах нормативов из поверхностных и подземных водных объектов налоговая ставка водного налога в 2018 году составляет:

Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка <*> в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из
поверхностных водных объектов подземных водных объектов
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Западная Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Озеро Байкал и его бассейн 576 678
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие реки и озера 288 336

Читайте также Государственная пошлина в ЗАГС: сколько в 2019 году

<*> К ставкам налога за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 года включительно применялся коэффициент 0,85 (ст. 2 Федерального закона от 28.07.2004 N 83-ФЗ).

Отдельные ставки по водному налогу установлены при заборе морских вод в рамках нормативов:

Море Ставка (руб. за 1000 куб. м)
Балтийское 8.28
Белое 8.4
Баренцево 6.36
Азовское 14.88
Черное 14.88
Каспийское 11.52
Карское 4.8
Лаптевых 4.68
Восточно-Сибирское 4.44
Чукотское 4.32
Берингово 5.28
Тихий океан 5.64
Охотское 7.68
Японское 8.04

Акватория

При использовании определенной надводной акватории ставка водного налога на 2017 г. следующая:

Экономический район Ставка (тыс. руб. в год за 1 кв. км)
Северный 32.16
Северо-Западный 33.96
Центральный 30.84
Волго-Вятский 29.04
Центрально-Черноземный 30.12
Поволжский 30.48
Северо-Кавказский 34.44
Уральский 32.04
Западно-Сибирский 30.24
Восточно-Сибирский 28.2
Дальневосточный 31.32
Калининградская область 30.84

В случае использования акватории поверхностных морских вод налоговые ставки по водному налогу установлены такие.

Налог – финансовый инструмент, существующий уже давно в государстве. Появился он вместе с возникновением государства и создавался как основной источник дохода. Средства использовались для содержания власти и его материального обеспечения. Помимо налогов в госструктуре используются другие инструменты, но он считается самым первоочередным по доходности.

Налог – безвозмездный платеж как для физических, так и для юридических лиц. Основной ролью выступает фискальная система. Доход используется для удовлетворения интереса государства и общества в целом. При правильном использовании средств, поступающих за счет налогообложения, налог станет регулирующим механизмом в стране и социальном управлении.

Водный налог обеспечивает реализацию вида платности за использование водного ресурса через стимуляцию экономического механизма для рационального использования, а также для восстановления водного объекта в целом.

Связано это с тем, что пресный водный ресурс считается ограниченным и уязвимым, что не дает возможности его восстанавливать в ускоренном темпе.

Статистика в государстве говорит о том, что только 20% из всей воды, продаваемой на прилавках, соответствует нормам и гостам санитарии. И не в зависимости от использования водного ресурса, платеж является фискальным, но взимается он по–разному.

Оплата, вносимая для восстановления ресурса, совершается за изъятие воды в установленном порядке и лимите. Так же этот платеж идет за использование воды без изъятия, в том числе за сброс сточной воды в водные объекты и иные виды деятельности, связанные с водными ресурсами.

На данный момент в России взимается платеж за использование недр подземной воды, за сбор водного ресурса предприятиями, за сброс загрязняющих компонентов.

Правовая основа – действующие правовые акты и нормативные документы, а так же методические указания.

Плательщики и объект налогообложения

Устанавливается данный вид налогообложения в соответствии с главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Был введен в начале 2005 года. Ранее сбор назывался платой за пользование водными ресурсами.

Плательщиками в этом случае выступают все учреждения и физлица, которые осуществляют водопользование в соответствии с действующим законодательством. Без получения лицензии воспользоваться могут юридические лица при использовании ресурса без применения сооружений.

В случае использования специализированных технических средств действие признается специальным водопользованием. Обязательно требуется наличие лицензии.

Физические лица и организации, которые осуществляют изъятие водного ресурса на основании договорных отношений по предоставлению объекта использования и после принятия Водного кодекса, не являются плательщиками налога. За использование ресурса взимается платеж на основании статьи 20 Водного кодекса в размере, указанном в договоре.

Вынести такое решение может только правительство России или исполнительный орган в соответствии с 21 статьей Водного кодекса. Так же там описаны основные государственные органы, которые могут принимать решение о передачи права на управление.

Водный налог не уплачивается гражданами, чей договор заключен позже начала 2007 года.

Объектом налогообложения считается:

  1. Получение и дальнейшее использование акватории водного ресурса. Исключение – лесосплав в кошелях.
  2. Забор водного ресурса из объекта.
  3. Использование в качестве цели гидроэнергетики.
  4. Использование для цели сплава древесного ресурса в плотах.

Не признаются объектами:

  1. Подземные воды, которые содержат лечебный ресурс.
  2. Получение водного ресурса для обеспечения пожарной безопасности и дальнейшей ликвидации бедствий.
  3. Использование ресурса для нужд обороны государства и правительства.
  4. Использование воды для рыболовства.
  5. Использование ресурса для мониторинга объектов, а также гидрографической, топографической работы.
  6. Использование для дальнейшего строительства рыбохозяйственного или воднотранспортного, канализационного назначения.
  7. Использование ресурса для строительства баз отдыха, предназначенного для ветеранов, детей и инвалидов.
  8. Забор водного ресурса для сельскохозяйственного назначения, полива и водопоя.
  9. Использование акватории для рыбалки и охоты.

Налоговые и платежные база и периоды

Налоговая база соответствует виду использования и водному объекту. В случае применения нескольких ставок по одному виду объекта, база должна определяться к каждой ставке.

Налоговая база и платежная определяются в каждом субъекте Российской Федерации по-разному, исходя из количества природных ресурсов и дальнейшего их использования организациями.

Налоговым и платежным периодом становится срок – квартал .

Водный налог подлежит уплате не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными лицами, которые подходят под условия использования. Они также обязаны предоставить налоговую декларацию по месту выдачи лицензии на пользование природными ресурсами.

Лицензии

Лицензию на использование водного ресурса должна получить организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие изъятие воды с помощью технических средств и сооружений. При отсутствии техники лицензия не обязательна к получению.

Если существует договор, подписанный после начала 2007 года, то лицензия так же не обязательна к получению. Исчисления налога происходит по действующему договору.

Ставки

Ставка по данному виду налогообложения установлена в соответствии с Налоговым кодексом в рублях за единицу базы налога, зависит от вида использования и устанавливается в соответствии району:

  1. Изъятия водного ресурса мира.
  2. Использовании акватории.
  3. В случае использования ресурса без изъятия воды.
  4. Сверх нормы – устанавливается в пятикратном размере. При отсутствии подтверждения квартального лимита – исчисление ¼ годовой суммы.

В случае изъятия ресурса:

  • 1.01–31.12 месяца 2018 года – 122 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2019 года – 141 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2020 года – 162 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2021 года – 186 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2022 года – 214 руб. за 1000 кубических метров воды.

Предполагается, что налоговая ставка после 2026 года будет определяться в соответствии с показателями за прошлый год, умноженными на ставку водного налога на конкретный вид использования и на коэффициент, предполагающий фактическое изменение в годовом соизмерении.

Правительство и действующее законодательство никак не могут изменить ставки, которые определяются Налоговым кодексом. Общая сумма к уплате – сложение суммы налогообложения, исчисленной по всем объектам.

Порядок расчета и уплаты в 2018 году

В случае забора ресурса – объем воды, которая забрана из объекта за конкретный промежуток времени (налоговый период для исчисления). Определяется объем на основании показания прибора, измеряющего показатели. Отражается в журнале первичного учета, постоянно обновляемом.

В случае отсутствия такого прибора определение происходит в соответствии с временными показателями работы и производства тех. средств. Если и такой возможности нет, то определение производится на основании норм потребления.

В случае использования акватории ресурса , за исключением вышеперечисленных моментов, определение происходит за счет площади предоставленной территории. Просматривается пространство по имеющееся лицензии. Если таковой документ отсутствует, то определяется на основании технической документации.

Если используется вода без дальнейшего изъятия , то определяется количеством электроэнергии за отчетной период.

В случае использования ресурса для сплава – произведение объемов древесного объекта за конкретный период и расстояние сплава в км., все это деленное на 100.

Например, учреждение действует на основании выданной лицензии на изъятие воды для нужд производства. Изъятие производится из скважин, которые находятся в бассейне реки Печора. Там поставлены приборы, которые измеряют объем ресурса.

Квартальный лимит на использование – 320 000 кубических метров. За первый квартал учреждение забрала 360 000 кубических метров. Нужно рассчитать сумму за первый отчетный период 2018 года.

Получается, что предприятие собрало несколько больше ресурса. Сверхлимитный объем составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 кубических метров.

По объему – в случае отсутствия сверх лимита, сумма складывается из нескольких составляющих:

320 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 / 1000 = 168 000 рублей, где

320 000 кубических метров – в рамках лимита;

300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса ;

1,75 – коэффициент к ставке в 2018 году.

По объему – в случае наличия сверх лимита:

40 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 * 5 / 1000 = 105 000 рублей, где:

40 000 кубических метров – сверх лимит;

300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1, п. 1 ст. 333.12 НК;

1,75 – коэффициент к ставке в 2018 году;

5 – коэффициент при сверх лимите.

168 000 + 105 000 = 273 000 рублей.

Сроки

Платежи по налогообложению должны быть уплачены не позднее 20 числа, следующим за отчетным периодом, то есть не позднее 20.04, 20.07, 20.10, 20.01.

Сумма налогообложения исчисляется самостоятельно налогоплательщиком. Для основания берется произведение налоговой базы и ставки, соответствующей ей. К уплате – сумма, полученная в сложении полученного налога, который исчислен по всем объектам налогообложения.

Отчётность и льготы

Отчетностью по налогообложению становится декларация по налогам. Декларация подается в налоговую организацию, находящуюся на территории пребывания объекта. Документ подается в срок, установленный действующим законодательством. Крупные налогоплательщики приносят документы по месту учета в соответствии с действующей статьей 83 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Уплата не подразумевает дополнительные скидки для льготников.

Ответственность за налоговые нарушения

Ответственность за налоговые нарушения и неуплату оговаривается в Налоговом Кодексе, а также в Уголовном. Именно эти два законодательных акта говорят обо всех нюансах в отношении правонарушителей.

За уклонение или несвоевременное внесение денежных средств предусмотрена ответственность:

  1. Налоговая , которая несет только финансовый характер. Это позволяет покрывать ущерб государственного бюджета. Отражается применение таковых санкций в 122 статье Налогового кодекса. Неуплата налогов карается в этом случае пени и штрафами.
  2. Уголовная подразумевает компенсацию причиненного вреда перед обществом. Например, это может быть санкция административная – солидный штраф, уголовная – ограничение прав и свобод. Регулируются такие действия статьями и Уголовного кодекса.

В любом случае гражданин, не выполнивший свои обязательства по уплате налогов, обязан оплатить штраф в размере 20% от стоимости недоимки. При этом данная компенсация не освобождает его от уплаты основного долга по налогу. Если происходит умышленное укрытие от уплаты – штраф увеличивается до 40%.

В основном такие штрафы применяются при некорректном заполнении . В остальных случаях, например, за просрочку или неуплату, к должнику применяются санкции в виде недоимки и пени.

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает только при получении информации о крупной недоимке. К уголовной ответственности могут привлечь человека, который:

  • не предоставил документ за отчетный период, что повлекло за собой дальнейшую неуплату долговых обязательств;
  • специальное уклонение от исполнения обязательств, которые связаны с удержанием платы налогов и перечисления их в государственный бюджет;
  • утаивание недвижимости и имущества организаций, которое может быть использовано для взыскания налогов.

Полная сумма задолженности позволяет налогоплательщика привлечь к ответственности. Конечно все это в рамках законов и в соответствии со сроком исковой давности. В случае объема крупной недоимки гражданину грозит ответственность, если долг составит для физических лиц – 1,8 миллионов рублей , для юридических – 6 миллионов .

Физические лица понесут наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 – 300 000 рублей. В некоторых случаях возможно лишение свободы сроком до года.

Если это юридические лица, то санкции аналогичные. Дополнением здесь становится запрет на получение руководящих должностей в течение конкретного времени.

КБК

Для перечисления водного налога применяется следующий КБК – 182 1 07 03000 01 1000 110 .

При перечислении пени по водному налогу КБК следующий – 182 1 07 03000 01 2100 110 .

При перечислении средств для уплаты штрафа по водному налогу – 182 1 07 03000 01 3000 110 .

Особенности регионального законодательства

Платеж взимается на федеральном уровне. На территории России действует Водный кодекс, который устанавливает платеж за использование ресурсов. Включены туда платежи по водному налогу и оплата для восстановления водного ресурса в последующем. Водный налог считается платой за право воспользоваться ресурсом, а не платой за сами ресурсы.

Оплата за использование начисляется в бюджет различного уровня в соответствии с действующими нормативными актами. В Федеральный бюджет должно зачисляться не менее 40% , а в бюджет иных государственных субъектов – 60% .

Налогообложение водных объектов – нестабильная система, которая подразумевает изменение стоимости в зависимости от уровня инфляции и способов использования природного ресурса. Для исчисления налога в соответствии с законодательными нормами стоит привлечь квалифицированного сотрудника, который корректно заполнить налоговую декларацию. Иначе, при любом некорректном заполнении налогоплательщик понесет финансовые убытки.

Информация по водному налогу и другим важным вопросам налогообложения представлена в данном выпуске.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.