Святой преподобный давид. Преподобный Давид Гареджийский


Жития святых мужей
09.03.2010

(6 сентября)

Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской , причинял много зла людям, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой.

Под своим началом он имел более тридцати человек, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, задумался он о своей жизни и вспомнил, сколько зла и бедствий он причинил людям. Его объял страх. Он оставил всех своих напарников и пошел в монастырь.

Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и спросил его, чего он хочет.

Давид ответил:

— Хочу быть черноризцем.

Привратник пошел и сообщил об этом игумену. Игумен вышел к нему, но, видя, что он человек старый, сказал:

— Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут в великом воздержании. Ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнять.

Давид продолжал умолять игумена принять его в монастырь.

— Все, что прикажете мне, сделаю — говорил он, — только примите меня.

Игумен отказывался, Давид умолял:

— Знай, отче, что я — Давид, начальник разбойников. Пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.

Услышав такую угрозу, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин.

И начал Давид подвизаться в воздержании и обучаться смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и стал служить всем на пользу своей жизнью и словом.

Однажды, когда Давид сидел в келии, ему явился архангел Гавриил и сказал:

— Давид, Господь простил грехи твои, и ты будешь отныне творить чудеса. Давид ответил ему:

— Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.

Архангел сказал на это:

— Я — Гавриил архангел, который не пощадил Захарию, когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мной. Тебя ли пощажу? Итак, отныне ты будешь немым.

Давид поклонился и сказал ангелу.

— Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!

Ангел ответил:

— Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а остальное все время да будешь безмолвен.

Так сказав, ангел отошел от него. Давид восхвалил Бога о прошении своих согрешений. После этого он, по милости Божией, сотворил многие чудеса: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. В церкви он воспевал благость Божию в молитвах, но никаких других слов за ее стенами произнести не мог. Таким образом он прожил много лет всем в назидание и мирно преставился ко Господу в преклонных летах.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.

Житие преподобного Давида Гареджийского. Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI века, в Грузию прибыли из Сирии или, как многие думают, из Каппадокии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии.
В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским.
Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе.
Первоначальник грузинского монашества преподобный Иоанн Зедазнийский прославился в Сирии, в недрах Церкви Антиохийской, подвигом добрым - молитвенным и богохвальным.
Вокруг него собралось боголюбезное иночество: небо и земля. Ангелы и люди взирали на этого авву и его паству; не скрылись их добродетели и от взора Пресвятой Девы Богородицы.
Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую.
Об этом видении Иоанн сообщил своим ученикам и поручил им в продолжении 40 дней поститься и молиться. Когда исполнилось время молитвы и поста Иоанн собрал своих учеников и сказал им: "Дети и возлюбленные мои братья, я вижу, что вы исполнены благодати Божией и совершенны во всех делах Божиих! Слушайте! Так как я видел Преблагословенную Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которая повелела мне избрать из вас двенадцать, и вместе с избранными отправиться в дальнюю Иверскую страну, чтобы потрудиться в новонасажденной церкви Христовой, то я для удобства напишу имена всех вас на отдельных хартиях и положу их на Престол, и проведем всю ночь в молитве, чтобы Сам Господь избрал из нашей среды тех, кто предался Божественной воле Его".
Ученики отвечали ему на это: "Отче святый! как повелел тебе Господь, так и делай, но мы все-таки не оставим тебя и не разлучимся с тобою".
Всю ночь провели они, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: "Кирие елейсон".
Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива.
Прп.Давид Гареджийский с учеником Лукианом.
Блаженный Иоанн поступил таким образом для того, чтобы ученики не подозревали его в лицеприятии, и чтобы не скорбели те, коим придется разлучиться с вожделенным учителем Иоанном.
Это было то время, когда Симеон Столпник - вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.
Наконец после долгого и утомительного путешествия приблизились путники к столице Иверии Мцхета, где царствовал Парсман VI (541-555 гг.). Тогдашнему Мцхетскому Католикосу (патриарху) Евлавию явился Ангел Божий и сказал: "Вот идет Иоанн раб Господень с учениками своими. Он будет утверждать страну сию в вере православной, насажденной святою Ниной. Встань и встреть их с радушием, ибо они посланы Богом; не препятствуй намерению их; внутренний их человек просвещен и украшен всеми добродетелями".
Встал достойный Евлавий, пошел с клиром и множеством народа до первой близлежащей деревни, сам идя впереди других, облаченный в ризы, желая узнать, кто эти рабы Господни. Долго ждал, наконец показались святые отцы - босые, в рубищах, бедные на вид, в клобуках по обычаю сирийских иноков. Едва завидев их, блаженнейший Католикос тут же понял, что это те, о которых имел откровение чрез Ангела; он подошел к ним поближе, обнял святого Иоанна и сказал ему: "Для блага пришел к нам, святой отче!" Посланник Божий Иоанн упал ему в ноги и благодарил: "Владыко святый! Благословен Бог, удостоивший меня поклониться святости твоей". Ему последовали и ученики его, и все приняли от Католикоса первосвятительское благословение.
Здесь нельзя не обратить внимания на совершившееся чудо! Каким это образом ангелопослушный Католикос и блаженный Иоанн узнали имена друг друга, и каким образом блаженный Иоанн свободно объяснялся с Католикосом по-грузински? Чудо это уподобим разумению языков после сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых, когда для проповеди апостольской Господь упразднил разделение людей по говору и наречию. Воистину чудны дела Господа Иисуса, давшего рабу Своему Иоанну понимать язык, которого он никогда не знал и не слыхал, и которому не учился. Все, видевшие это чудо, дивились и прославляли Бога Творца чудес.
Прп.Давид Гареджийский.
Святые отцы по внушению свыше прибыв в столицу Грузинского царства Мцхета, поклонились Животворящему Столпу, хранящему в недрах корней своих Нешвейный Хитон Господень и взошли на Зедазнийскую гору, что в десяти километрах от Мцхета, на северной стороне, и поселились там для окончательного упразднения языческого идольского духа, витавшего над здешними горами. Эта гора называлась по имени прежде стоявшего здесь идола Задена, который был свергнут в свое время молитвами Равноапостольной Нины. Но идольская скверна все еще обитала здесь. Теперь же сия гора стала местом обиталища благодати Божией. Просветители Иверии, ученики аввы Иоанна, воспитались здесь и понесли во все концы земли Иверской свет молитвы, покаяния и смирения во Христе Иисусе.
По прошествии трехлетних иноческих трудов на некогда мерзком месте ученики преподобного Иоанна Зедазнийского, поучившись от него Премудрости Божией и получив особые для каждого из иноков наставления и советы, разошлись по земле Иверской для проповеди Евангелия. Некоторые из отцов остались в Карталинии, а другие пошли в кахетинскую область. И случилось это также чудесно, как и пришествие их в Иверию.
Однажды ночью блаженному Иоанну явилась Пресвятая Богородица с Равноапостольною Ниной и повелела ему Владычица, чтобы он разослал учеников своих по разным местам Иверии для проповеди слова Божия и утверждения веры Христовой среди всех грузинских племен. Святой Иоанн собрал учеников своих, рассказал им о своем видении и о повелении Владычицы Богородицы. Преподобный авва велел всем готовиться в путь, который каждому из них укажет Сам Господь.
Тяжко было ученикам расставаться с возлюбленным учителем своим, но никто не смел противиться учителю, будучи уверенным в том, что так угодно воле Божией. Авва Иоанн привел учеников своих к Евлавию Католикосу, поведал ему о повелении Владычицы земли Иверской Богородицы и попросил его благословить их будущие труды и оградить их пути своими первосвятительскими молитвами. Католикос, благословляя их, просил каждого взять с собою по одному монаху для помощи себе.
Все согласились на это, кроме святого Шио, любителя отшельнической и одинокой молитвенной жизни, он просил, чтобы ему позволили вести совершенно уединенную жизнь вдали от всякой человеческой суеты.
Затем святой Иоанн наставил учеников, как им жить в разлуке с учителем и дал следующее назидание: "Любезные дети мои! Для блага этой страны Господь послал вас сюда и, как видите, страна эта новонасажденная в вертограде Господнем, требует орошения учением слова Божия, чтобы посредством проповеди и назидания укрепились в ней твердо корни православной веры. Поэтому каждый из вас, подобно Апостолам, должен отправиться возвещать православие, совершать святое крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа и поучать пребывающих в невежестве поклоняться одному Господу нашему Иисусу Христу. Да не будет, дети мои, предпочтено вами что-нибудь кроме любви Господней, иначе вы уподобитесь нашему праотцу Адаму, который не любви Божией искал, и поэтому лишился райского блаженства и все потомство свое обрек заботам, трудам, лишениями и, наконец, смерти, вкусив запрещенного плода, за что и был изгнан из рая".
Разойдясь по иверским землям, преподобные отцы составили великий иверский двенадцатисвечный светильник, просветивший все племена грузинские истиной Христовой.
Среди этого новообразованного неба - Иверских святых возгорелась, чудно блистающая жемчугом святости и постничества, звезда - слава начальника кахетинского монашества и основателя многих монастырей преподобного Давида, по прозванию Гареджийского.
Одно из чудес прп.Давида - пожжение змея огнем. Фреска XI в. в монастыре Удабно рядом с Лаврой Давида в Гаре Кахети.
Преподобный Давид по благословению возлюбленного учителя своего Иоанна избрал для своих апостольских трудов город Тбилиси. Прибыв к месту, жаждущему воды живой - благодати Святого Духа, Давид поселился вдали от населенной части города на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая Гора), которая находится на западной стороне города.
Гора эта носит, вообще-то, два названия: одно - Мтацминда, или Святая Гора, она получила в конце XVI века от Святого Афона, когда иноками афонского Иверского монастыря был основан здесь монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, который и считался его подворьем. Афон, как известно, и до сих пор называется по-грузински "Мта-Цминда"; другое наименование же этой горы - "Давидовская" определилось в VI веке, с того времени, когда святой Давид поселился на ней.
На склоне горы он устроил маленькую пещеру, а для молитвы маленькую церковь, или вернее - часовню, в которой поставил божественный Образ Спасителя и вел здесь строго подвижническую жизнь вместе со своими послушниками, вознося Творцу своему сердечные и горячие молитвы; пищею ему служила скудная горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода. Своей праведной святою жизнью и внушительной проповедью этот богоданный учитель стал благотворно влиять на жителей Города. Каждый четверг, как говорит предание, святой отец спускался с горы к жителям, и своими проповедями поддерживал и утверждал в них христианское учение, благовествуя об уготованном для всех спасении во Иисусе Христе.
Огнепоклонники и другие враги христианской веры, которых немало было в то время в Тбилиси, завидуя святой жизни преподобного Давида и успехам его проповеди, чтобы очернить его перед народом, возвели на него страшную клевету, обычную по своей лживости.
Вот как говорит об этом предание, до сих пор живо сохраняющееся в памяти грузинского народа. На месте ныне существующей Квашэтской церкви (на проспекте Руставели) жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника.
Так было не раз в истории церкви, - всегда враг ополчается именно таким лживым обвинением против целомудренных и девственных подвижников.
Преподобного Давида потребовали на суд. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу; дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: "Я ли отец твой?"
Из утробы обольщенной девицы послышался голос: "Не ты", - и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: "Да родишь ты камень!" Вдруг она почувствовала страшные боли и родила камень; такое обличение лжи и послужило, как говорят, причиною постройки Квашэтской церкви в Тбилиси.
В память этого события, в благодарность Господу, давшему Давиду власть над внутренним людским, преподобный Давид испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу и, в особенности, - быть благодатным для жаждущих чадородия неплодных женщин. Это тот самый источник чистой ключевой воды, который и ныне находится на склоне Мтацминда в городе Тбилиси, к северо-западу от церкви преподобного Давида, привлекая к себе множество бездетных паломниц.
Лукавый нрав жителей и многомятежная жизнь большого города возмутили дух Давида, словом своим разверзшего утробу грешницы, и он удалился для стяжания Духа Божия в суровейшие иверские места, чтобы молитвою и покаянием препобедить лукавство и мятеж, посеянные в людях извечным врагом рода человеческого. Преподобный Давид ушел в Гареджийские горы, расположенные между реками Курою и Иорою в семидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси. Тут он устроил обитель. Авва Давид с того времени стал называться Гареджийским.
… Описано много чудес по молитвам святого Давида Гареждийского. Вот некоторые из них:
Когда Преподобный Давид со своим учеником Лукианом ушел в пустыню, то вскоре они съели все, что можно было употреблять в пищу. Тогла Лукиан стал скорбеть и вопрошать Давида о еде. Преподобный утешил ученика своего, помолился Господу, питающему всю тварь Свою, и пища не замедлила появиться, - прибежали лани, с полными сосцами молока и предложили его преподобным. Давид подоив ланей, крестным знамением претворил молоко в сыр, и сказал Лукиану, - бери и ешь.
В другой раз лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детей; Преподобный по своему милосердию повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змий в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал просимое змею. Но когда змей уходил в Куру, преподобному явился Ангел и потребовал обернуться; Давид помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змия, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.
…На месте монашеских подвигов преподобных Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей.
Гора Давида, возвышающаяся, будто крепость над Тбилиси, известна под названием Мтацминда (Святая Гора), как Афон - удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течет родник, который народ прозвал “слезами Давида”.
В Грузии существует предание, что три раза посетить Гареджийскую пустыню равно паломничеству в Иерусалим.
Преподобный Давид погребен в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан.
Празднование памяти преподобного Давида Гареджийского – переходящее в среду по Вознесении Господнем.

(www.georgianweb.com; www.liveinternet.ru; mytbilisi.narod.ru; images.google.ru).

Тропарь, глас 8:

           В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.

Молитва:

           О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Давидо-Гареджийская пустынь.
Пещерный Гареджийский монастырь, созданный
преп.Давидом Гареджийским.
Гареждийские пещеры.
Гробница прп.Давида Гареждийского в пещерной церкви (справа).
Кашветская церковь, в которой находится чудотворный
образ прп.Давида Гареджийского.

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и приумножить семейное счастье каждого, кто искренне попросит об этом.

Святой Давид жил вблизи Тбилиси в 6 веке. Мужчина проповедовал христианское учение и говорил о нем с такой любовью и смирением, что люди начали прислушиваться к святому и обращаться в православную веру. Деяния Давида вызвали гнев язычников-огнепоклонников. Решив разделаться с христианином, они подкупили гулящую девицу, чтобы она признала в святом отца своего будущего ребенка.

Христианский проповедник предстал перед судом, защищая свою невиновность. Подойдя к женщине, он коснулся ее живота своим посохом и спросил: «Я ли отец твой?»

И тут Господь явил чудо справедливости и правосудия. Из чрева раздался голос нерожденного ребенка: «Нет, не ты мой отец» . Женщина была посрамлена, а настоящий отец дитя предстал перед судом. Святой же в память о справедливости Господа молил о целебном роднике в горах. И такой родник был дан: его вода начала исцелять женские болезни и бесплодие.

Где находится чудотворный образ

Икона Давида Гареджийского в настоящий момент находится в храме Живоначальной Троицы на Грязех в городе Москве.

Описание иконы

Наиболее известная икона святого изображает Давида Гареджийского почтенным старцем. Одной рукой святой благословляет каждого, кто подходит к образу с молитвой, а в другой держит камень, символизирующий крепость и нерушимость православной веры.

В чем помогает чудотворный образ

Преподобному Давиду Гареджийскому в первую очередь молятся женщины. Святой считается покровителем нерожденных детей и будущих матерей: его просят исцелить бесплодие и женские болезни. Известно множество случаев чудесного исцеления безнадежных, казалось бы, ситуаций.

К примеру, в семье одного священника долгое время не было детей. Батюшка и матушка безуспешно молили святых долгие годы. Оказавшись проездом в Москве, священник побывал на водосвятном молебне Давиду Гареджийскому и привез своей жене бутылку с этой водой. Через 9 месяцев у них родился сын, а еще через два года — дочь.

Молитвы иконе преподобного Давида

«Преподобный отче Давиде, угодник Божий, проповедник и справедливого суда не убоявшийся! Смиренно молю тебя: упроси Господа нашего Иисуса Христа даровать мне счастье продолжить род человеческий. Святой отче, исцели боль мою и яви чудо твоего покровительства. Аминь».


«Святой Давид, горный проповедник, Божий угодниче, надежду дарующий, в слезах молю тебя: исцели болезни мои телесные и душевные, упроси Господа нашего простить прегрешения мои и одарить своею благодатью, дабы продолжился род мой и радость пришла в нашу семью с появлением благословенного дитя. Аминь»

Эту молитву можно читать как в церкви, так и дома. Настроиться на молитвенное правило и прийти в нужное состояние вам поможет пламя церковной свечи .

Как выглядит образ преподобного Давида

Помимо канонического образа святого Давида Гареджийского достаточно распространена икона старца, на которой он изображен с младенцем на руках.

Этот образ символизирует помощь преподобного проповедника в исцелении женского недуга бесплодия.

Защитить свою семью от недугов и очистить душу и тело от болезней и недугов вам помогут молитвы о здравии . Мы желаем вам семейного счастья и здоровья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

08.06.2017 06:06

Болезнь — это всегда большое горе. Недуги сильно влияют на жизнь и портят планы на будущее. Узнайте, какие молитвы...

(† 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским (Токмаков . С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого).

Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. (Зимин А . А . Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети ХVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

Об иноческих трудах Д. известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий († 9 сент. 1515) посетил Давидову пуст. на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в совр. росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба Д. и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском мон-ре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 г. кончина Д. отнесена к 19 сент. 1529. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что «преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день» (Барсуков . Источники агиографии. Стб. 144). Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь к-рого Д. принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти Д. маловероятен. По др. сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической лит-ре XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина) , М. В. Толстого , Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 окт. 1520. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Д. был погребен на территории пустыни, впосл. над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение», о к-рой в монастырской описи XVII в. говорится: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный» (Холмогоров В ., Холмогоров Н . Ист. мат-лы о церквах и селах XVII-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7. С. 140-141). В 30-х гг. XVIII в. над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под к-рой в 1740 г. устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1867-1870 гг. на месте разобранной колокольни со Знаменской ц. был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному (Прп. Давид Серпуховский. С. 6, 8; Токмаков . С. 4-5).

23 мая 1997 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей Д. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти Д. в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 окт., 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день тезоименитства Д. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 2001 г.

Служба и акафист Д. были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пуст. архим. Германом (Хапугиным; настоятель в 1995-2005). Служба начинается с малой вечерни, в конце к-рой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей Д. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого. Д. посвящен храм на подворье Давидовой пуст. в с. Талеж, построенный в 1997 г.

Ист.: Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003.

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 1; СИСПРЦ. С. 72; Строев . Списки иерархов. Стб. 235; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 143, 144; Описание о российских святых. С. 230; Леонид (Кавелин) . Св. Русь. С. 152-153; Зверинский . Т. 2. С. 121; Токмаков И . Ф . Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Голубинский . Канонизация святых. С. 321; Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003р; Ефремов А . Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042.

Архим. Макарий (Веретенников)

Иконография

Известно, что существовали иконописные изображения Д. По описи 1745 г., в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» над местом погребения святого - «образа Вознесения Господня и преп. Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» (Виноградов . С. 36). Однако не уточняется, был ли это образ Д. или его тезоименитого святого - прп. Давида Солунского. В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. Д. упомянут под 18 окт. без описания внешнего облика (РНБ. Погод. 1931. Л. 50).

Поясной образ святого был включен в программу росписи 70-х г. XIX зап. части храма Христа Спасителя, возле композиции «Сретение Владимирской иконы Божией Матери». В группе подвижников XVI в. он представлен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-е гг. XX в.).

В часовне Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста (принадлежала Давидовой пуст.) находилось печатное изображение Д. (сер. XIX в.). Одна из литографий с фигурой преподобного в виде старца с округлой бородой средней длины, в мантии, епитрахили и куколе (левая рука на груди), на фоне монастырских построек опубликована в 1892 г. (см. илл. в кн.: Токмаков . Между с. 2 и 3). Основой для многочисленных икон и росписей кон. XX - нач. XXI в. стал иконописный образ Д., воспроизведенный в 1915 г. (Виноградов . С. 10). Святой, сухощавый, немного смуглый, с седой, острой на конце бородой, представлен в рост, фронтально, облачен в рясу, мантию и схиму с куколем на голове, в правой руке - игуменский посох, в левой - свиток.

В кон. XX - нач. XXI в. для Давидовой пуст. написаны иконы Д. разных изводов - ростовые и поясные изображения преподобного в виде старца с длинной седой бородой, в монашеском одеянии и в куколе, с благословляющей десницей и посохом (у раки - под образом Вознесения Господня, 1998), или с посохом и свитком (мозаика на зап. стене Вознесенского собора с внешней стороны, 2002-2003). Иконы выполнены как в канонической древнерус. стилистике, так и в традициях академической живописи и поздней иконописи. На иконе 2003 г. из местного ряда иконостаса собора Всемилостивого Спаса святой изображен фронтально в рост на фоне обители (на свитке текст: «Братия моя, всех молю имейте страх Божий и чистоту душевную»), на неск. иконах 1999 г. (ризница мон-ря, частное собрание) Д. представлен с непокрытой головой, в молении Богородице (тип «Знамение») в облачном сегменте, с панорамным видом обители в нач. XX в., на полях - преподобные Герман Аляскинский и Пафнутий Боровский. На крышке раки Д. находится его образ в схиме, с закрытыми глазами и сложенными на груди руками (1999).

На зап. стене трапезного храма Всех святых Давидовой пуст. в росписях 2003 г. изображены: Д. на коленях молится накануне основания обители пред иконой Божией Матери «Знамение» (висит на стволе дерева, за спиной Д.- 2 монаха и 2 «простых мужа»); посещение Давидовой пуст. прп. Иосифом Волоцким и беседа с Д. (во время трапезы прп. Иосиф благословляет и поучает братию). Икона Д. с 16 клеймами жития, написанная в 2001 г. для иконостаса Вознесенского собора, содержит традиц. порядок клейм от рождества святого до посмертных чудес и обретения св. мощей.

Лит.: Токмаков И . Ф . Историко-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892. Ил.; Виноградов Н . П ., диак . Вознесенская второкл. общежит. Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 10, 11, 36; Мостовский М . С . Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91-92; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042. С. 2, 7-8, 24, 32-33.

И. А. Волков

Давид, в миру Даниил, родился в начале 50-х гг. XV в. и происходил, согласно преданию, из рода князей Вяземских.


Преподобный Давид Серпуховской. Галерея икон Щигры .

В начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители - прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского . Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский , великий иконописец Дионисий , иеромонах Макарий, будущий святой митрополит Московский и всея Руси.

Жил отшельником на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова . В 1515 году на правом берегу реки построил церковь во имя Вознесения и положил основание Давидовой пустыни.


Преподобный Давид Серпуховской с Вознесенской пустынью. XIX в (см. Иконография учеников Сергия Радонежского).

Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется «преподобным».

Мощи преподобного старца, почившего 18 октября 1520 г., почивают в соборном каменном храме обители, где хранится и гроб преподобного Моисея Угрина, подвижника Печерского.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.