Как проходят выборы президентов в разных странах мира. Какие избирательные системы предпочитают развитые страны? Избирательная система Великобритании

Понятие избирательного права и сущность выборов. Выборы осу­ществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах - совет директоров или иной орган, в кооперативах - правления и т.д. Многие государственные органы также избираются в центре (парламен­ты или по крайней мере их нижние палаты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления - советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщенно представительными. В редчайших случаях избирается непосредственно гражданами премьер-министр: в 1996 г. такие выборы впервые состоя­лись в Израиле. Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.

Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства) и региональными;

очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы - это непосредст­венное избрание гражданами своих представителей в органы государ­ства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми вы­борами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалат­ного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангла­деш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю па­лату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране - Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.

Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о приме­нении той или иной системы выборов - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, националь­ной спецификой.

Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, со­бравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатов суммируются в Вашингтоне - столице США. Подобный порядок существует в Аргентине, до 90-х годов он применялся с определен­ными поправками в унитарной Финляндии. Косвенными выборами из­бирается сенат во Франции, где голосуют за кандидатов: а) члены ниж­ней палаты парламента, избранные от данного департамента - адми­нистративно-территориальной единицы; б) члены советов - органов местного самоуправления региона - наиболее крупной административно-территориальной единицы; в) члены генеральных советов департаментов; г) специально избранные для такого голосования муници­пальными советами их члены. Косвенными выборами избирается также верхняя палата парламента в Индии, президент в Германии и т.д. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой изби­рательной коллегией, а постоянно действующим органом. Наиболее от­четливый пример этого - избрание президентов парламентами в Гре­ции, Турции и других странах.

Самая развитая экономика в мире у США. Следом идут Китай, Япония и Германия.

Государство ВВП (указано в долларах США)
Соединённые Штаты Америки 18153487
Китайская Народная Республика 11393571
Япония 4825207
Федеративная Республика Германия 3609439
Соединенное Королевство Великобритании 2782338
Французская Республика 2605813
Индия 2220043
Итальянская Республика 1914131
Бразилия 1835993
Канада 1584301
Российская Федерация 1425703
Южная Корея 1414400
Австралийский Союз 1313016
Королевство Испания 1277961
Мексика 1152770
Республика Индонезия 888958
Турецкая Республика 888818
Голландия 788108
Саудовская Аравия 702099
Швейцарская Конфедерация 680113
Королевство Швеция 540960
Аргентинская Республика 524532
Республика Польша 481280
Королевство Бельгия 475046
Федеративная Республика Нигерия 456389
Королевство Норвегия 430823
Исламская Республика Иран 511755
Австрийская Республика 395634
Королевство Таиланд 388308
Объединённые Арабские Эмираты 375190
Филиппины 369969
Арабская Республика Египет 331297
Королевство Дания 325104
Гонконг 317690
Государство Израиль 309342
Республика Колумбия 307430
Малайзия 307242
Южная Африка 306555
Пакистан 291845
Республика Сингапур 290909
Республика Ирландия 250866
Финляндия 245784
Чили 242312
Бангладеш 216291
Португалия 204909
Греция 203733
Ирак 202002
Вьетнам 190497
Перу 189001
Румыния 186559
Чехия 185560
Новая Зеландия 183341
Алжир 173452
Катар 187756
Казахстан 154947
Кувейт 141738
Венгрия 123400
Марокко 102159
Ангола 98982
Украина 98629
Эквадор 95343
Словакия 91237
Судан 84876
Шри-Ланка 80110
Узбекистан 70841
Оман 75934
Доминикана 68030
Эфиопия 67515
Кения 66886
Мьянма 62401
Гватемала 62846
Болгария 53239
Беларусь 53200
Коста Рика 52644
Уругвай 52449
Хорватия 50491
Панама 48989
Танзания 48539
Азербайджан 46455
Ливан 46129
Словения 44721
Люксембург 44691
Литва 42423
Тунис 42123
Гана 38864
Туркменистан 37762
Макао 38809
Сербия 37258
Иордания 37057
Кот-д’Ивуар 35968
Боливия 33403
Демократическая Республика Конго 32705
Бахрейн 31205
Йемен 28774
Латвия 28685
Камерун 28226
Парагвай 27339
Уганда 27296
Сальвадор 24849
Эстония 23369
Замбия 21643
Тринидад и Тобаго 21397
Непал 21062
Кипр 20105
Афганистан 19937
Гондурас 19579
Исландия 19049
Камбоджа 17934
Босния и Герцеговина 17171
Папуа - Новая Гвинея 16724
Зимбабве 15230
Ботсвана 14879
Палестина 14715
Сенегал 14643
Лаос 14538
Габон 14270
Грузия 14157
Мозамбик 13788
Мали 13551
Ямайка 13424
Бруней 16085
Никарагуа 12599
Маврикий 12325
Албания 12219
Буркина Фасо 11937
Намибия 11457
Армения 11006
Монголия 10742
Мальта 10548
Македония 10374
Чад 10367
Мадагаскар 9877
Таджикистан 9662
Бенин 8939
Конго 8770
Гаити 8488
Руанда 8393
Багамские Острова 8223
Экваториальная Гвинея 7995
Нигер 7712
Молдова 7513
Косово 7000
Кыргызстан 6714
Гвинея 6090
Малави 5833
Южный Судан 9704
Мавритания 4805
Фиджи 4346
Черногория 4340
Барбадос 4226
Того 4088
Суринам 3947
Свазиленд 3803
Сьерра-Леоне 3606
Гайана 3284
Мальдивы 3100
Бурунди 2934
Лесото 2662
Аруба 2543
Тимор-Лешти 2708
Бутан 2000
Центрально-Африканская Республика 1723
Либерия 1720
Белиз 1618
Кабо-Верде 1604
Сейшельские Острова 1459
Антигуа и Барбуда 1352
Соломоновы Острова 1128
Гренада 947
Республика Гамбия 895
Сент-Китс и Невис 869
Независимое государство Самоа 801
Коморские Острова 608
Содружество Доминики 496
Королевство Тонга 430
Микронезия 386
Кирибати 272
Палау 268
Маршалловы Острова 236
Науру 140
Тувалу 57

Каждая отдельно взятая страна имеет свою экономическую политику, в которой неотъемлемо есть как сильные, так и слабые стороны. Если государство богато полезными ископаемыми, то чаще всего экономика строится на экспорте ресурсов, что ослабляет производственную составляющую.

10 самых крупных мировых экономик в 2018 году

США

Самая стабильная экономика в мире принадлежит США, она удерживает свои лидирующие позиции уже более 100 лет. Всесторонне развитая экономическая политика базируется на банковской системе, крупнейшей фондовой бирже, передовых технологиях в области IT и сельском хозяйстве, которое не лишено инновационных решений и прогресса.

Америка благодаря значительному охвату сфер деятельности и передовым технологиям в них обладает большим влиянием в мире и пользуется этим.

Доллар уже много лет является мировой валютой и котируется во всех странах. на 2017 год составили 19,284 триллиона долларов, что позволяет понять: почему экономика США первая, возглавляя рейтинг.

Китай

Самая быстроразвивающаяся экономика, способная вскоре потеснить Америку и сдвинуть ее с занимаемого лидирующего места в ТОП крупнейших экономик мира. В Китае активно разрастается промышленность, сельское хозяйство и технологии. Рынок автомобилестроения крупнее американского и японского вместе взятых.

Китайская одежда и техника поступает на рынки большинства стран, очень развит экспорт во всех направлениях. Китай обеспечивает пищевыми продуктами 1/5 населения планеты, при этом используя лишь 9% земель, предназначенных для сельского хозяйства.

Ежегодно рост ВВП составляет 10%, что дает повод для беспокойства Америке. представлена в ТОП экономик мира в лице Китая, как самой сильной и развитой державы, остальная Азия имеет более слабые показатели.

Несмотря на кризис, который испытывает Европа в последние годы, по-прежнему стабильно стоит на ногах и обеспечивает себе ежегодный прирост ВВП, который на данный момент составил 3,591 триллиона долларов.

Великобритания

Экономика Западной Европы в лице стран участниц представляет размытую картину, но неоспоримым лидером является , которая вошла в общий рейтинг по всем странам планеты. Страна бедна на природные ресурсы, поэтому ее экономическая политика базируется на сфере услуг, промышленности и туризма.

Касаемо промышленности, лидерами являются следующие сферы: авиация и фармацевтика, а также автомобилестроение и текстильная индустрия. Великобритания привлекает инвестиционные вливания бизнес-представителей других стран своей либеральной банковской политикой, которая позволяет реализовывать «отмывание» денежных средств.

Но в 2018 году страна выходит из состава , и специалисты затрудняются предположить: какой урон экономике государства это принесет и как изменится ее положение в мире.

Какие можно узнать на нашем сайте.

Франция

Экономическое положение страны достигнуто благодаря индустриально-аграрной политике. За счёт сельского хозяйства Франция обеспечивает продукцией страны ЕС, ¼ часть всех поставок приходится на долю этого государства.

Лучшие показатели по посещаемости страны были достигнуты во много благодаря Эйфелевой башне, ее узнаваемости и атмосфере романтики, ассоциирующейся с ней.

Но имея высокую посещаемость страны, на туризме не выплывает. Дело в том, что денежные средства, оставляемые туристами в державе, имеют меньший объем по сравнению с Америкой, это связано с тем, что туристы во Франции не задерживаются, а увидев основную достопримечательность, уезжают в соседние страны. ВВП Франции на данный момент составляет 2,537 триллиона долларов США.

Можно на нашем сайте.

Во многих странах национальный сепаратизм стал реальной угрозой их целостности. Для примера можно привести многолетний конфликт в Ольстере (Северной Ирландии), но там помимо национальных противоречий имеет место и религиозное противостояние между ирландцами-католиками и протестантами-англичанами. При попытках решить этот конфликт силой британские власти натолкнулись на сопротивление ирландских террористов. Самой крупной группировкой является ИРА - Ирландская республиканская армия. Особенно громкие террористические акции имели место в Великобритании в 1980-90-х гг. А в Северную Ирландию вводились полицейские и военные силы. Белфаст превратился в прифронтовой город. Однако сломить сопротивление сепаратистских групп не удалось и в конце концов обеим сторонам пришлось сесть за стол переговоров. До сих пор решения, устроившего бы обе стороны, не выработано. Однако террористические акты прекратились. Столь же сложные отношения сложились и между испанским правительством и басками, народом, живущим на севере Испании. Там тоже, из-за безрезультатности остальных методов воздействия на центральные органы власти началось формирование организаций террористического толка. Самая известная из них - ЭТА - и поныне продолжает совершение терактов. Кроме откровенно бандитских групп, существует в Испании и множество других, требования которых весьма разнообразны: от национальной или культурной и языковой автономии до предоставления независимости. В период правления Франко все попытки национального или языкового обособления подавлялись. Не приветствуются они и сейчас. Поэтому я не считаю национальную политику Испании верной. Если страна многоязычна, то это всегда необходимо учитывать. Поэтому в Канаде правительство пошло на многочисленные уступки франкоязычной провинции Квебек, когда там начались требования о предоставлении ему суверенитета. В результате Квебек остался в составе Канады, и сейчас эту проблему практически удалось решить: большинство жителей провинции сейчас высказываются за единство страны. Однако сепаратистские настроения там всё ещё не редкость.

Удачной можно признать и национальную политику США. Начиная с 50-60-х гг. там шла напряженная борьба за расовое равноправие. И на сегодняшний день, по крайней мере, удалось снять открытое противостояние между белыми и цветными американцами. И беспорядки на этой почве в целом прекратились, ушли в прошлое группировки типа «Чёрных пантер» не произошло, правда, и ассимиляции национальных диаспор, живущих довольно обособленно. Поэтому до сих пор неверно было бы говорить о том, что «американец» - национальность. Коренные американцы - индейские племена - до сих пор живут в резервациях, а условия жизни там отнюдь не лучшие. Этот вопрос, скорее всего, требует несколько иного решения, чем ассимиляция. С развалом социалистического лагеря все ранее подавляемые межнациональные противоречия прорвались. В результате распались СССР, Югославия, Чехословакия. Но если в ЧССР «развод» произошёл мирно, то СФРЮ оказалась ввергнута в гражданскую войну на долгие годы. Не обошли межнациональные вооружённые конфликты и бывшие республики Советского Союза, Южная Осетия, Абхазия, Ингушетия, Карабах, Приднестровье, Фергана, Ош, Узген.

Правильной национальной политикой руководствовалась в своих действиях, как ни странно, наднациональная Организация объединённых наций. Именно её вооружённые части вставали между конфликтующими сторонами и таким образом вынуждали их сесть за стол переговоров. К сожалению, в последнем балканском конфликте силы НАТО приняли лишь одну сторону в межнациональном противостоянии в Косово. В результате под систему европейской безопасности заложена бомба большой силы. Очаг терроризма создан чуть ли не в центре Европы и пока у боевиков УЧК не отобрано даже тяжёлое вооружение. В общем, ситуация там развивается по чеченскому сценарию и что будет дальше - неизвестно.

Особняком стоит проблема курдов. Этот народ не имеет собственного государства, хотя насчитывает более миллиона человек, проживающих в основном на территории Турции, Ирака и Ирана. Ни одно из этих государств не желает, не только отдавать часть своей земли под создание независимого Курдистана, но и (например, в Турции и Ираке) запрещает разговаривать на курдском языке. В итоге курды уже десятки лет ведут со всеми тремя государствами партизанскую войну и не прекращают проведение террористических актов. Правда, на эту проблему ООН обращает слишком мало внимания. А данные страны проводят национальную политику, направленную, как мне кажется, на исчезновение народа (расселение его по миру и истребление несогласных ассимилироваться). Афганистан выделяется ещё и тем, что там агрессивная национальная политика переплелась с использованием исламского фундаментализма в качестве государственной идеологии. И гражданская война там может длиться там ещё очень много лет. Здесь очень трудно найти какое-либо приемлемое или осуществимое решение.

В разных странах по-разному формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Остановимся на особенностях этого процесса.

Органы законодательной власти.

Любой парламент представляет собой собрание представителей народа (членов парламента, сенаторов), которые в коллегии (на пленарном заседании) обсуждают и принимают решения, прежде всего законы.

Число членов верхней и нижней палат, в настоящее время в подавляющем большинстве государств представляет фиксированную величину и не изменяется с ростом численности населения. Как правило, верхняя палата по своему количественному составу значительно меньше нижней (например, 315 сенаторов и 630 депутатов в Италии, 81 сенатор и 200 в Чехии, 252 члена Палаты советников и 511 членов Палаты представителей в Японии, 100 сенаторов и 435 Палаты представителей США и т.д.). Лишь в Великобритании Палата лордов, не имеющая фиксированный состав (в настоящее время 1187 членов), почти вдвое превосходит количество членов Палаты общин (650). Ограничение численности палаты фиксированным количеством членов имеет большое значение. В многочисленных коллегиях невозможно вести эффективную законодательную работу.

Верхняя палата формируется различными способами: путем наследования членства, назначения, прямых и косвенных выборов

Наследование членства имеет место только в Палате лордов в Великобритании. Среди ее членов наследственные пэры (имеющие титул не ниже барона) составляют более трети. Титул вместе с местом в Палате лордов переходит к старшему сыну, но если сыновей нет, то с 1963 г. наследуют и женщины. Кроме того, в составе палаты есть 16 шотландских лордов, которые избираются шотландскими дворянами на срок легислатуры парламента, 28 ирландских лордов, избираемых пожизненно, и лорды, назначенные монархом (фактически правительством) пожизненно (они составляют приблизительно треть палаты, являются выходцами из среды профессиональных политиков, профсоюзных деятелей, бизнесменов, лиц свободных профессий). В составе палаты имеются 11 лордов апелляции, назначенных короной до достижения ими 75-летнего возраста. Они образуют высшую судебную инстанцию. Кроме этих четырех категорий «светских лордов» есть еще и духовные лорды – 2 архиепископа и 24 епископа.

Назначаемые члены верхних палат, как правило, в очень небольшом количестве (например, не более 5 в Италии, 12 из 244 в Индии) имеются во многих странах. Обычно это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства, другие известные в стране лица, которых назначает членами верхней палаты президент (во многих странах он действует по решению правительства). Полностью назначаемые палаты существуют в Иордании, Таиланде, Канаде.



В федеративных государствах верхняя палата избирается либо путем равного представительства от субъектов федерации (Бразилия, Россия, США и др.), либо с учетом численности населения того или иного штата, земли и т.д. В ФРГ земли имеют представительство от 3 до 6 человек, но самая маленькая земля не может иметь менее 3 представителей. В Индии самый крупный штат Уттар-Прадеш имеет 34 представителя, а самый маленький – Мегхалая – 1. Оба варианта представительства в федерации создают преимущества для мелких штатов. Особенно большое неравенство наблюдается в первом варианте: в США Калифорния, имеющая 20 млн. населения, как и Аляска, насчитывающая 300 тыс. человек, представлены двумя сенаторами.

Большинство верхних палат формируется только путем выборов или подавляющее большинство членов в них – избранные члены.

В унитарных государствах выборы в сенат проводятся по особым избирательным округам, совпадающим, как правило, с наиболее крупными административно-территориальными единицами (областями в Италии, префектурами в Японии), в зависимости от численности населения. Поэтому хотя иногда устанавливается представительство от областей, сами области делятся на такое число округов, которое соответствует численности населения. Часть сенаторов, кроме того, может избираться по общегосударственным спискам (Япония). В этом случае избиратели получают два бюллетеня: один – для голосования по округу, другой – в масштабах всей страны.

Выборы могут быть прямыми и косвенными. При прямых выборах его члены избираются непосредственно гражданами. Косвенные выборы проводятся различными коллегиями. Во Франции такая коллегия состоит из членов нижней палаты, представителей областных и общинных (коммуны) органов самоуправления, в Индии – из выборных членов парламента и законодательных органов штатов.

На выборах в верхнюю палату, если имеют место прямые выборы, действуют универсальные принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Однако эти принципы применяются лишь частично или получают особое истолкование. При косвенных выборах не действует принцип всеобщности, поскольку сенаторов избирают особые избирательные коллегии, нет равенства по отношению к численности населения субъектов федерации, в том числе и при прямых выборах (например, в США), при неравном представительстве от штата (в Индии) нет равенства между субъектами федерации, и равенство по отношению к численности населения весьма условно.

При прямых выборах в сенат для избирателей иногда установлен повышенный возраст (в Италии на выборах в нижнюю палату участвуют лица, достигшие 18 лет, а в верхнюю – 25). Но в США. Японии и других государствах возраст избирателей одинаков для участия в выборах в обе палаты. Что же касается права быть избранным сенатором, то в этом случае, как правило, установлен повышенный возраст (в Италии с 25 лет в Палату депутатов, но с 40 в Сенат, в США - соответственно с 25 лет и 30; во Франции – с 23 лет и 35)

Механизм выборов и система подсчета голосов в обе палаты могут совпадать (например, в Японии, США), но нередко они различны (например, пропорциональная избирательная система на выборах в нижнюю палату и мажоритарная система в первом туре на выборах в Сенат Италии до реформы 1993 г.)

Нижние палаты и однопалатные парламенты в развитых и большинстве развивающихся стран полностью избираются.

В развивающихся странах нередко используются и другие подходы к выборам нижней палаты и однопалатного парламента. В ряде стран они проводятся на беспартийной основе (Кувейт, Бахрейн). Одно время это имело место и в Пакистане, Индонезии, Филиппинах. Иногда часть членов парламента замещается путем косвенных выборов: 40 депутатов и 20 сенаторов избираются выборщиками в Свазиленде, 20 женщин в Пакистане и 30 в Бангладеш избираются самим парламентом. Нередко резервируются несколько мест по религиозному признаку, которые тоже замещаются путем косвенных выборов (для европейцев, христиан-армян, христиан-халдеев и др. в Иране, для христиан, индусов и др. в Пакистане).

Депутаты в нижнюю палату и однопалатный парламент избираются обычно на 4-5 лет и в отличии от депутатов верхних палат многих государств не подлежат ротации.

Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, избирателями и их группами. Заявление о выдвижении кандидата должно быть подписано в некоторых странах всего лишь одним избирателем (Франция, Япония), в Канаде не менее чем двумя, в Великобритании, Австралии – 10, Швейцарии – 15, ФРГ – 200.

Как правило, за очень редким исключением, выборы членов нижней палаты и однопалатного парламента – прямые: избиратели непосредственно голосуют за определенных кандидатов. Используются разные избирательные системы: пропорциональная (Италия, Япония, Бразилия), мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (Франция), относительного большинства (Великобритания, Индия), смешанная (Россия, ФРГ). Многостепенные выборы, когда депутаты нижестоящих представительных органов избирают депутатов вышестоящих, являются исключением. Они имели место в СССР до 1936 г., в 80-х гг. в Анголе и Мозамбике, применялись до 1993 г. на Кубе, используются в Китае.

Косвенные выборы также крайне редки. Путем косвенных выборов был образован Съезд народных депутатов СССР в 1989 г., когда треть депутатов избиралась центральными партийными, комсомольскими, профсоюзными и иными органами, собраниями или расширенными правлениями других общественных организаций, Академией наук. Недостатки косвенных выборов те же, что и у многостепенных, но по сравнению с последними они путем представительства от общественных организаций, представительства территориальных коллективов, штатов позволяют им выражать различные территориальные, групповые и профессиональные интересы. Правда эти интересы выявляются не в ходе политической борьбы, а нередко арифметическим образом, когда законом определяется число представителей от той или иной общественной организации. Это число не всегда соответствует весомости, влиянию этой организации в обществе. Голосование на выборах в нижнюю палату или однопалатный парламент всегда тайное, хотя и осуществляется различными способами. Используются бюллетени, избирательные машины (в США при помощи машин голосует половина избирателей), а при значительной неграмотности избирателей – иные способы (например, в Афганистане на выборах 1988 г. в особой комнате устанавливались урны с портретами кандидатов). В ФРГ около 10% избирателей голосуют по почте.

Органы исполнительной власти

Главное в деятельности органов исполнительной власти – исполнение законов, проведение их в жизнь, осуществление правительственной власти. Именно с этой целью они наделены и распорядительными полномочиями.

В ряде стран исполнительная власть принадлежит монарху.

Во многих государствах главой исполнительной власти является президент. О нем более подробно.

В организации этого института в разных странах используются три формы: единоличная, коллегиальная и смешанная. Первая характерна для подавляющего большинства государств. Вторая форма в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов применялась и применяется главным образом в некоторых социалистических странах – в СССР, в Венгрии, Польше до 1980-90гг., на Кубе (частичным исключением из этого правила является Швейцария и Мексика, но существующие в этих странах постоянно действующие органы существенно отличались от тех, что действовали в социалистических странах). Третья, гибридная форма появилась первоначально в Китае в 1954 году, а затем и в некоторых других социалистических государствах и представляла собой сочетание единоличного президента (председателя республики) с коллегиальным постоянно действующим органом государственной власти (постоянным комитетом, государственным советом и др.), председателем которого был по должности президент.

Согласно конституциям многих стран президент – глава государства, ему принадлежит исполнительная власть. В отличии от монарха (в том числе выборного) президентом может быть избран в разных странах сроком от 4 до 7 лет любой гражданин, удовлетворяющим указанным в конституции (в некоторых странах – законом о выборах президента) квалификациям (цензам). К их числу относятся возраст, гражданство, определенный срок проживания в данной стране, иногда и такие дополнительные требования, как наличие высшего образования (например, в Турции).

Выборы президента осуществляются разными способами: прямым голосованием избирателей, косвенными выборами, парламентом, высшим партийным органом правящей партии, а в условиях военных или полувоенных режимов - военными революционными советами, хунтами.

Прямые выборы проводятся путем голосования избирателей (Франция, Болгария, Польша, Финляндия, большинство стран Латинской Америки и Африки, Российская Федерация). Подсчет голосов осуществляется по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства в два тура. Однако имели место и выборы президента путем относительного большинства голосов.

Косвенные выборы возможны двумя путями: выборщиками и особой избирательной коллегией. Первый способ, используемый в Аргентине и США (до изменения Конституции в 1990г. он применялся и в Финляндии), заключается в том, что избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии (в США каждый штат имеет столько выборщиков, сколько он избрал членов конгресса), а в бюллетене указан также кандидат в президенты (часто и в вице-президенты) от данной партии. Выборщики связаны партийной дисциплиной и морально руководствуются принадлежностью к своей партии. В США, собравшись в столицах своих штатов, они подают свой голос за президента.

Вторым способом, то есть специальными избирательными коллегиями, президенты выбираются в Италии, ФРГ, Индии. В первых двух странах основу коллегии составляет парламент (в ФРГ нижняя палата, в Италии – обе), в коллегию входят также делегаты, избираемые в ФРГ ландтагами земель (избираются на основе пропорционального представительства в них партий, их общее число должно быть равно числу членов бундестага), в Италии – делегаты, избираемые советами областей (каждая область избирает три делегата, за исключением двух небольших, посылающих по одному). В Индии избирательную коллегию составляют лишь избранные (а не назначенные) члены законодательных собраний парламента и штатов. В отличии от выборщиков в США, в ФРГ и Италии избирательные коллегии заседают вместе. В ФРГ, чтобы быть избранным, необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирательной коллегии – Федерального собрания – для двух первых туров и относительное в третьем туре (на практике избирались президенты от всех трех основных партий – Христианско-демократического союза, Свободной демократической партии и Социал-демократической партии). В Италии для того, чтобы быть избранным в первых трех турах, необходимо набрать квалифицированное большинство голосов (2/3 избирательной коллегии), затем достаточно абсолютного большинства (50% + 1 голос). Эта норма введена для того, чтобы президент опирался на консенсус различных политических сил, но на практике она ведет к долгим и трудным выборам. Из восьми президентов, сменившихся в Италии после второй мировой войны, только у двух был один тур выборов (в 1946 и 1985 гг.), двое избраны, пройдя более 20 туров, остальные от 4 до 16 туров.

Парламентские выборы президента используются только в некоторых страна (Турция, Ливан, Греция, Чехия, Словакия, Венгрия и др.). Конституция Турции 1982 г. устанавливает следующий порядок: в двух первых турах кандидатам необходимо набрать квалифицированное большинство всех членов парламента, в третьем туре – абсолютное большинство голосов. На четвертый тур предлагаются две кандидатуры, набравшие в третьем туре относительное большинство, и теперь требуется получить абсолютное большинство всего состава парламента. Если в этом туре не удается избрать президента, парламент распускается, проводятся выборы его нового состава, где опять начнется описанная процедура.

Теоретически способ избрания президента парламентом является демократичным, так как лишает президента возможности противопоставлять себя парламенту, что имеет место при избрании его путем голосования избирателей. Однако и этот способ может привести к затяжным, тупиковым выборам.

Выборы президента высшим органом правящей (единственной) партии практиковались в странах социалистической ориентации – Анголе, Бенине, Конго, Мозамбике в 1970-80-х гг. Неизбежно избирался лидер партии, его избрание подтверждалось парламентом. Это была, по существу, инвеститура – введение в должность, поскольку избрать нового кандидата или отказать в утверждении избранному парламент в соответствии с конституцией не имел права.

Коллегиальная президентура – более редкое явление. Прообразом ее был Всероссийский, а позже Центральный Исполнительный Комитет в СССР. На основе Конституции 1936 г. был создан Президиум Верховного Совета СССР, в союзных и автономных республиках учреждены президиумы верховных советов республик. В конституционной доктрине они сначала рассматривались как некоторые одно-порядковые с парламентами органы и в отличии от последних, работавших в сессионном порядке, характеризовались как высшие постоянно действующие органы государственной власти. Президиумы (государственные совета и др.) избирались парламентами на срок полномочий последних. По конституции председатель президиума не имел официального титула президента, не имел властных полномочий, отдельных от этого органа. Все полномочия закреплялись за коллегией, и председатель выполнял только представительные функции как член коллегии. В настоящее время такая форма главы государства существует на Кубе (государственный совет).

В некоторых социалистических странах существует гибридная форма высшего органа государственной власти. Впервые она была введена конституцией Китая 1954 г. Соответствующий китайский иероглиф может быть переведен на русский и другие европейские языки и как «президент», и как «председатель». Одновременно был предусмотрен и коллегиальный орган – Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, вместе с которым председатель-президент осуществлял высшую государственную власть между сессиями парламента. В 1960-70-х годов пост президента был введен новыми конституциями КНДР, Румынии и некоторых других стран. Форма гибридного постоянно действующего коллегиального органа, возглавляемого президентом, заслуживает изучения. Создание такого органа, сосредоточивающего в своих руках некоторые полномочия главы государства, имеет много плюсов. Это – определенная преграда авторитаризму президента. То, что председательствует в нем президент, а свои решения они принимают совместно, содействует поискам консенсуса, в идее такого органа заложена концепция согласия, и при высоком уровне политической культуры в обществе она может быть осуществлена.

Можно задаться вопросом, почему же именно эти страны выбраны для изучения их выборной системы, избирательного процесса, явки избирателей и еще многие другие вопросы затрагивающие выбору, как основу развития государства. Ведь именно от того кому мы, простой народ, доверим управление страной, посредством выборов, зависит ее развитие в экономическом, политическом, социальном, культурном планах, а также в развитии здравоохранения, обеспечении безопасности страны, модернизации технологий и многие другие критерии.

Австралия, США, Сингапур, Норвегия, Канада, Швейцария, Дания, Китай, Япония – это страны, которые занимают первые места в критериях развития страны. Все исходит от того, кто стоит у власти и как управляет страной. А для того что бы выбрать действительно настоящего правителя необходимо участие наибольшего числа избирателей. В нашей стране этот порог низок из-за недоверия.

США – наилучшие показатели удовлетворенности медицинскими услугами, в США на здравоохранение тратятся колоссальные средства.

Сингапур – это самая развитая страна по экономическим показателям, наиболее высокий уровень благосостояния граждан, ВВП на душу населения здесь самый высокий.

Норвегия – больше всего люди доверяют друг другу именно здесь. Учитывалась в статистике, взаимовыручка, возможность полагаться друг на друга, причем не только на родственников и друзей, а желание искренне помочь совершенно чужому нуждающемуся человеку.

Канада – наиболее свободно чувствуют себя граждане в Канаде, они наделены большим количеством прав и свобод, что отнюдь не означает их злоупотреблением.

Швейцария – с точки зрения управления государством Швейцария, опять вне конкуренции. При подведении результатов в этом секторе учитывались: справедливые выборы, эффективность управления государством, уровень коррупции в правительстве, удовлетворение граждан властями и судебной системой. А также насколько хорошо правительство борется с нищетой и загрязнением окружающей среды.

Дания – лучшая страна, где наиболее быстро и эффективно можно реализовать свои идеи, вести бизнес, заниматься предпринимательской деятельностью.

Китай – об этой стране уже не стоит и нечего говорить, она развивается сумасшедшими темпами во всех сферах экономика, торговля, внедрение новых технологий, модернизация и т. д.

Япония – страна, где нет никаких природных богатств, но которая является одной из самых развитых стран мира, благодаря своим технологиям. Объяснение простое – японский народ самый образованный и самый трудолюбивый.

Для сравнения с Россией, общий рейтинг развития 59 место, между Румынией и Монголией, по экономическим показателям – 72 место, возможность вести предпринимательскую деятельность, но иностранные инвестиции все больше внедряются в нашу страну – 50, уровень коррупции и борьба с ней находится на 96 месте, качество образования – 34, в СССР безоговорочно на первом был, уровень здравоохранения – 42, уровень безопасности тоже крайне низок, и это странна одержавшая победу в Великой Отечественной войне – 82, свобода граждан, где же хваленная демократия, гражданское общество, правовое государство, заслуженное – 87 место.

Почему же у нас так все плохо и где та сфера в которой мы идем впереди, продажа газа, нефти – да, но что будет когда природные богатства закончатся. Все это свидетельствует о неэффективности управления страной. А кто же выбирал власть??! Да мы сами! Но вы можете сказать: «что мы ее не выбирали», «из кого выбирать то», «все было решено заранее», «мы даже не ходили на выборы». А зря, нужно всегда участвовать в выборах. Поэтому и порог явки у нас не большой, фактически он еще меньше, но ее увеличивают для большей легитимности выбранной власти.

Теперь проанализируем избирательные системы и участие избирателей в этих странах.

США – выборы проходят на основе мажоритарной системы относительного большинства (Президент и Вице-президент – на основе абсолютного большинства выборщиков). В федеральном конституционном законодательстве США не фиксируются принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для избирателей, участвующих в президентских выборах, и от 1 до 30 дней – для других, что устанавливается законодательством каждого штата), равными, так как каких-либо преимуществ для определенных социальных групп или категорий населения не существует, приняты законы (1972 г.) и решения Верховного суда (1964 и 1969 гг. и др.) о необходимом равенстве избирательных округов.

В большинстве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей недееспособные и осужденные к лишению свободы. Во все представительные органы выборы прямые (в Сенат – с 1913 г.), но Президент и Вице-президент США избираются путем косвенных выборов (выборщиками). На выборах применяется тайное голосование (через бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей).

Какого-либо обязательного процента явки избирателей для голосования не существует, выборы признаются состоявшимися при любом числе голосующих (в парламентских выборах обычно участвует менее половины зарегистрированных избирателей, в президентских – более половины). Явка на выборы последнего президента в США составляла, им стал Барак Обама, – 63%, одна из самых высоких явок за последние 50лет, 65% составляла явка при выборах Кеннеди.

Сингапур – страна с пропорциональной системой избирательной власти, явка избирателей на последние выборы составила более 70%.

Норвегия – по форме государственного устройства является унитарным государством, по форме правления – конституционной монархией. Король глава государства и правительства. Высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту - Стортингу, состоящему из 169 депутатов. Помимо основного парламента существует и Саметинг – высший орган народности саамов, в который также проводятся выборы. Основными задачами стортинга являются уже упомянутый контроль над работой правительства, принятие бюджета и издание законов. Для облегчения организации работы депутаты объединяются во фракции, членство в которых необязательно, что является одним из проявлений отсутствия императивного мандата. Стортинг избирается раз в четыре года путём всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Последняя явка избирателей составила – 75, 7 % это самая низкая явка в Норвегии за последние 80 лет.

Канада – страна, где, как и в других англосаксонских странах, применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство и меньше половины. Подобная система результативна, так как кто-нибудь всегда получает относительное большинство; в палате общин обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства.

Право выдвигать свои кандидатуры предоставляется всем совершеннолетним канадским гражданам. В Канаде политические партии не получают официального признания в избирательном процессе. Процедура выборов построена таким образом, что все участвующие в ней кандидаты выступают в качестве частных лиц. Кандидатуру должны поддержать 25 избирателей, чьи подписи заверяются свидетелями. Кандидат обязан принести присягу в том, что он согласен с выдвижением своей кандидатуры, и внести залог в размере 200 канадских долларов. Залог призван ограждать избирательную кампанию от «несерьезных» кандидатов, он возвращается кандидату, если за него проголосовало по меньшей мере 15% избирателей, принявших участие в голосовании в данном округе.

Швейцария – действует мажоритарная система, она применяется тогда, когда проводятся выборы только на одно место или когда требуется избрать лишь небольшое число кандидатов, как, например, при выборах в Правительственный совет, в Совет кантонов или в судебные органы. Как правило, законы о выборах предусматривают, что для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство, т.е. половину действительных голосов плюс один голос. Если же несколько кандидатов преодолели барьер абсолютного большинства, побеждают те, кто набрал наибольшее число голосов. Если же ни один не получил абсолютного большинства, то необходим второй тур выборов, где победу приносит относительное большинство.

Правительство и парламент народом не управляют, а всего лишь временно от его имени ведут государственные дела. Они находятся на службе у граждан своего государства, за которую получают зарплату и находятся в позиции подчиненных по отношению к своим гражданам:

– депутат – работник,

– гражданин – работодатель.

Каждый избиратель имеет возможность при рассмотрении списка депутатов от какой-либо партии, поставить галочки только против тех фамилий, за которые он реально голосует, вычеркнув неугодных ему из этих списков.

Одновременно избиратель может собственноручно вписать имена кандидатов из любых других партий, и такой список будет действительным, а его голос будут учтен при голосовании за этого кандидата в депутаты.

Швейцарцы не имеют никаких 5% порогов для избрания в парламент партий.

Последние выборы в Швейцарии дали низкую явку около 50 %.

Дания – Фолькетинг парламент Дании, является однопалатным и состоит из 179 членов, из которых 175 избираются от Дании, и по два от Фарерских островов и Гренландии. Члены Фолькетинга избираются на 4 года всеобщим тайным голосованием по пропорциональной системе избирательного права. Главная идея этой системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Участие в голосовании на выборах в Фолькетинг - важная гражданская обязанность (обязательный вотум). Перед выборами или референдумом граждане, имеющие право голоса, получают избирательный бюллетень, в котором указано, где и когда будет проходить голосование. Использование избирательного права является неотъемлемой частью понятия «гражданин Дании».

Последние выборы в Дании показали явку в 86 % избирателей.

Китай – все без исключения выборы в Собрания народных представителей различных ступеней являются мажоритарными.

Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образовательного ценза, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. Право избирать и быть избранными имеют лица, приговоренные к тюремному заключению, подлежащие задержанию и надзору, но не лишенные политических прав; лица, которые содержатся под стражей, находятся под следствием, привлекаются к суду или ожидают судебного приговора, но не лишены избирательного права решением прокуратуры или суда; лица, выпущенные на поруки до решения суда или живущие под надзором; лица, приговоренные к трудовому перевоспитанию; лица, подвергшиеся наказанию в виде задержания.

Япония – в Японии используется смешанная избирательная система.

В соответствии со ст. 15 конституции «народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности», при этом «гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосования». Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, касающиеся выборов, определяются только законом.

Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. В настоящее время число членов этой палаты уменьшено до 500.

В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут.

Последние выборы проходящие в Японии в Палату представителей, выявили рекордную явку 69 %.

На основании этих данных можно сделать вывод, что не так и важно какая избирательная система в государстве, от этого явка не увеличиться. В США явка тоже не большая, но это проблема там не обсуждается, поскольку их власть и так устраивает народ.

Есть страны где участие в выборах обязательно, да это решит проблему с явкой, но качество решений которые принимают избиратели низкое, им, по сути, главное проголосовать, и вообще это тогда не демократическое общество. В некоторых странах существуют выплаты за участие в выборах, да они тоже стимулируют участников, но опять же избиратели идут на выборы не ради основной цели – избрания достойных управленцев, а ради денег.

Нужно стимулировать народ по-другому, они должны быть патриотами страны, и волеизъявление через выборы им должно быть как праздник. Тогда и власть будет настоящая, и страна будет развиваться, и народ бедствовать перестанет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.