Рогожское кладбище. Владимир путин посетил рогожское

Владимир Путин направляется в старообрядческий духовный центр на Рогожском кладбище Москвы

Президент РФ Владимир Путин посетит 31 мая духовно-административный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) на Рогожском кладбище Москвы, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Кремля.

Глава государства ознакомится с открывающейся на Рогожском выставкой "Сила духа и верность традиции", которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение отечественного культурного наследия.

Основу выставки составляют уникальные памятники XVI-XX веков, хранящиеся в митрополии РПСЦ и Покровском кафедральном соборе.

Центр российского поповского старообрядчества начал формироваться в подмосковной тогда Рогожской слободе с 1771 года. В настоящее время архитектурный комплекс насчитывает 50 строений. Ведется его масштабная реставрация с использованием бюджетных средств. Нынешний предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий (Титов) занимает активно "патриотическую" позицию, поддерживая аннексию Крыма и участвуя в знаковых для Кремля мероприятиях - например, в шествии "Бессмертный полк". В старообрядческой среде политическая позиция Митрополита вызывает неоднозначную реакцию.

Путин посетил кафедральный Покровский собор РПСЦ на Рогожском кладбище в Москве

Президент РФ Владимир Путин посетил 31 мая в Рогожском духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве выставку, посвященную старообрядческой культуре, и кафедральный Покровский собор, сообщает "Интерфакс".

"Он стал первым главой российского государства, который приехал в этот столичный центр русского старообрядства", - сказано в сообщении "Интерфакс".

После выставки в сопровождении старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси Корнилия В.Путин посетил кафедральный Покровский собор. Сфотографировавшись с иерархами РПСЦ, глава РФ направился на чаепитие с Митрополитом.

Во время осмотра собора Митрополит Корнилий показал президенту РФ иконы, самая древняя из которых относится к XIV веку, раку с мощами святых и другие реликвии.

В завершение осмотра главы РФ и РПСЦ остановились, чтобы послушать хор, который начал провозглашать Путину многолетие. Затем В.Путин подошел к певчим, кратко пообщался и сфотографировался с ними.

Во время обхода по территории духовного центра РПСЦ между разными храмами Митрополит Корнилий рассказал президенту РФ об их истории и архитектурном облике.

В РПЦ МП ожидают подвижек в диалоге со старообрядцами после визита президента РФ В.Путина в духовный центр РПСЦ - по аналогии с посещением Путиным здания Архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке 15 сентября 2005 года, после чего диалог о "воссоединении" РПЦ МП и РПЦЗ принял более интенсивный характер.

Путин подарил предстоятелю Русской Православной Старообрядческой Церкви книгу о Николае Чудотворце и заверил, что государство и впредь будет внимательно к «чадам Церкви, проживающим за рубежом»

Президент РФ Владимир Путин поздравил старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси Корнилия с днем ангела, подарив ему книгу о житии святого Николая Чудотворца, сообщает 31 мая «Интерфакс».

Преподнесенная президентом РФ во время посещения Рогожского духовного центра РПСЦ книга является старообрядческим изданием на церковнославянском языке 1911 года.

По словам Путина, «старообрядцев всегда отличала любовь к Отечеству, труду, семье, что особенно востребовано с учетом Дня защиты детей - 1 июня».

Глава РФ рассказал, что обсуждал с Митрополитом Корнилием «чад Церкви, проживающих за рубежом», и заверил, что «государство и дальше будет способствовать возвращению соотечественников на Родину».

В свою очередь, глава РПСЦ преподнес главе РФ икону в честь предстоящего праздника Троицы: «Чтобы она вас хранила, чтоб мир и любовь, которые на иконе, были и в наших душах, и в нашем государстве», - сказал предстоятель РПСЦ.

Он поблагодарил президента РФ за посещение духовного центра старообрядцев: «Вы совершили, думаю, историческое событие. Впервые за историю старообрядчества, а это 350 лет, глава русского государства посещает старообрядческий духовный центр, за что мы вам очень благодарны», - сказал глава РПСЦ.

Митрополит выразил благодарность правительству РФ за возможность провести сбор всех старообрядцев мира в Москве. «Благодарны за поддержку, которую вы оказали к 400-летию протопопа Аввакума, которое будет в 2020 году», - отметил он.

«Надеюсь, что выставка, ваше посещение расширит возможность знакомиться со старообрядчеством, его духом и историей», - добавил Митрополит Корнилий.

Ранее сообщалось, что в РПЦ МП ожидают подвижек в диалоге со старообрядцами после посещения президентом РФ главной резиденции РПСЦ в Москве по аналогии с посещением Путиным здания Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке 15 сентября 2005 года - главной резиденции Русской Зарубежной Церкви, после чего диалог о "воссоединении РПЦ МП и РПЦЗ принял более интенсивный характер и завершился присоединением значительной части РПЦЗ к Московской патриархии десять лет назад - 17 мая 2007 года.

В РПЦ МП ожидают подвижек в диалоге со старообрядцами после визита президента РФ в Рогожскую слободу - по аналогии с посещением Путиным Синода РПЦЗ в Нью-Йорке в 2005 году

В комиссии Московского патриархата по делам старообрядческих приходов считают важным для диалога со старообрядцами запланированный на 31 мая визит президента РФ В.Путина в Рогожскую слободу, сообщает "Интерфакс".

"Визит повлияет очень положительно на этот диалог. Старообрядцы, веками не доверяющие власти, наконец-то видят, что власть поворачивается к ним лицом, власть перестала не замечать старообрядцев, но увидела, что старообрядцы всегда идеологически были с государством", - заявил член комиссии РПЦ МП, глава Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов.

Как считает Севастьянов, старообрядчество - основа русской культуры, и не случайно первым художественным писателем в России был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум.

"Избавившись от недоверия к светским властям, старообрядцы, я уверен, избавятся и от недоверия к властям церковным. Поэтому визит Владимира Путина на Рогожское кладбище - исторический и архиважен прежде всего для консолидации нашего общества", - заявил Л.Севастьянов.

Он призвал уйти от "средневековых клише" и воспринимать старообрядчество как "300-летнюю необходимую оппозиционную силу внутри Церкви".

"Вся история старообрядчества показывает, что, несмотря на жесткую риторику, старообрядчество всегда вращалось "в зоне" Русской церкви. Очень интересно, что это подметил и Серафим Саровский, который тоже молился по старому обряду. Он сказал, что старообрядчество - это лодка, которая всегда была прикреплена к кораблю и никогда не уходила в свободное плавание", - добавил Л.Севастьянов.

Как сообщалось, В.Путин в ходе визита 31 мая в Рогожскую слободу ознакомится с открывающейся там выставкой, которая рассказывает "о вкладе старообрядчества в сохранение российского культурного наследия".

16 марта президент РФ встретился с главой Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополитом Корнилием. На встрече обсуждалось грядущее празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкция памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Кроме того, затрагивались вопросы переселения старообрядцев из-за рубежа.

В РПЦ МП ожидают подвижек в диалоге со старообрядцами после посещения президентом РФ главной резиденции РПСЦ в Москве по аналогии с посещением Путиным здания Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке 15 сентября 2005 года - главной резиденции Русской Зарубежной Церкви, после чего диалог о "воссоединении" РПЦ МП и РПЦЗ принял более интенсивный характер и завершился присоединением РПЦЗ к Московской патриархии десять лет назад - 17 мая 2007 года.

Рогожская слобода - крупный религиозный центр старообрядцев, который начал формироваться во второй половине XVIII века. При Екатерине II, в 1771 году, староверам здесь выделили землю для захоронения умерших от эпидемии чумы, в том же году в слободе построили деревянную часовню, а через несколько лет на ее месте - более обширную каменную. К началу XVIII века к часовне добавилось два собора, а к 1913 году - храм-колокольня.

В XIX веке слобода стала центром благотворительности: на ее территории построили дома для инвалидов, престарелых и сирот, приюты для душевнобольных женщин, жилые дома, палаты для церковного причта, певчих, кельи для монахинь, церковное училище. К 1917 году население слободы составляло более 10 тыс. человек. В 1928-1929 годах слобода была фактически ликвидирована. Землю и здания духовного центра начали возвращать старообрядцам в 1995 году. В 2005 году власти Москвы начали восстанавливать архитектурный ансамбль.

Русская Православная Старообрядческая Церковь насчитывает около 200 общин, численность старообрядцев в России, по словам Митрополита Корнилия - около миллиона человек.


Фотографии с официального сайта РПСЦ

Как живет центр российского старообрядчества в XXI веке, кто восстанавливает древнейшие храмы и может ли попасть на территорию Рогожской слободы любой желающий - в репортаже телеканала «МИР 24» .

Слова «староверие» и «старообрядчество» для современного человека звучат таинственно и архаично. Кто-то в лучшем случае помнит о расколе Русской церкви в 1650-х годах, реформе патриарха Никона и унификации богослужебных книг из курса школьной истории. Но стоит подойти к дому 35 на улице Рогожский поселок, как впечатление того, что все эти события - дела давно минувших дней - начисто пропадает.

Уже более 300 лет в Таганском районе Москвы, на левом берегу Яузы обособленно живет религиозная община русских старообрядцев. С 1771 года и до наших дней Рогожская слобода сохранила патриархальный жизненный уклад, который во все времена отличал и отличает ее от остальной Москвы. Это двухэтажные жилые дома на каменных фундаментах, запертые ворота, которые открываются не для всех, древнейшие церкви и монастыри, которые тщательно реставрируют сами старообрядцы, а также необычный облик обитателей, редко покидающих пределы своего поселка.

Кто такие старообрядцы?

Cтарообрядческий раскол возник в Русской православной церкви в XVII веке. В 1650-60-х годах царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали церковную реформу, которая провозглашала унификацию богослужебного чина в Русской церкви с Церковью константинопольской (греческой).

Реформы встретили сильную оппозицию от сторонников старых обрядов, которые называли решение царя «нововерой» или «никонианским православием», а себя именовали «истинноверами» и «древлеправославными». Они продолжали совершать крестное знамение двумя перстами, не принимали греческого писания слова «Иисус» (пишут его как «Исус» ), молитвы на коленях и без скрещенных на груди рук, сохраняли монодеическое пение во время служб, совершали крестный ход по Солнцу, считали крещением только строго троекратное погружение в воду и поощряли ношение древнерусской молитвенной одежды: косовороток, сарафанов и рубах.

Наиболее известным сторонником старой веры был церковный и общественный деятель XVII века протопоп Аввакум Петров - за полемику с царем он был сослан в город Пустозерск на Печоре, заточен в тюрьму и казнен, как и многие другие идеологи течения. Но и совершение этих обрядов со временем вызвало разногласия внутри староверов - постепенно образовались три «крыла»: поповцы (к ним относится современная Русская Православная Старообрядческая Церковь), беспоповцы (течение, в котором нет священнослужителей) и единоверцы (сохраняют двоеперстие и службы по старопечатным книгам, но признают юрисдикцию Московского Патриархата).

С этого момента приверженцы старообрядчества в Российской империи назывались «раскольниками» и преследовались церковными и советскими властями. До переписи 1897 года в стране насчитывалось более 1 млн 682 тысяч старообрядцев, многие из которых расселились на русском севере, в Поволжье и Забайкалье. Законодательные ограничения в отношении староверов были сняты только к 1905 году Высочайшим Указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В 1971 году Русская Православная Церковь на Поместном соборе сняла все ограничения середины XVII века, и в наши дни РПЦ и РПСЦ существуют без конфликтов.

«Деревня» староверов

Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй. Территория поселка - участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества. Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг.

На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины, рогожское ателье народного костюма и даже кинотеатр в Духовном училище.

Храм-колокольня во имя Успения Богородицы (Успенский)

Храм был сооружен в 1908 – 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева, имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого - ее высота 80 метров.

В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон.

Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов

В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. По распоряжению от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты в целях предотвращения эпидемии, а взамен старообрядцам выделили особу территорию у Рогожского богадельного дома. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов ).

Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница имени С. Морозова, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек.

Октябрьская революция положила конец так называемому «золотому веку» московского старообрядчества. Множество могил и памятников уничтожили в 1930 годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро. Бытует мнение, что в 1940 годы именно на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.

Церковь и внутреннее убранство

Деревянная часовня во имя святителя Николая - одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества.

В середине XIX века храм вновь перестроили и переосвятили в единоверческую церковь - тогда же он приобрел современный вид в «русском стиле»: пять крупных синих глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека.

Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)

Сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний неотапливаемый храм. До строительства Храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле. И поэтому по решению императрицы Екатерины II было решено «впуски для алтаря отломать», храм «понизить», а вместо пяти глав сделать «одну главу и крест».

В 1922 году , как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей - с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга. Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII – XVII веков.

Парковая беседка-иордань

Христорождественский собор

Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. В нем обустроили два самостоятельных предела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).

В 1922 году он подвергся новому - на этот раз большевистскому - разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял «Союзаттракцион», который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.

Соборная площадь Рогожской слободы

Старообрядческая митрополия

Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Платове

Самое удивительное, что сегодня можно обнаружить, гуляя по Рогожской слободе, - это то, что старообрядчество живо и развивается по своим собственным законам. Здесь можно увидеть редкие иконы (Оглавный Спаситель XIV века), древние храмы, старинный некрополь и больницы, построенные на деньги купцов Мамонтовых, Рябушинских, Морозовых. Но главное - почувствовать атмосферу поселения, которое будто застыло во времени.

Надя Сережкина


Всего 40 фото

Рогожская слобода - исторический район Москвы, возникший в конце ХVI века, традиционное место поселения старообрядческих купеческих семей, ставшее духовным центром московского старообрядчества. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества - поповства белокриницкого согласия.

Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй. Территория поселка - участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества. Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг.

На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины, даже кинотеатр в Духовном училище.

02 Рогожский поселок начала ХVIII века (гравюра)

Огнем и плетью... Именно так в России три с половиной века назад расправлялись с раскольниками. В мае 1666 года был проклят и отправлен в ссылку главный противник никоновских реформ протопоп Аввакум. Именно это событие многие историки считают началом раскола русской церкви. За свою свободу старообрядцам пришлось бороться не одно столетие

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова

Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества.

Храм был сооружен в 1908 - 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева (1867-1915), имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого - ее высота 80 метров.

В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон. В 1990 году из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более четырех тонн, который тогда же подняли на звоницу.

Колокольня запоминается изящной резьбой

04

05

06

Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.



08

Раскол церкви происходил в непростые для страны времена. Все еще давали о себе знать последствия смуты. Нужно было укрепить власть. Царь Алексей Михайлович решил сделать это при помощи церкви. И в этом нашел соратника - патриарха Никона. "Это был сильный человек, богатырского сложения, и он боролся за то, как он видел, за лучшее будущее церкви. Видел он это лучшее будущее в церкви, которая обладала бы силой, в том числе экономической"

Суть никоновской реформы - перемена церковных обрядов. Креститься теперь полагалось тремя перстами вместо двух, службы стали короче. Нужно было сделать, как в Греции и в большинстве православных стран. Сблизившись с ними, Россия должна была укрепить свое положение.

09 Рогожское кладбище. 1912-1920

Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов

В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. По распоряжению императрицы Екатерины II от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты , в том числе два старообрядческих. В замен них старообрядцам выделили землю для захоронения умерших от чумы в трех верстах от Рогожской заставы. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов). После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма - летний и зимний.


10

Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек.

После революции множество могил и памятников уничтожили в 1930-е годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро.Одновременно с этим на кладбище стали хоронить не только старообрядцев, но и всех без различия. Бытует мнение, что в 1930-1940-е годы на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.В 1970 году с внутренней стороны стены кладбища был устроен колумбарий. Несмотря на все это, Рогожское кладбище не утратило старообрядческой особенности.

11

Прежние правила прокляли, а заодно и тех, кто не согласился с нововведениями. Раскольников начали преследовать: публичные порки, лишения имущества, массовые казни. При том что даже в ближайшем окружении царя многие не согласились с реформами. Самый ярый противник - протопоп Аввакум.

Выходец из деревни Григорово близ Нижнего Новгорода, Аввакум стал главным символом сопротивления никоновским реформам. Его пытались увещевать, несколько раз отправляли в ссылки, но даже там он чувствовал себя свободным и писал гневные послания царю. В конце концов, опального протопопа сожгли в остроге, и затем именно так массово казнили старообрядцев. В поисках свободы отверженные уходили в леса и расселялись в глухих местах - Поморье, Урал, Сибирь.

Церковь Николая Чудотворца
Около Рогожского кладбища расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). Деревянная часовня во имя святителя Николая - одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества.

В 1854 году его отобрали у старообрядцев и передали единоверцам. В 1863-1866 годпх храм вновь перестроили
по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева (1831-1895). Храм приобрел современный вид в "русском стиле": пять крупных глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека. В настоящее время церковь находится в ведении единоверческий Русской Православной Церкви Московской патриархии.


13

Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку.

14

15

16

17

18

19


Впрочем, некоторые бежали не так далеко. К примеру, большая община обосновалась в Боровске, в 100 километрах от Москвы. Еще 100 лет назад там из всех горожан староверов было две трети. Одним из главных центров русского старообрядчества Боровск стал после раскола, когда сюда сослали боярыню Морозову. Здесь она приняла мученическую смерть, здесь ее и похоронили.

Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)

Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Храм был сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний (неотапливаемый) храм. До строительства новообрядческого храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле.


20

Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.

Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.

21

В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей - с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга. Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII - XVII веков.

22

Понимая, что староверие не искоренить, государство постепенно шло на уступки. Первые послабления введены уже в 1716 году при Петре Великом: наказания заменили двойным налогом. А в конце XVIII века Екатерина II разрешила раскольникам строить свои церкви в Москве, в Рогожской слободе, рядом с чумным кладбищем

В XIX веке двуперстников фактически уравняли в правах с нововерцами. Но официально это произошло только при Николае II. В 1905 году он издал высочайший "Указ о веротерпимости". Русская православная церковь признала старообрядцев лишь в 1929 году. Тогда Временный патриарший синод снял проклятие с дониконианских обрядов.

Как и 3,5 века назад, сегодня старообрядцы ощущают свою особенность и противопоставляют себя большинству. А будет ли когда-нибудь преодолен раскол до конца или нет, для них уже не так важно.

Иордань.
На северном мосту возведена Иордань в виде парковой беседки

23 Парковая беседка-иордань

24


Христорождественский собор
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова. Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова (1763-1837) как зимний (отапливаемый) храм. В нем обустроили два самостоятельных придела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).

В 1922 году он подвергся новому - на этот раз большевистскому - разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял "Союзаттракцион", который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.

25

26

27



Поклонный крест.
Матвею Ивановичу Платову (1751-1818), старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года

28 Поклонный крест



Водосвятная часовня.
На восток за Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня.

29 Водосвятная часовня

Новые палаты (Дом Причта).
Здание конторы, гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 годах. Контора кладбища помещалась в одной из комнат первого этажа. В других помещениях размещались кабинет попечителей кладбища, кухня, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В верхнем этаже находились два огромных зала для устройства поминок, а также комната для приезжих.

30

В советское время здание сначала использовалось под школу, в конце 1920-х годов здесь разместили студенческое общежитие, затем жилой дом и снова общежите.После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, различных служб Рогожской общины и Митрополии

31

Несколько общих видов

32

33

34

35

36 Святые врата

Пруды
В восточной васти Рогожского расположены два пруда, соединенные между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское вркмя пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организовали стадион, тир, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов

37

38

39


40

16 марта 2017 года в Кремле Президент встретился с Митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием.И вот уже 31 мая 2017 года Владимир Путин посетил Рогожский духовный центр Русской православной старообрядческой церкви. Монополия на веру утрачена окончательно...

История Рогожского кладбища от его основания и до наших дней

Рогожское кладбище (другие названия: Рогожский поселок , Рогожская станица , Рогожская слобода ) - главный духовный центр старообрядцев белокриницкого согласия.

Основание Рогожского кладбища

Место, на котором расположено современное Рогожское кладбище, издревле почиталось священным. Здесь, рядом с деревней Новоандроновкой, были казнены и захоронены первые московские мученики, пострадавшие за древнюю православную веру в ХVII веке. Во время чумы 1771 года в благодарность за помощь, оказанную во время ликвидации морового поветрия, Екатерина II даровала эту местность под организацию древлеправославного духовного центра и кладбища. В конце XVIII - начале XIX веков территория Рогожского поселка занимала площадь более чем в 22 десятины. За древней, почерневшей от времени оградой размещался целый городок. Его население постепенно возрастало: в 1823 году по официальным цифрам составляло 990 человек, в 1845 году - 1588. Впрочем, эти цифры трудно назвать точными, поскольку они составлены по числу так называемых «лицевых», по-современному - прописанных жителей. На самом деле на Рогожском проживало как минимум в 5, а то и в 10 раз больше. Среди них были лица духовного звания, приезжавшие служить в церквях духовного центра, насельники рогожских монастырей, жители окрестных городов, посещавшие кладбище для совершения треб, паломники, друзья и родственники постоянных кладбищенских жителей, гостившие у них по целым годам.

Во время учреждения Рогожского кладбища в 1771 году была построена небольшая деревянная часовня. Через пять лет она была заменена обширною каменною во имя Николы Чудотворца. В 1790 году рядом с нею была построена огромная холодная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, едва ли не самая обширная из всех московских церквей. В начале ХIХ века было построено самое новое храмовое сооружение кладбища - обширная зимняя каменная часовня во имя Рождества Христова . В этой часовне собирались Большие церковные Соборы. На них съезжалось духовенство древлеправославной Церкви, представители монастырей, делегаты от иногородных общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей, часовни были украшены не хуже, чем кафедральные соборы древней Руси. Собранные поколениями иконы были превосходного письма - рублевского, строгановского. Поскольку часовни не были освящены, то и литургий в них не совершалось.

Подробнее об истории непосредственно самого кладбища и нынешнем его состоянии читайте в статье « » на нашем сайте.

Богослужебный уклад на Рогожском

Богослужение ограничивалось вечернями, утренями, всенощными Бдениями и часами. Примечательно, что богослужебный круг тогда совершался в строгом соответствии с уставом: вечерня - вечером, а утреня - утром. Кроме того в часовнях совершались венчания свадеб, исповедь, причащение, крещение младенцев и взрослых. Упокоившихся отпевали преимущественно в Никольской часовне. Свадеб венчалось много, особенно в мясоед перед масленицей. Венчаться приезжали на Рогожское кладбище не только жившие в Москве старообрядцы, но и жители уездов Московской губернии. Во множестве приезжали и из других губерний, иногда самых отдаленных. Исповедь проходила как в часовнях, так и в других помещениях поселка.

Причащали запасными дарами в часовне после часов. Для этого четверо священников с потирами в руках выходили из алтаря в ризах и становились по двое у правого и левого клиросов, двое на самих клиросах и двое позади их, в северных и южных дверях алтаря. Чтобы судить о числе привозимых для крещения детей из Московской и соседних с нею губерний, достаточно сказать, что в Рождественской часовне находилось 46 купелей. Иногда приходилось крестить и взрослых - вовсе не крещенных или не получивших достойного крещения в новообрядной Церкви.

Крестные ходы на Рогожском кладбище проходили несколько раз в год: шестого января, в день , первого августа для освящения воды, а также в заутрени Великой субботы и и в некоторые другие праздники. Весь путь был устилаем зеленым сукном и коврами. Для освящения воды невдалеке от часовен существовал специально выкопанный пруд (60 сажен длины, 15 ширины) с обделанным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом.

Поскольку рогожские часовни не были освящены, то литургии служились в походных полотняных церквах. До Отечественной войны 1812 года литургии совершались редко и в большинстве случаев сокровенно, дабы не привлекать лишнего внимания властей. Во время тайных Евхаристий освящалось большое количество запасных Святых Даров, которыми затем причащались в течение целого года.

Относительно свободное совершение таинства Евхаристии стало возможным благодаря ходатайству известного старообрядца, героя войны 1812 года - атамана Платова. Московский градоначальник дал Матвею Платову словесное разрешение на это. Впоследствии принадлежащая Платову походная церковь, освященная во имя Пресвятой Троицы, была подарена московским старообрядцам. Кроме платовской и иргизской полотняных церквей, на Рогожском кладбище были и другие, находившиеся в женских обителях.

Свою полотняную церковь, освященную во имя Симеона Столпника, имел священноинок старец Иларий. Пострадавший за веру, известный своими духовными подвигами, он обладал огромным авторитетом среди старообрядчества. За годы своей жизни Иларий стал духовным отцом многих тысяч христиан, число же постриженных им иноков и инокинь составило более 1000 человек. По своей кончине Иларий почитался как преподобный. Епископ Геннадий впоследствии писал о старце: «У всех благоговение о нем и его чистоте телесной на устах носится. Господь прославил его нетлением ».

Рогожские монастыри

В первой половине XIX века на территории духовного центра древлеправославия находилось целых пять женских монастырей. Среди них была обитель матери Пульхерии с 6 монахинями и 40 послушницами, обитель Александры с 28 монахинями и послушницами, Деворы с 38 послушницами, Маргариты с 4 монахинями и 38 послушницами и Мелании с 10 послушницами. Все эти обители были разорены в 1854 году.

Сооружения рогожских монастырей были построены по образцу керженских скитов. Большого размера дом делился на множество помещений с целым лабиринтом внутренних переходов, боковушек, светелок, чуланов, подклетов и подпольев с несколькими выходами наружу. Здесь находилось место для спален, трапезной, моленных. В потайных помещениях стояли походные церкви с переносными иконостасами и престолами.

Наибольшей известностью из настоятельниц рогожских обителей пользовалась матушка Пульхерия. В обители Пульхерии была полотняная церковь. В годы николаевских репрессий и в ней тайно, по ночам служили литургию, а в 50-е годы рукополагали в священный сан. Отсюда предстоятель Церкви святитель Антоний посылал священнослужителей во все приходы древлеправославной Церкви.

Неподалеку от Пульхерьиной обители находилась другая женская обитель, настоятельницей которой была мать Александра. Обитель эта помещалась в доме, нарочно для того построенном попечителем Рогожского кладбища Степаном Тихоновичем Миловым. Этот известный мирянин сделал немало для учреждения архиерейской кафедры. После учреждения митрополии в Белой Кринице мать Александра туда перенесла свою обитель. В июле 1852 года она была избрана игуменьей Успенского Белокриницкого женского монастыря. С Александрой переселились в Белую Криницу бывшие при ней на Рогожском инокини: Варсонофия, Порфирия и Алевтина Великодворская. Последняя была родной матерью знаменитого инока Павла Белокриницкого, который вместе с иноком Алимпием (Зверевым-Милорадовым) смог убедить босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к древлеправославной Церкви.

Гонения императора Николая I

Практически сразу после вступления Николая I на престол правительство начало принимать самые энергичные меры по уничтожению древлеправославия. Началась эпоха так называемых «николаевских гонений», которая по сути продолжалась до 1855 года. Настойчивость и беспощадность Николая I в глазах старообрядческой России поставили его в один ряд с такими гонителями христиан, как императоры-язычники Нерон и Диоклетиан и императоры-иконоборцы Лев Исаврианин и Константин Копроним.

Николаевская эпоха борьбы с древлеправославием началась с правительственного постановления 1826 года. Согласно ему со всех староверческих молитвенных зданий были сняты кресты. Была запрещена постройка новых и ремонт старых зданий.

10 мая 1827 года последовало новое узаконение: решительно воспретить переезд старообрядческих священников из одного уезда в другой. В случае переезда местным властям предписывалось ловить священников и «поступать с ними, как с бродягами».

8 ноября 1827 года было воспрещено принимать новых священников на Рогожское кладбище. В том же году переход в старообрядчество стал рассматриваться как уголовное преступление. В 1832 году были окончательно отменены «Секретные правила» 1822 года, дозволявшие в определенных случаях оставлять в покое священнослужителей, перешедших в древлеправославие.

Страшный удар по русскому иночеству был нанесен в 1837 году. В январе правительство постановило закрыть все староверческие монастыри, расположенные в районе реки Иргиз. Войсками были полностью опустошены Средне-Никольский, Верхне-Спасопреображенский, Средне-Успенский, Покровский монастыри и окрестные скиты. Еще раньше был насильственно обращен в единоверие Нижне-Воскресенский монастырь. Из обителей было изгнано более 3000 иноков и инокинь. Многие из них были приговорены к каторжным работам и ссылке на поселение.

Под особым вниманием синодальных и государственных властей находился один из главных духовных центров староверия - Рогожское кладбище. На его территории постоянно находился особый государственный чиновник - смотритель. Он регулярно отчитывался перед правительством о принимаемых мерах. Один из смотрителей так писал о своей деятельности: «Приняты были мною самыя строгия меры, вследствии коих не только я сам, но и через агентов своих, должен был следить за всяким шагом раскольников» . Особым доверием чиновника-смотрителя пользовались разного рода доносы. Так, купец Яков Игнатьев довел до сведения начальства, что литургии, служимые в полотняной церкви-часовне, подаренной Рогожскому казаком Платовым, отправляются весьма торжественно и проходят при огромном стечении народа. Этим де службы и соблазняют православных. По этому доносу был сделан осмотр всех заведений кладбища, и в алтаре Рождественской часовни была обнаружена полотняная церковь. Она была тут же отобрана. После этого попечители были обязаны подпиской впредь не дозволять на их Рогожском кладбище служения литургий.

С этого момента Евхаристию приходилось совершать тайно, под постоянной угрозой обыска и расправы. По этой причине христиане стали причащаться редко и в большинстве случаев запасными дарами.

Серьезные утеснительные меры против Рогожского кладбища начались еще в 1827 году. Тогда духовный центр древнерусского православия лишился возможности принимать новых священников. В храмах кладбища оставалось служить пять «дозволенных» священников и два дьякона. Одним из последних «дозволенных» священников Рогожского был легендарный настоятель Покровского собора о. Иоанн Ястребов. Во время оккупации Москвы французами в 1812 году он смог сохранить церковные святыни. В 1832 году он выступил одним из организаторов Собора, благословившего восстановление трехчинной церковной иерархии, а также первым признал архипастырскую власть митрополита Амвросия Белокриницкого. Также благодаря ему Рогожское смогло в середине XIX века выстоять перед нажимом церковных и светских властей, принуждавших его прихожан перейти в единоверие и новообрядчество.

Отнятие храмов

В 1848 году митрополит синодальной церкви Филарет (Дроздов) предложил программу «репрессалий», которые должны были послужить переходу Рогожского кладбища в так называемую православную унию или единоверие. Филарет надеялся, что как только в Москве скончаются последние «дозволенные» древлеправославные священники, тогда христиане поневоле будут вынуждены обратиться к господствующей Церкви.

При активном участии министра внутренних дел Бибикова правительство утвердило новый закон о купеческих гильдиях. Согласно этому нормативному акту купеческий статус могли получить лишь члены господствующей Церкви. Купцы-староверы теряли все купеческие права, превращались в бесправных людей, им запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью. Выход был один - присоединение к синодальной Церкви. Многие христиане выбрали потерю имущества, но сохранение православной веры. Однако среди 40 000 прихожан Рогожского кладбища нашлось несколько малодушных. После упокоения о. Иоанна Ястребова к синодальным властям обратился купец Владимир Сапелкин и еще несколько человек. 17 сентября 1854 года они подали митрополиту Филарету прошение с просьбой присоединить их к господствующей Церкви и передать один из храмов Рогожского кладбища единоверцам.

Через неделю в руках полутора десятка единоверцев оказался , который был сразу же «освящен». Рогожский богодельный дом был передан в ведение правительства. Из 36 домов, построенных благотворителями, двенадцать лучших и более поместительных домов обращены были на помещение единоверческого духовенства и должностных лиц. Полиция изъяла сотни священных облачений и икон. Во время обыска библиотеки было найдено 517 ценных книг.

Наиболее ценные облачения, книги и церковные ценности были разобраны единоверцами. Большая часть древних икон была передана в новообрядческие храмы. Священнические облачения, согласно личной инструкции митрополита Филарета, как «бывшие в святотатственном употреблении… предавались огню» .

Запечатание алтарей

С восшествием на престол нового императора, Александра Второго, российское общество связывало большие надежды. 15 января 1856 года распоряжением министра внутренних дел Ланского, направленного на имя московского губернатора - графа Закревского, после двухлетнего перерыва было вновь дозволено совершать богослужения в храмах Рогожского кладбища. Радости древлеправославных христиан не было предела. 21 января 1856 в теплой часовне Рогожского кладбища была отслужена вечерня, а на следующий день утреня и часы. На богослужении присутствовало около 6 000 человек. Многие присутствующие плакали.

Однако не всех порадовало возобновление публичной христианской молитвы в стенах духовного центра старообрядчества. Один из отступников, единоверческий иеромонах Парфений (Гуслицкий), написал донос. Его поддержал митрополит Московский Филарет, который в своем послании на имя государя указал на многочисленные «преступления» рогожских старообрядцев.

Во-первых, митрополит был крайне возмущен «необыкновенно большим собранием» молящихся. Во-вторых, он сообщал о неслыханной дерзости раскольников - «против царских врат была поставлена курительница с ладаном». В третьих, он разоблачал то, что в служении «начальствовал конторщик Иван Кручинин» . В-четвертых, Филарет доносил, что соглядатаи Рогожского видели во время службы некоего человека, одетого и остриженного по-мещански. «Но могло быть, - делает ужасное предположение московский “святитель”, - что он под верхнею одеждою скрывал епитрахиль» . Перечисленные деяния Филарет полагает «особо вредными», «имеющими уже неблагоприятное действие и могущими иметь вредные последствия».

12 марта, 5 апреля и 16 мая были созваны заседания секретного противораскольничьего комитета. Представители господствующей Церкви митрополит Никанор, архиепископ Григорий, протопресвитер Бажанов и исполняющий обязанности обер-прокурора Синода требовали закрытия духовного центра древлеправославия с последующей передачей его храмов в собственность св. Синода. Другие члены секретного комитета - граф Блудов, граф Киселев, министр Ланской и граф Панин - полагали, что достаточно временно «воспретить раскольникам торжественные сборища для богомолений» до выяснения обстоятельств дела.

В результате острой дискуссии обе стороны согласились на компромисс. Члены комитета постановили:

Рогожские часовни, хотя и следовало бы закрыть, но единственно из снисхождения к призреваемым в богаделенном доме раскольникам запечатать в них одни лишь алтари .

Что же касается молитвы Богу, то она запрещалась во всех ее церковно-общественных проявлениях. Единственной поблажкой христианам было разрешение «молиться про себя, без чтения и пения » .

Не имея личного нерасположения к старообрядцам, но наивно доверившись мнению иерархов господствующей церкви, Александр Второй, рассмотрев 12 июня протоколы заседания секретного комитета, утвердил его решение. 7 июля 1856 года на территорию Рогожского кладбища в сопровождении жандармов явились чиновники, которые закрыли на замки и опечатали алтари храмов.

Вместе с тем в этот период происходят и отрадные события. В 1855 году в Москве восстанавливается старообрядческая первосвятительская кафедра. Ее возглавляет архиепископ (Шутов), который совершает тайные богослужения в храмах города, не исключая и домашние моленные Рогожского. Таким образом, несмотря на все жестокие гонения в середине XIX века, Рогожское кладбище становится духовным центром Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии.

Распечатание алтарей Рогожского кладбища

7 ноября 1903 года старообрядческие уполномоченные подали императору Николаю II прошение о распечатании алтарей Рогожского кладбища. Обеспокоенный ненормальным положением своих подданных, царь наконец созвал Особое совещание, посвященное проблемам старообрядчества. На нем он впервые узнал всю правду о миллионах незаслуженно гонимых граждан России.

Царь поручил министру внутренних дел П. Д. Святополку-Мирскому подготовить для него отдельный доклад и сообщить его в приватной беседе. После этого Царь благословил дарование свободы всем древлеправославным христианам. Царь утвердил Особый журнал Особого совещания, в котором среди прочего отметил, что враждебное отношение староверов к господствующей Церкви «осложнялось постоянным обращением Церкви к светской власти за помощью» .

К началу марта 1905 года Комитет министров подготовил проект Указа о веротерпимости и передал его на утверждение монарху. Практически одновременно с завершением работ по подготовке нового закона 30 марта 1905 года на имя императора поступило ходатайство, подготовленное князем Дмитрием Дмитриевичем Оболенским и поддержанное Великими князьями Николаем Николаевичем и Александром Михайловичем. В нем говорилось о старообрядцах Рогожского:

Пожелания их скромны, дозвольте им молиться за Вас в алтарях своих Церквей… Наступает Великий Праздник Воскресения Христова. Повелите Государь к этому дню открыть хотя бы в Москве Алтари старообрядческих храмов. (Старообрядцы. Ежемесячный журнал. 1908. С. 569).

16 апреля, за день до официального оглашения Указа, Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви:

Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу. (Старообрядческий вестник. 1905. № 5. Май С. 253).

С амвона Покровского храма был прочитан Царский Указ об открытии обоих алтарей. Князь Голицын собственноручно снял печати с царских врат и южной алтарной двери. Радостная весть быстро разнеслась по Москве. Уже через несколько часов в храмах Рогожского собралось более 10 000 человек. Состоявшийся 22 августа 1905 года Освященный Собор постановил отмечать день распечатания алтарей Рогожского кладбища, ежегодно проводя во всех старообрядческих храмах 17 апреля Литургию и молебен во здравие Его величества. После февральской революции и свержения монархии этот обычай был забыт, а в конце XX века появилась новая традиция - отмечать распечатание алтарей в неделю св. Жен Мироносиц.

Рогожское после октябрьской революции

Уже в 1918 г. большевиками был закрыт старообрядческий учительский институт, действовавший на Рогожском с 1911 года, другие духовные и благотворительные учреждения на Рогожском. В 1921 году эта же судьба постигла . В 1924 г. хранящееся в нем богатейшее собрание рукописей, старопечатных книг и архив Рогожской общины были перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне РГБ), а сам храм, воздвигнутый в ознаменование свободы вероисповедания, был превращен в склад.

В 1929 году президиум Моссовета постановил закрыть кафедральный собор Московской Архиепископии - на Рогожском кладбище и открыть в нем объединенный клуб для близлежащих заводов. К счастью, этот проект не был осуществлен благодаря активной позиции ряда советских культурных и музейных учреждений, а также настоятельным просьбам рогожских прихожан во главе с архиепископом (Картушиным). Вместо этого в 1929 г. власти отобрали у верующих на Рогожском, и на Пасху 1930 года в нем открылись столовая и буфет с продажей ликеро-водочных изделий. В пользу государства были отсуждены и все остальные здания старообрядческого духовного центра.

До середины сороковых годов последний храм на Рогожском, Покровский собор, находился под угрозой закрытия, архиерейских богослужений в нем почти не совершалось. Лишь в 1941-1943 годах после ослабления гонений на религию на московскую архиерейскую кафедру был возведен архиепископ (Парфенов), помощником которого стал вернувшийся из заключения епископ (Лакомкин). На тот момент все здания Рогожского, кроме Покровского собора, были экспроприированы государством, и архиепископ Иринарх вместе с помощниками ютился в дворницкой, принадлежавшей Никольскому храму Московской Патриархии.

К началу 80-х годов духовная жизнь на Рогожском слабеет, архиепископ (Латышев) под давлением властей оставляет свою Московскую резиденцию и уезжает на постоянное место проживания в Молдавскую ССР. В годы перестройки у властей созрел план передачи зданий, некогда принадлежащих старообрядческому центру, Московской Патриархии. Однако к чести главы издательского Отдела Московской Патриархии митрополита Питирима (Нечаева), которому предлагались эти здания, он отказался поддержать подобный «проект».

Рогожское после перестройки и распада СССР

В 1988 году на юбилейном Освященном Соборе, посвященном 1000-летию Крещения Руси, архиепископ (Гусев) был избран митрополитом Московским и всея Руси. На этом же Соборе древлеправославная Церковь Христова (христиан, приемлющих белокриницкую иерархию) приняла официальное наименование: .

Постоянной резиденцией митрополита стала «гробовая часовня» на Рогожском, которая к этому моменту была возвращена старообрядческой Церкви.

В 90-е годы началось поэтапное возвращение исторических зданий старообрядческой Церкви. В 2005 году стараниями предстоятеля Церкви Митрополита (Четвергова) была одобрена программа реконструкции Рогожского историко-архитектурного ансамбля. Мэр столицы Ю.М. Лужков подписал постановление московского правительства № 1213 о проведении всех необходимых реставрационных работ, которые были завершены к 2015 году. Однако несколько зданий Рогожского поселка, переданные Церкви сравнительно недавно, пока не отреставрированы и находятся в аварийном состоянии. Сегодня официальная резиденция Московской митрополии находится в бывшем здания дома причта, ныне именуемого как Новые Палаты.

Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1895. С. 389.
Фирсов С. Русская церковь накануне перемен. 2002. Москва. С. 277.

История Рогожской слободы
После церковного раскола времен патриарха Никона в столице Российского государства осталось немало храмов, в которых продолжалась служба по старым уставам и старым книгам. Настоятели храмов и целых монастырей выказывали неповиновение указам патриарха-реформатора. Даже после большого Московского собора 1666-1667 годов, предавшего Старую Веру анафеме, в столице оставались храмы, в которых прикровенно служили по чинам дораскольной Церкви. В начале 80-х годов XVII века такие богослужения стали более открытыми, а во время так называемой Хованщины к старым чинам вернулись многие московские приходы, успевшие перейти на новый обряд. В 1685 году под председательством патриарха Иоакима состоялся Собор, разработавший свод наказаний за исповедание Старой Веры. Подписанный царевной Софьей, этот закон получил наименование «Двенадцать статей царевны Софьи». По большинству этих статей полагалась смертная казнь.
По свидетельству иностранцев, только перед Пасхой 1685 г. в Москве по приказу патриарха Иоакима было сожжено в срубах около девяноста христиан, исповедавших Старую Веру. Уже при Петре I российское законодательство расширилось законами, поражающими гражданские права староверов. Так, петровский «Духовный регламент» гласил: «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и Государству и Государю непрестанно зло мыслящих».
Ввиду таких грозных притеснений многие староверы уже никак не могли оставаться в Москве. Священники и миряне бежали в глухие места государства Российского или за его границы.
Такая ситуация сохранялась вплоть до царствования императрицы Екатерины II, когда в 60-е годы гонения на старообрядчество начинают ослабевать. Уже к концу 60-х годов в Москву возвращаются старообрядцы. Среди них было немало купцов, которые могли свободно вести торговую деятельность. Однако о строительстве собственно старообрядческого храма не могло идти и речи. Богослужения совершались тайно в домовых моленных.
В 1771 году в Москве разразилась страшная эпидемия моровой язвы — чумы. Распоряжением правительства было запрещено хоронить в Москве. За пределами города в это время возникает 6 кладбищ. Одно из них — Рогожское. Повелением императрицы Екатерины II на тогдашней окраине Москвы в 1771 г. старообрядцам была выделена земля за Рогожской заставой для организации кладбища. Старообрядцы, в свою очередь, приняли значительное участие в ликвидации эпидемии болезни: помогали болящим, хоронили умерших, проводили санитарные мероприятия.
Это позволило добиться от фаворита императрицы князя Григория Григорьевича Орлова позволения «сделать часовни, где б они могли отпевать умерших…» На Рогожском кладбище в 1771 году была выстроена небольших размеров деревянная часовня во имя св. Николы. Таким образом, на территории Рогожского кладбища стало возможным строительство старообрядческих молитвенных зданий. Через пять лет (в 1775 г.) на месте деревянной часовни выстроена более обширная каменная часовня.
В 1792 году по проекту знаменитого архитектора М.Ф. Казакова начата постройка огромной «холодной» часовни Покрова Пресвятыя Богородицы. Покровский кафедральный собор являлся в то время самым большим в Москве, превосходя по площади Успенский собор в Кремле. Этот храм был «летним». Рядом с ним в 1804-1895 гг. архитектором Жуковым был выстроен «зимний» храм Рожества Христова, в котором было предусмотрено калориферное отопление.
В начале XIX века на Рогожском кладбище начинается строительство домов призрения, где проживали инвалиды и престарелые люди. Поскольку главной функцией Рогожской общины была благотворительность, на ее земле были выстроены приюты для душевнобольных женщин, сиротский дом. В 1830-х годах общее количество призреваемых превышало 1000 человек. Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих, особые кельи для инокинь, которых в 1845 г. на Рогожском кладбище было 164 человека. В отдельном доме размещалось церковное училище. Также на территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей в которых подвизались более сотни инокинь и послушниц. Таинство Евхаристии совершалось главным образом в домовых церквях этих монастырей, поскольку большие Рогожские часовни не имели освященных алтарей, да и публичное служение Литургии не приветствовалось властями.
При Николае I отношение к старообрядцам резко меняется. В 1827 году выходит высочайший указ, воспрещающий принимать в старообрядческие общины попов и дьяков. К этому времени на Рогожском кладбище остались только пять священников и два дьяка.
Все старообрядчество понимало острую необходимость иметь своего епископа. Замысел утвердить епископство за границей обсуждался на знаменитом Рогожском соборе 1832 года.
Основание за рубежом Белокриницкого епископства вызвало гнев Николая I. Правительство Николая I присудило к пожизненному заключению в казематах Суздальского монастыря А.К. Кочуева и попечителя Рогожского кладбища Федора Рахванова, инициаторов поисков архиерея. После учреждения в 1846 г. Белокриницкой иерархии преемник митр. Амвросия, митр. Кирил, поставил в 1853 г. во Владимир архиеп. Антония, который впоследствии стал первым архиепископом Московским и всея России и с 1862 г. имел резиденцию на Рогожском кладбище.
К этому моменту на Рогожском кладбище сложился особый тип поселения — духовно-административный старообрядческий центр, имеющий всероссийское значение. С архитектурной точки зрения храмовый ансамбль представлял собой четко спланированную ось из трех храмов, ведущую ко входу на территорию некрополя. Вдоль главной оси был расположен бульвар, разделяющий зону жилых построек от церковных зданий. С востока Рогожский поселок окаймляли проточные родниковые пруды, которые использовались для крещения и водосвятия. Окончательные очертания ансамбль приобрел к 1860-80 гг.
В 1854 году кладбищенский священник Петр Русанов перешел в единоверие, за ним последовало несколько прихожан. Этим воспользовалось правительство: Никольскую часовню насильно у кладбища отобрали, и митрополит Филарет освятил ее в единоверческую церковь. Из частных домов 12 лучших были отданы под квартиры единоверческого клира.
По настоянию митр. Филарета казенный смотритель кладбища и вовсе запретил совершать в часовнях богослужение. Это запрещение было вскоре отменено, однако, ссылаясь на донос иеромонаха-миссионера Парфения, что на Рогожском кладбище происходят «оказательства раскола», митр. Филарет добился того, что 7 июля 1856 г. правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища. Никакие хлопоты старообрядцев, доказывавших лживость доноса, не помогали. Более того, и после официального удостоверения ложности доноса особой комиссией в 1880 г. алтари по распоряжению обер-прокурора Синода К. Победоносцева оставались запечатанными. Они были распечатаны лишь после императорского указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи, старообрядческое духовенство и прихожане со всей России ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых жен-мироносиц (второе воскресение после Пасхи). В память распечатания алтарей в 1912-1913 гг. была воздвигнута и одна из красивейших московских колоколен с храмом во имя Воскресения Христова.

Врата в Рогожскую слободу

Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин), прошла лишь через полгода после распечатания алтарей — 22 окт. 1905 г. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском был слышен 27 июля 1905 г. В это время вокруг храмов началось активное строительство. Ф.Е. Морозова в память о своем сыне Сергее Ивановиче построила трехэтажное здание для больницы, которое использовалось и как дом причта Рогожских храмов. В нем же, на верхнем этаже, помещались келья и покои предстоятеля Церкви архиепископа Иоанна. Было построено и еще несколько каменных жилых зданий, а к 1911 г. — здание для Московского старообрядческого института.

Дарование старообрядцам свободы вероисповедания пробудило громадный творческий потенциал, дремавший под вековым спудом. Достижения русской экономики в рекордном 1913 г. были напрямую связаны с раскрепощением сил самого активного предпринимательского слоя русского общества — старообрядчества. Одновременно старообрядцы проявляют себя и в культурном строительстве: возникает Московский МХАТ, построенный Саввой Морозовым, опера Зимина, С.П. Рябушинский издает самый изысканный журнал дореволюционной России «Золотое Руно», многочисленные старообрядческие церковные хоры с огромным успехом выступают в консерваторских и концертных залах обеих столиц. На Рогожском кладбище открывается высшее учебное заведение — Старообрядческий институт, в котором

преподают известные российские ученые.
В канун революции 1917 года духовно-административный центр старообрядцев включал следующие постройки — памятники архитектуры:
Покровский кафедральный собор 1772 г. (архитектор Казаков)

Рождественский собор, 1804 г. (архитектор Жуков)


Фото 1991 года (автор aj1972)

Храм Успения Пресвятой Богородицы и колокольня, 1913 г. (архитектор Горностаев)

Уже после публикации этой статьи произошло очень важное событие. Успенский храм-колокольня 1 февраля 2015 г. был переосвящен после больших реставрационных работ во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Теперь это единственный в старообрядчестве храм, освященный во имя этого события. Первоначально, 18 августа 1913 года, этот храм был освящен именно во имя Воскресения Христова. С этим посвящением он и был закрыт в 1934 г.
По окончании освящения митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил на вновь освященном престоле храма архиерейскую литургию.


Барельеф птицы неясыть - символ Христа, упоминаемый еще в Псалтыри на храме Воскресения Христова

Никольская церковь, построена в 1775 г. как старообрядческая. С 1856 г. принадлежит Московскому Патриархату

Часовня, середина XIX в. Сейчас это старообрядческая Митрополия


Беседка в саду митрополии

В Рогожской слободе действовало порядка десятка богаделен — домов под попечительством старообрядцев-промышленников Рябушинских, Морозовых, Кузнецовых и других.


Богадельня Белова

В распоряжении Общины сохраняются богатейшие собрания древних икон, рукописных и печатных книг, представлявших собой уникальные исторические ценности
Население Рогожской слободы составляло более 10 тысяч человек.
Во владении общины находился большой некрополь, основанный также в 1771 году во время эпидемии чумы.
Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 г. с колокольни сбросили колокола, в 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рожества Христова. Поскольку зимой приходилось служить в летнем Покровском храме, пострадали иконы и храмовая роспись. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.
Только в 1993 г. в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежащей ей территории и зданий вопрос был положительно рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю.М. Лужкова и главы Администрации Президента РФ С.А. Филатова. После постановлением Правительства Москвы №102 от 07.02.95 г. земля и здания духовного центра начали возвращаться Церкви.
В 1996 г. был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля, уникального историко-художественного наследия Рогожского кладбища.
В 2005 году мэром г. Москвы Ю.М. Лужковым было подписано постановление №1213 о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.
Восстановленные пруды, сень и надкладезная часовня


Дом причта


Захоронение старообрядческого духовенства находится за старинной оградой на высоком месте и представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов, которые стоят стеной и видны издалека (их около 40), и несколько черных саркофагов.

Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881г.), Савватий (1825-1898); Аркадий (1809-1899) и Конон (1797-1884). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952) и Иосиф (1886-1970).

Каждый проходящий по главной дорожке видит усыпальницу представителей крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых (участок 1). Она огорожена чугунной узорчатой оградой, под сенью, которая прежде была с цветными стеклами, потом ржавела без стекол, пока ее в конце 20-го века не покрыли кровлей. Она не была разрушена в годы уничтожения надгробий, как говорят, благодаря заслугам Саввы Тимофеевича Морозова, помогавшего большевикам.

Здесь похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770-1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 2003 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых — это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне — то ли он покончил с собой, то ли кто-то от него решительно избавился…

В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на котором выгравировано: «При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы Васильевича Морозова». Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича (1770-1860) и его супруги Ульяны Афанасьевны (1778-1861).

Здесь же погребены его сыновья Тимофей Саввич Морозов (1823-1889), мануфактур-советник, 1-ой гильдии купец, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Над его могилой и могилой его супруги Марии Федоровны, известной благотворительницы, белокаменная резная часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту Ф. О. Шехтеля (главка и крест утрачены). И Иван Саввич, Покровский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин (1812-1864), который покоится рядом со своим сыном Сергеем Ивановичем Морозовым (1861 -1904), потомственным почетным гражданином. На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы скульптора Н.А. Андреева — беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.