Китайский сад – философия и атрибуты. Уроки китайского

Идея планировки сада в китайском стиле.

Китайские сады устроены по определенным канонам, пришедшим из глубины веков.

В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств — это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга.

Главное достоинство сада в китайском стиле — его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе.

Создание сада в китайском стиле

Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют растения, они могут находиться в воде или на берегу. Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением.

В этом саду вода играет главную, доминирующую роль, подчиняя себе все остальные элементы

Элементы сада в китайском стиле

  1. палисадник
  2. древесно-кустарниковая композиция
  3. плавательный бассейн
  4. декоративные водоемы
  5. скамья
  6. пионы, посаженные в модули мощения
  7. китайская беседка
  8. птичник
  9. мостик
  10. декоративное болото
  11. башня

Пример воплощения сада в китайском стиле

В этом саду вода играет главную, доминирующую роль, подчиняя себе все остальные компоненты сада.

Начинается китайский сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором.

Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение.

Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля.

Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Обходишь дом слева и попадаешь в сказку. На 10 сотках участка вытянутой, почти треугольной формы — сплошная вода, и это по-настоящему прекрасно. Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений.

На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки. Он состоит из двух частей, примыкающих с обеих сторон к беседке, выполненной по китайским мотивам. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада, отсюда они открываются просто потрясающие.

Кроме того, башня отвлекает внимание от не очень декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы, и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей.

Эффектный коралл выполняет функцию садовой скульптуры. Остров черепахи — традиционный элемент сада в восточном стиле.

Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего китайского сада. Один из ее главных элементов — крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию. Чтобы попасть в башню, нужно пройти по деревянному мостику.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей.

Необычайно эффектна яркая , состоящая из трех желтых колонновидных туй, перед которыми расположилась взрослая голубая елочка Тлаука Глобоза, а слева от нее две зеленых елочки Нидиформис.

В конце июня здесь можно наблюдать цветение грунтовой орхидеи ятрышника. Хороша композиция из горных сосен, окружающих коралл.


Берега водоемов и ручьев эффектно задекорированы крупными камнями оригинальной фактуры. В китайском саду возможны только плавные текучие линии.

Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду. Конечно, это должны быть не круглые мелкие разноцветные камушки — «бусы», нелепые и жалкие, а крупные, красивые камни разного размера, «козырные», как выражается хозяин этого сада.

Камни естественно смотрятся у воды, с их помощью можно задекорировать черную пленку или бутилкаучуковую резину на берегу.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них.

С камнями органично смотрится мощение. Если нужно провести по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит газон.

В пруду, так же как и в садах китайских, цветут нимфеи.

Небольшой мелкий пруд в самом конце участка предназначен для . Эта зона открывается для посетителей неожиданно, уже в конце участка.

Когда европейцы впервые открыли для себя китайские сады, они были поражены их самобытностью и очарованием. Китайская школа ландшафтного искусства была совершенно необычной и не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Здесь не было ни аккуратных стриженых газонов, как в английском стиле, ни четкости линий, присущее принципу регулярности французских садов. В Китае высшей ценностью является природа, которую даже в небольшом саду стараются воспроизвести с максимальной точностью, причем в ее наиболее гармоничном проявлении. В исконно китайском саду могут присутствовать не только растения, но и горы, реки, озера – пусть даже в миниатюре – это не важно. Главное, чтобы созданный сад помогал человеку понять и ощутить гармонию между собой и окружающей природой.

Сад в китайском стиле просто обязан выглядеть естественно. Дизайнер должен создать впечатление, что все вокруг создавалось без участия человека, что сама природа позволила деревьям, камням, водоемам выстроиться в необычные, произвольные образы. Такие, казалось бы, немного небрежные композиции, на самом деле глубоко продуманы, и позволяют приблизиться к природе, приглашая к размышлениям и медитации.

Символичность китайского сада

Сад в китайском стиле – это не просто вариант ландшафтного дизайна, это еще и проекция души своего владельца, выстроенная по всем правилам фэн-шуй – учения о гармонии окружающего мира. Согласно этому учению в пространстве, окружающем человека, должны располагаться элементы, символизирующие составляющие Вселенной. Поэтому составляющие сада в китайском стиле – это символы инь и янь, олицетворяющие единство противоположностей. Они должны сочетаться таким образом, чтобы дать возможность живительной энергии «ци» свободно циркулировать в пространстве. Большинство элементов в китайском саду также символизируют различные жизненные достижения, например, пион означает богатство, а персик – благополучие.

Проем в виде круга — символа совершенства

Основные элементы сада в китайском стиле

1. Вода

Вода в китайском саду организовывает общее пространство, делит участок на разные зоны. Пруд с ровной гладью воды символизирует спокойствие и мир, а вот водяные струи фонтана, ручья или водопада – вечное движение и перемены. Любой водоем в китайском саду лишен искусственной облицовки и высоких берегов. Беседки и павильоны на островках должны занимать практически всю поверхность, возвышающуюся над водой, чтобы создавалось впечатление, что строения «вырастают» из-под водной глади. Китайский сад, фото которого представлено ниже, сооружен с использованием именно таких принципов.

Беседка, «вырастающая» из воды

2. Камни

Камни – обязательные составляющие китайских садов, которые уравновешивают природные элементы и строения, созданные руками человека. Для этих целей иногда устраивают просто горки из камней, не высаживая там никаких растений. В китайской культуре к необычным и красивым камням относятся с необычайным трепетом – ими любуются, прикладывают руки, их слушают.

3. Деревья

Особым почетом в китайских садах пользуются старые, большие деревья, растущие на участке не один десяток лет. Почти в каждом таком саду можно встретить сосну, символизирующую благородство, персик и сливу – «деревья счастья». Прекрасным дополнением в общую живописную картину станет восточное олицетворение жизненной стойкости и силы – бамбук. Другими любимыми деревьями китайцев являются магнолии, ивы, сакуры.

4. Цветы

Цветущих растений в китайском саду немного, но каждый из них несет особый, символический смысл. Наибольшее поклонение заслужил древовидный пион, который, благодаря своей красоте, именуется «королем цветов». Также здесь можно встретить хризантемы, розы, нарциссы, лотосы. Каждый благородный цветок обязательно оттеняется более простыми растениями, рангом пониже. К примеру, для короля-пиона лучшими спутниками являются роза и шиповник, сливу высаживают рядом с магнолией и камелией, хризантему «оттеняют» бегонией.

5. Постройки в китайском стиле

Сады Китая невозможно себе представить без рукотворных сооружений в традиционном восточном стиле – беседок, террас, чайных домиков. Они размещаются на участке с таким расчетом, чтобы, находясь там, человек мог созерцать все пространство сада, любуясь его гармоничностью.

Беседка в китайском стиле — место для философских бесед

Возможно, в условиях средней полосы и не получиться разбить китайский сад в классическом понимании этого слова, так как далеко не все растения смогут проявить себя во всей красе. Например, вряд ли в саду Подмосковья будут расти сакуры или зимой начнется цветение сливы. Но это не беда. При желании получить сад в китайском стиле вполне можно выбрать именно те растения, которые будут декоративными и в наших широтах. Главное, при сооружении такого сада, придерживаться принципа, которому учат нас мудрые китайцы: человек не должен существовать отдельно от природы, так как каждый из нас – ее неотъемлемая частица!

Настоящий китайский сад невозможно создать, если попробовать всего лишь слепо следовать внешним принципам садово-парковой культуры, даже великолепно их зная. Как любой другой вид искусства Китая, ландшафтный дизайн можно по-настоящему постичь, лишь одновременно воспринимая традиционную восточную философию.

Эта философия, в частности, популярный в Китае даосизм – побуждает человека стремиться к гармонии с природой. Но обычное подражание «а ля натюрель» было бы слишком просто. Нет, создать такой сад, в котором человек способен ощутить именно глубокое единение с деревьями, водой, небом – это высокое искусство. Чтобы понять, что такое природа для жителя Востока, можно вспомнить о средневековых домах Японии, вообще не имевших стен – только крыша и столбы-опоры. А пейзаж становился подлинным продолжением дома.

Идеальный китайский сад – словно бы маленькая «модель Вселенной», и строится он по ее «законам» - бесконечности и гармонии. Соответственно, все элементы сада символизируют какие-либо составляющие мира, его женское и мужское начало – восточные «инь» и «ян». Весь китайский сад – череда образов, которые можно прочесть.

Когда мы говорим «сад - модель Вселенной», это не имеет отношения его к размеру. Садик может быть и крохотным, но все-таки должен оставаться целым миром. Поэтому активно применяются различные способы, зрительно увеличивающие пространство. Например, гуляющий по саду человек должен постоянно встречать на пути новые, разнообразные, детали. Тропинки могут быть нарочито извилистыми, чтобы «удлинять» путь.

Как и мир, китайский сад неоднороден. С помощью специальных элементов (стен, архитектурных элементов и т.д.) он разделен на множество разных «садов». Путешествие из одного в другой – это цепочка открытий для изумленного путника, глазам которого постоянно открываются картины, каких он вовсе не ожидал увидеть. Шаг – и поднимается занавес, еще несколько шагов – и путешественник уже в другой «стране».

Оформление участка в Китайском стиле отличается от европейских и своим наполнением. Главную роль здесь играют камни и водоемы, а растительность – особенно цветы – уже как бы вторичный элемент. Всемирно известны китайские, японские «сады камней». В ландшафтном дизайне традиционно применяется озерный известняк. Это камень с подчеркнутой историей, которую можно прочитать по следам, оставленным на его поверхности водой. Как строительный материал используется также гранит – для мощения дорожек, возведения мостов и т.д.

Китайский сад – это «горы и вода», а потому из растительного мира здесь все же приветствуются деревья: сосна, бамбук и абрикос. Цветы вовсе не находятся «под запретом», но они – лишь дополнение. Как и все другие элементы, каждый цветок имеет свое значение, скрытый смысл. Традиционны для китайского сада магнолии, хризантемы, пионы, рододендроны, горечавка и примула

2. Китайский сад – история и философия

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

Когда европейцы впервые услышали и увидели китайские сады и парки, они были просто поражены их очарованием и самобытностью. Школа ландшафтного искусства Поднебесной совершенно необычна и непохожа на всё то, к чему мы привыкли. Здесь не встречаются аккуратные стриженые газоны, как это принято в английском стиле, нет чёткости линий, присущей принципу регулярности клумб, разбиваемых во Франции и т. д. В Китае высшая ценность - это сама природа. Поэтому здесь даже на территории небольшого участка стараются воспроизводить её с максимальной точностью и в наиболее гармоничном проявлении.

Исконно китайский сад - не только растения, но и реки, горы, озёра, пусть даже воссозданные в миниатюре. Это абсолютно не важно. Главное, чтобы созданный ландшафтный дизайн помогал людям понимать и ощущать гармонию между окружающей природой и собой.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород - это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Виды

Условно различается несколько типов садов в китайском стиле. В первую очередь, это императорские парки, расположенные на севере страны. Немало их и в пригородах столицы. Есть также аналоги при императорских гробницах, храмовые, домашние и т. д. Тем не менее всё многообразие китайских садов сегодня сводится к двум основным типам: императорскому и частному.

Описание

Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной - создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей. В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты. Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.

Другое направление - это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего - рукотворного типа: скал, гор, водопадов. Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры - розоцветные. Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.

Особенности

Миниатюрный сад в китайском стиле можно создавать даже на дачном участке размером в шесть соток, тогда как обладателям более внушительных земельных площадей лучше выбирать второе направление дизайна. Главная идея паркового оформления в Поднебесной состоит в том, чтобы посетители ощущали абсолютный покой, умиротворённость и единение с природой.

Ещё одна особенность, которая характеризует традиционный китайский сад, заключается в создании «безграничности», чтобы человек, гуляющий по нему, из каждой новой точки видел не одну картину, а несколько сменяющих друг друга пейзажей. При этом должны находиться в абсолютной гармонии. Ничто не должно быть слишком ярким и броским или же, наоборот, казаться незаметным.

Естественность

Китайский сад просто обязан смотреться естественно. От дизайнера требуется создание впечатления того, что всё вокруг было сотворено без человеческого участия. Как будто сама природа выстроила водоёмы в необычные произвольные образы. Однако немногие знают, что такие на первый взгляд несколько небрежные композиции бывают на самом деле очень глубоко продуманы, чтобы приглашать к медитации и размышлениям.

Принцип заимствования в пейзаже

По законам восточного ландшафтного искусства китайский сад разбивается таким образом, что в любой точке вслед за одной панорамой открывается другая. Подобный приём в дизайне называют «принципом заимствования пейзажей», благодаря которому можно визуально расширять границы участка. Секрет воплощения этого явления в жизнь очень прост: создаётся многоплановая перспектива, после чего прокладываются и дорожки, соединяющие панорамы друг с другом.

Символичность

Китайский сад - это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада - знаки «инь» и «янь» - олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» - живительной энергии - свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион - богатство и т. д.

Вода

В Поднебесной во все времена к природе относились очень серьёзно. Ведь считалось, что именно от неё зависит и радость, и горе. В китайском саду используется несколько обязательных составляющих. Одной из них является вода. Она, организуя общее пространство, делит территорию на разные зоны. Например, пруд с его ровной гладью - это символ спокойствия и мира, струи от фонтана, ручьи или водопад - вечного движения. Любой водоём китайского сада не должен иметь искусственную облицовку или высокие берега. Беседки и павильоны, установленные на островках, занимают практически всё место, возвышающееся над водой. Это нужно для создания впечатления, что эти строения «выросли» из водной глади.

Камни

Они являются обязательными составляющими китайских садов. Камни уравновешивают строения, сотворённые человеком, и природные элементы. Для создания подобного эффекта часто устраиваются простые горки из валунов, где не высаживается никаких растений. Вообще, в китайской культуре к камням относятся с трепетом - ими любуются, их слушают.

Цветы

Такие растения китайского сада, как правило, немногочисленны. Но каждое из них несёт свой символический особый смысл. Наибольшего поклонения заслужил древовидный пион, который здесь именуют «королём цветов». Нередко в саду встречаются лотосы, розы, хризантемы, нарциссы. Каждый из благородных цветков обязательно оттенён более простым растением, «рангом» пониже. Например, для пиона лучшие спутники - роза или шиповник, хризантема «оттеняется» бегонией. То же самое происходит с деревьями. Например, слива высаживается рядом с магнолией или камелией.

Деревья

Особым почётом в садах в китайском стиле пользуются большие и старые деревья, которые растут на участке не одно десятилетие. Почти всегда встречается сосна, символизирующая благородство. Не является редкостью персик или слива. Прекрасным дополнением в живописную дизайнеры считают бамбук. Он на Востоке является олицетворением жизненной силы и стойкости. Другими, не менее любимыми для китайцев деревьями, считаются магнолия, ива и, конечно, сакура.

Постройки

Сады Поднебесной невозможно представить без каких-либо рукотворных сооружений. Это сделанные в традиционно восточном стиле беседки, террасы, чайные домики. Они размещаются на территории с таким расчётом, чтобы человек, находясь в них, имел возможность, созерцая всё пространство, любоваться гармоничностью.

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало - энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Белая стена - отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» - отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна могут служить обрамлением «картины» сада, кованые решетки украшают окна

«Лунные ворота» позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен . Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд - традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Традиционная китайская беседка - основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для через водное препятствие.

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Мощение из гальки - традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.