Тема урока: Многообразие кольчатых червей. Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика типа Кольчатые черви

Урок №

Тема: многообразие и значение кольчатых червей. Классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки.

Цели:

1) Изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе;

2) сформировать навыки бережной работы с натуральными объектами (дождевой червь);

3) Развивать познавательный интерес у детей;

4) Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: поднос, дождевые черви, лист бумаги, пинцет, лупа, кусочек репчатого лука, таблица «Дождевой червь», презентация по теме, компьютер, проектор.

Структура урока:

І. Организационный момент. Постановка цели урока (5 мин)

ІІ. Актуализация знаний (5 мин)

ІІІ. Изучение нового материала (15 мин)

ІV. Лабораторная работа (14 мин)

V. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

І. Орг. момент. Учитель здоровается с учащимися, обращает внимание на готовность на их подготовку к уроку. Разрешает сесть, сообщает тему и цели урока.

ІІ. Актуализация знаний.

На прошлом уроке вы изучали внутреннее и внешнее строение кольчатых червей. Давайте немного повторим:

2) Есть ли у кольчатых червей органы чувств?

Краткий ответ

3) Что такое параподии?

Краткий ответ

4) Опишите строение кровеносной системы

Краткий ответ

5) Как дышат кольчатые черви?

Краткий ответ

6) Из каких отделов состоит пищеварительная система дождевого червя?

Краткий ответ

7) Назовите органы выделения кольчецов

Краткий ответ

8) Сколько видов кольчатых червей существует?

Краткий ответ

ІІІ. Изучение нового материала.

1) Многообразие.

Тип кольчатые черви включает, как нам известно, 9 тыс. видов червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малощетинковые черви и пиявки.

А. Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них – морские донные животные, ползающие по дну или зарывающиеся в ил или песок, в основном в прибрежной зоне.

Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням раковинам моллюсков и др.

Яркими отличительными особенностями многощетинковых червей являются:

1) Щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;

2) Парные подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;

3) Жабры – органы дыхания, которые представляют собой кожные выросты различной формы.

Б. Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоёмов. Они не имеют всех перечисленных выше признаков. Каждый сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, которые расположены пучками (пара боковых, пара брюшных). Кроме этого малощетинковые черви – гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых - раздельнополы. Известные нам представители класса – трубочники и дождевые черви.

В. Пиявки – на земном шаре насчитывается 400 видов, их строение разнообразно. Они живут не только в болотах, но и практически в любых типах водоемов , как в пресных, так и солёных. Большинство пиявок – кровососы, но и есть виды, которые кровь сосать не могут и принадлежат к числу хищников, например, ложноконская пиявка поедает более мелких червей и даже нападает на рыб. Тело у них вытянутое, уплощенное в спинно – брюшном направлении. На переднем и задних концах расположены присоски. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют. Хорошо известно, что после укусов пиявки раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество герудин, которое препятствует свёртыванию крови.

Все пиявки – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворенные яйца выделяются в коконах.

2) Значение кольчатых червей

1. Принимают участие в построении пищевых цепей;

2. Участвуют в почвообразовании;

4. Используют в медицине.

ІV. Лабораторная работа №13

Тема. « Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя.

Оборудование: поднос, дождевые черви, лист бумаги, пинцет, лупа, кусочек репчатого лука, таблица «Дождевой червь».

Ход работы:

1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры (длину и толщину). Обратите внимание на его кольчатое (членистое) строение тела.

2. По движению тела определите передний и задний концы тела, их толщину и окраску.

3. На переднем (более заостренном конце тела) найдите ротовое отверстие и утолщение – поясок. Посчитайте, из скольких члеников он состоит.

4. На заднем (более тупом) конце тела найдите отверстие, через которое выбрасываются, не переработанные остатки пищи, - это анальное отверстие.

5. Поверните червя брюшной стороной вверх. Определите чем отличается она от спинной. Найдите с помощью лупы щетинки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении.

6. Пустите червя ползать по листу бумаги. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите стекло водой и пустите червя на него. Посмотрите, как червь передвигается по мокрому стеклу.

7. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? А теперь от заднего к переднему и сравните степень сопротивляемости этим движениям. Сделайте вывод.

8. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

9. Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздражителей: прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам дождевого червя, поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Как реагирует червь на эти воздействия? Какие выводы можно сделать из данных наблюдений.

10. Опишите результаты наблюдений. Зарисуйте дождевого червя в тетради и сделайте надписи к рисунку. Ответьте на вопрос: каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

V. Домашнее задание: стр. 128-130, готовиться к тесту

Тема урока: «Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

Ход урока

    Организационный момент. Улыбка «Добрый день»

    Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает жетоны группе.

Вопросы к кроссворду

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария.

    Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?

(где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).

Доклад учащегося:

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Слайд

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру - многочисленные щетинки (отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Работаем по плану в таблице.

Характеристика

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

    Представители

Кл.Многощетинковые;

кл.Малощетинковые

    Численность

9 тыс. видов

    Среда обитания

Водная, почвенная

    Симметрия тела

Двусторонняя симметрия

    Форма тела

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

    Полость тела

Вторичная (целом), заполнена жидкостью

    Слои клеток

3 слоя

    Кожно-мускульный мешок

Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы

    Ткани

4 типа

    Системы органов

Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

Работа с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты

Учитель: 6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы. Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела и поделена продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой. Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью. Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, служит гидроскелетом).

ПРОБЛЕМА

Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

Учитель: Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Это не единичные примеры, когда научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.

Учитель: а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают домино.

Работа с карточками домино на партах и на слайде презентации.

Учитель: сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о проделанной работе.

Заслушиваются выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем, кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.

Заполняется таблица по мере выступления учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Закрепление изученного материала

Сейчас между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий жетон. Если группа не справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.

Раздача жетонов

    Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд

Пример синквейна по теме Многощетинковые черви:

Малощетинковые черви

Вторичнополостные, кольчатые

Активно передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются

Морские свободноживущие сложно устроенные черви

    Домашнее задание. Изучить § 18 Ответить на вопросы с. 87

    подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;

Тема урока «Тип кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности»

Цель урока: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

Ход урока:

    Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

    Проверка домашнего задания. Работа на интерактивной доске.

Задание: Повторение темы «Круглые черви»

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

(для проверки используется прием «передвинь и узнаешь»)

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее? (используется интерактивное средство из коллекции -выбрать один правильный ответ)

    Очистка питьевой воды

(работа с интерактивным средством «Водоворот»)

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

3. Изучение нового материала.

    Введение в тему. Беседа.

Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: планария, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полсти тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения.

    Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента.

Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

3) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2. Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

    От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? (в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

3. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». (инструктивная карточка)

Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

4. Парная работа учащихся с текстом; рассказ учителя (о значении кровеносной системы). Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Задание для учащихся: внимательно слушайте одноклассников, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

    Полость тела

Учитель: Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

5. Первичное закрепление.

Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника . Работа на интерактивной доске.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

питательные вещества

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

обмена

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

6. Пищевод 12. Семенники

6. Фронтальная работа с микроскопом.

Задание: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

6.Фронтальное решение биологических задач, рассказ учителя. Значение Кольчатых червей в природе и жизни человека.

Учитель читает стих «Памятник червю»:

Есть памятник собаке

Есть памятник лягушке

Коту и обезьянам

И даже голубям

Бизону, долгоносику

И лоцману – дельфину

Но не найдете памятник

Вы дождевым червям.

Ну, почему вы помните

Про комара кусачего

Про зайца длинноухого, про синего кита

Вы их увековечили…

ЧЕРВЯМ поставьте памятник!

Чтоб знало человечество

На ком стоит Земля!

За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Задача 1

В лиственном лесу на 1 га насчитывается в среднем 30 000 дождевых червей. В течение года один червь утаскивает в норки и перерабатывает до 800 г листьев. Сколько листьев перерабатывают все черви за год на площади в 1 гектар? (24 т)

Задача 2

В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500 – 800 на 1 м кв. рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы? На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей. (80000 кг или 80 т)

Работа со слайдом «Значение Кольчатых червей»

4. Закрепление. Работа с тренажером.

5. Выводы. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 128-129 и выполните задание в тетради № 76;

3) Подумайте! Что вы изобразите на памятнике дождевому червю.

Технологическая карта по теме

«Тип Кольчатые черви. Дождевой червь»

Цель: изучить особенности образа жизни и строения Кольчатых червей.

Задание 1: запишите в тетрадь: тему урока, дату урока.

Задание 2: Повторение темы «Круглые черви». Выполните задание в тетради.

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

Аскарида, острица, ришта, филярия

гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

3.Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

    Почему это животное получило такое название?

    Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

    От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

Задание 4: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы(смотри инструктивную карточку) в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

    Особенности кожно-мускульного мешка

    Полость тела

    Общий план строения пищеварительной системы

    Общий план строения выделительной системы

    Особенности строения кровеносной системы

    Особенности строения дыхательной системы

    Особенности строения нервной системы

    Особенности строения половой системы

Задание 6: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами (смотри карточку).

Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

Подведение итогов урока:

А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу: «5» - если выполнили все предложенные задания; «4» - если выполнили 1-5 задания; «3» - если выполнили 2-4 задания.

Домашнее задание.

1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 125-126, 128-129 и выполните задание в тетради № 89-91;

2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.

3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Карточка с заданиями

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Лабораторная работа

«Внешнее строение дождевого червя»


Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

    Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите: - окраску тела,

Длину тела,

Толщину тела,

Передний и задний концы тела,

Поясок.

Сделайте рисунок червя.

    Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Чем она отличается от спинной?

Найдите щетинки. Какова их функция?

Сделайте рисунок щетинки.

    Запишите вывод.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Самоанализ урока

Данный урок является первым в теме «Тип Кольчатые черви» и первым при изучении высших беспозвоночных животных. Материал урока опирается на знания, полученные при изучении двух предыдущих типов червей. Цель урока – изучение нового материала. Тип - урока комбинированный. Структура урока соответствует данному типу. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы: - по характеру познавательной деятельности учащихся – частично- поисковый; - по виду источников знаний – словесно-наглядно-практический; - по форме совместной деятельности учителя и учащихся использовались частные методы: рассказ с элементами беседы, организация лабораторной работы, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, взаимопроверка и самопроверка.

Разным сочетанием методов поддерживается активность и работоспособность учащихся в течение всего урока. Эти методы способствуют развитию у учащихся умений внимательно слушать учителя, наблюдать, делать выводы, проводить сравнение, адекватно воспроизводить прочитанное.

Развитию мышления учащихся способствуют приемы: - создание проблемных ситуаций; - использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Развитию воображения учащихся способствует образная подача материала. Старалась, чтобы весь урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

Все обеспечение урока способствует рациональному использованию времени. На уроке используется созданные мной технологическая карта для учащихся, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы, презентация – интерактивный плакат, управляемый различными кнопками. Он удобен для использования на интерактивной доске. Для урока создан дидактический материал в программе SMART Notebook 10 для работы учащихся на интерактивной доске. Применение компьютерных технологий позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстративного сопровождения на уроке. В созданных мною учебных пособиях сочетаются печатный текст, звук, графика, анимации и видео. Это дает возможность просматривать сложные явления и процессы (передвижение дождевого червя в почве). Использование цифрового микроскопа позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта; изучать объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно. Это дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации.

Домашнее задание подготовлено всем ходом урока, носит дифференцированный, закрепляющий и развивающий (творческий) характер.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашняя работа § 14

Слайды

Класс Многощетинковые

Этот класс представлен морскими животными. Многие из них ведут активный образ жизни, ползая по дну, зарываясь в грунт или плавая в толще воды. Есть прикрепленные формы, живущие в защитных трубках. Обычно тело подразделено на голову, туловище и анальную лопасть. Нередко кольчатые черви – хищники. Их глотка снабжена хватательными придатками, острыми шипами или челюстями. Присутствуют параподии, имеющие разнообразную форму в зависимости от среды обитания и способа передвижения. Дышат жабрами. Многощетинковые раздельнополые, оплодотворение наружное.

Типичные представители этого класса – нереида и пескожил. Они являются кормовыми объектами для ряда промысловых рыб. Нереида успешно акклиматизирована в Каспийском море.

Класс Малощетинковые

Его представители – в основном обитатели почвы, но известны и пресноводные формы. Строение малощетинковых в значительной степени определено почвенным образом жизни, благодаря чему организация червей упростилась. Головной отдел имеет простое строение, лишен органов чувств. Параподии отсутствуют, хотя в ограниченном числе сохранились щетинки. Все малощетинковые – гермафродиты. Половая система сосредоточена в немногих сегментах передней части тела, оплодотворение внутреннее.

Дождевые черви живут во влажной, богатой перегноем почве. Тело вытянутое, сегментация однородная. На каждом сегменте оставшиеся восемь щетинок располагаются двумя рядами по бокам тела. Цепляясь ими за неровности почвы, червь с помощью мышц мощного кожно-мускульного мешка продвигается вперед.

Пищеварительная система имеет ряд существенных особенностей строения. Ее передний отдел дифференцирован на мускулистую глотку, пищевод, зоб и мышечный желудок. В полость пищевода открываются протоки известковых желез. Их секреты нейтрализуют кислоты, которыми богата потребляемая червями пища. В средней кишке пища переваривается и всасывается.

Движение крови в замкнутой системе кровообращения осуществляется сокращением пяти передних Мальцевых сосудов (“сердец”).

Дышат дождевые черви всей поверхностью своего влажного тела благодаря наличию густой подкожной сети кровеносных сосудов.

Дождевые черви – гермафродиты. Оплодотворение перекрестное. Для этого два червя прикладываются брюшными сторонами друг к другу, в результате чего происходит обмен семенной жидкостью, которая попадает в мешковидные кожные впячива-ния – семяприемники. Обменившись спермой, дождевые черви расходятся. После этого области пояска (32–37-й сегменты) у каждой особи начинают образовывать слизистую муфту, в которую черви откладывают яйца. При продвижении муфты через сегменты, содержащие семяприемники, яйца оплодотворяются сперматозоидами, принадлежащими другой особи. Муфта с оплодотворенными яйцами движением мышц червя сбрасывается с переднего конца тела, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, где и развиваются молодые черви.

Для дождевых червей характерна высокая способность к регенерации.

Почвенные кольчатые черви – полезные животные. Еще Ч. Дарвин отметил их значение для плодородия почвы. Затаскивая в норы опавшие листья, они обогащают почву перегноем, а прокладывая в почве ходы, рыхлят ее и способствуют проникновению воздуха, воды к корням растений. Количество почвы, пропускаемой через пищеварительный тракт червей, в Европе колеблется от 6 до 84 т/га, а в Камеруне может достигать 210 т/га.

Пресноводные малощетинковые играют значительную роль в питании донных рыб.

Кольчатые черви ведут свое начало, по-видимому, от низших сегментированных червей, обладающих паренхимой. Наиболее древними из кольчатых червей являются морские многощетинковые черви. От них при переходе к пресноводному и наземному образу жизни произошли малощетинковые, а от них и пиявки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.