Выставка петров водкин в русском. Разочарованный певец революции

"Несмотря на многочисленные влияния, которые сопровождали творческую жизнь Петрова-Водкина, - подчеркивает директор музея Владимир Гусев, - это был художник, никогда не терявший своего лица".

Не потому ли он так часто писал автопортреты - стремился сверить свое внутреннее "я" с теми требованиями, которые предъявляло ему время? Помимо хрестоматийного автопортрета 1918 года, на выставке есть автопортреты 1924-го, 1927-го и другие, а также многочисленные карандашные зарисовки. Здесь вообще много графики, эскизов и этюдов, позволяяющих увидеть, как работала мысль художника в поисках идеального образа.

Удивительно, как, оставаясь в 20-30-е годы "очень советским" художником, Петров-Водкин умудрялся сохранить глубокую религиозность, сохранить и донести ее до зрителя. Ведь все его лучшие картины, даже самые революционные, такие как "Смерть комиссара" или "После боя", - это, по сути, парафразы библейских сюжетов. Да и могло ли быть иначе у художника, который начал свой путь в искусстве как ученик иконописца? Неудивительно, что творчество Петрова-Водкина не раз вызывало ожесточенную критику как справа, так и слева. Например, из-за полотна "Сон" схлестнулись в свое время Александр Бенуа и Илья Репин: первый отстаивал картину, а второй критиковал за эротизм. Обнаженная натура вообще очень волновала автора. Прекрасный рисовальщик, как явствует из его натурных эскизов, он тем не менее старался придать людям на своих полотнах особый обобщенный образ. Оттого так "иконописны" и узнаваемы лики на его женских портретах. Так выразительны, иногда почти гротескны, мужские типажи.

Творчество Петрова-Водкина постоянно подвергается переосмыслению и переоценке, - отмечает одна из кураторов выставки Ольга Мусакова. - В 1978 году, когда в Русском музее состоялась его последняя персональная выставка, о православных мотивах в его произведениях мы и заикнуться не могли, а сегодня эта тема, пожалуй, наиболее интересна.

На выставке представлено редко экспонируемое полотно "Новоселье. Рабочий Петроград. 1922 год", написанное за два года до смерти автора, в печально памятном 1937 году. Многофигурное, рисующее быт новых хозяев жизни, оно, по сути, адресует нас к "Тайной вечере". Но какой горькой иронией, каким страшным сарказмом играет здесь каждая деталь! Ясно, что новые жители только-только вселились в чью-то "буржуйскую" квартиру и уже успели оставить в ней свой след. Об этом свидетельствуют и труба жестяной печки, прорезающая насквозь комнату с гигантскими окнами и зеркалом в простенке, и пейзаж Петропавловки за окном, и пустая рама с засохшей веточкой, заткнутой за нее. И конечно - лица собравшихся. Оскаленные в нечеловеческих ухмылках, жалкие и неуместные в этих чужих интерьерах, они явно рады, но чему? Гибели старого мира? Своему недолгому триумфу?

Эту работу долгое время считали неудачей Петрова-Водкина, - говорит Ольга Мусакова. - Однако на самом деле автор сказал здесь все что хотел.

Если бы не живопись, Петров-Водкин мог стать литератором. Он писал пьесы, стихи, повести, рассказы. И юбилейная выставка, представляющая фрагменты этих документов, убедительно это подтверждает.

Одну из своих наиболее известных картин - «Фантазию» Кузьма Петров-Водкин написал в 1925 году. Ее тоже можно будет увидеть на выставке в корпусе Бенуа Русского музея

Разочарованный певец революции

Первая за сорок лет персональная выставка великого художника Кузьмы Петрова-Водкина открылась в Русском музее

24.05.18 выставки

В ближайшее время вдоль канала Грибоедова опять будут стоять очереди. В корпусе Бенуа Русского музея, где обычно проходят все громкие выставки, открылась экспозиция, пропустить которую не должен ни один уважающий себя любитель живописи. 140-летие Кузьмы Петрова-Водкина здесь отмечают показом более двухсот его произведений из российских музеев и частных коллекций. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ, при поддержке которого в Русском музее реализовано немало интересных проектов. Среди них - выставки Рериха, Бакста, Верещагина. «Мы очень рады, что выставка работ Петрова-Водкина приходится на летний период, когда в городе много туристов. Надеемся, что ею насладятся не только жители, но и многочисленные гости Санкт-Петербурга», - отметил заместитель руководителя департамента корпоративной сети - старший вице-президент ВТБ Юрий Левченко.

Не потерять лица

Действительно, нынешняя экспозиция в корпусе Бенуа - событие из разряда уникальных, потому что последний раз персональная выставка, на которой была представлена только графика Петрова-Водкина, проходила в Русском музее сорок лет назад - в 1978 году, и это несмотря на то что здесь хранится огромная коллекция его произведений - более 70 картин, 700 графических рисунков и единственная работа в декоративно-прикладном жанре - тарелка «Серафим».

В послевоенные годы творчество Петрова-Водкина не то чтобы отодвигалось на второй план, но как-то не особо и популяризировалось. «Купание красного коня» - пожалуй, единственная картина, которая была на слуху. В живописи тогда были другие кумиры. Поэтому до 1978-го еще одна выставка прошла в 1966-м, а до этого - аж в 1936-м, еще при жизни художника.

Такой скромный интерес к живописцу, которого сегодня можно смело назвать гениальным, объясняется, скорее всего, тем, что в конце своей жизни - а умер Петров-Водкин в Ленинграде в 1939-м и похоронен на Литераторских мостках - он разочаровался в революции. Вернее, в ее методах. И это разочарование стало проглядывать в полотнах. А вот религиозная тематика все больше проникала в творчество Кузьмы Сергеевича.

«Это великий художник сложнейшего времени в политической истории России, в истории русской культуры, русского искусства, испытавший огромное количество влияний, но не потерявший своего лица», - сказал на пресс-показе выставки директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

Самородок из Саратовской губернии

И действительно, биография Петрова-Водкина, родившегося в 1878 году в городке Хвалынске Саратовской губернии, - это просто исторический сериал о жизни самородка из народа. Отец - сапожник, мать - горничная, и железнодорожное училище как лучший вариант карьерного роста окончившего четыре класса сына. У которого при этом - и откуда что берется - разнообразные таланты перекрывали друг друга.

Юный Кузьма поначалу долго выбирал, чем заняться - живописью или литературой. Профессии железнодорожника в его планах не было. Но даже остановившись на живописи, он не оставлял и писательство. В его творческом багаже 30 литературных произведений - от пьес и стихов до очерков и дневниковых записей. Некоторые из них, посвященные творческому процессу, можно увидеть на выставке.

Скинулись на «стипендию»

Но уже в Хвалынске он знакомится с иконописцами и начинает сам писать иконы и рисовать маслом. И однажды его рисунки увидел архитектор Мельцер, приехавший строить особняк для местной помещицы. Увидел, проникся и увез Кузьму в Петербург, где тот поступил в Училище барона Штиглица. А хвалынские купцы между тем скидывались и присылали каждый месяц талантливому земляку 25 рублей. Что, надо заметить, Петров-Водкин не оценил, а даже, наоборот, оскорблялся, мол, подачку какую-то кидают, а потом всю жизнь надо будет благодарить. Поэтому неудивительно, что он радостно принял Октябрьскую революцию и активно поддерживал революционные настроения. Но - только в первые годы.

Начал же свой путь в профессии Петров-Водкин в 1904 году - его майоликовое панно до сих пор можно увидеть на домовой церкви Ортопедического института в Санкт-Петербурге. А в 1909-м уже состоялась его персональная выставка. Год спустя имя Петрова-Водкина узнали все: большой резонанс вызвала его картина «Сон», в которой многие увидели излишний эротизм и влияние европейского символизма. Всё это смущало живописцев-классиков и в последующие годы. Пока уже сам Кузьма Сергеевич не стал классиком.

Надо заметить, что Петров-Водкин был очень разноплановым художником. Не по манере письма, а тематически. На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть и натюрморты, и пейзажи, и портреты, и монументальные полотна. Преобладают на них красный, синий и желтый цвета, которые отсылают к иконописи. И ноу-хау Петрова-Водкина - «сферическая перспектива», которая вносит в сюжет возвышенность и ощущение полета. «На линии огня», «Полдень. Лето» - эти картины представляют собой образцы такой «сферической» живописи. От которой художник тем не менее неоднократно уходил.

От комиссаров к Пушкину

Организаторы выставки тоже постарались не акцентировать внимание на какой-то одной стороне творчества Петрова-Водкина. Здесь можно увидеть и первые его рисунки, и эскизы к картинам, и театральные работы, которыми художник занимался в последние годы жизни, и книжные иллюстрации. И хотя в экспозиции представлены лишь избранные произведения, даже они поражают разнообразием интересовавших художника тем.

А они, эти темы, менялись с годами. И вот уже купающихся мальчиков и матерей с младенцами сменяют комиссары и рабочие. Потом, после того как Петров-Водкин разочаровался в революционных идеалах, командиры Красной армии и собирающиеся на демонстрацию трудящиеся на его картинах уступают место просто весне и просто девушкам, без идеологической подоплеки. Последней большой работой Петрова-Водкина стала картина «Новоселье» («Рабочий Петроград»), написанная в 1937 году. И никакого энтузиазма по поводу того, что рабочий класс заселяется в богатые особняки, она не несет. «Новоселье» получилось весьма трагическим.

Может быть, поэтому в конце жизни Кузьма Сергеевич Петров-Водкин переключился на пушкинскую тему - здесь уже не могло быть никаких разочарований. Но работа эта осталась незаконченной. Хотя портрет Пушкина на выставке есть, так же как портрет Ахматовой, висящий напротив автопортрета самого Петрова-Водкина, который очень ценил ее творчество, но недолюбливал как человека. Но два гения, по воле создателей выставки, смотрят друг на друга. И им явно есть что сказать.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

екатерина волгарева

Только на сайте

Масштабная выставка Петрова-Водкина открылась в Русском музее

В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения». На экспозиции представлены порядка 250-ти самых разных работ гениального художника.

Такой масштабной выставки Петрова-Водкина современная Россия еще не видела. Картины, графические произведения, иллюстрации, этюды, театральные декорации и расписанная тарелка - единственный в своем роде пример декоративно-прикладного творчества художника - в Русском музее выставили работы, собранные по всей России.

На выставку впервые привезли произведения Петрова-Водкина из Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, Государственнного Эрмитажа, региональных художественных музеев и частных коллекций Петербурга и Москвы.


В последний раз выставка Петрова-Водкина устраивалась в Русском музее в 1966 году. При этом, именно здесь собран самый полный архив его творений: в музее хранятся 70 живописных произведений и более 700 графических рисунков художника, значительную часть которых также можно увидеть на экспозиции.

Гости выставки смогут осмыслить весь нелегкий, разный, неровный творческий путь гения. Представлены его ранние студенческие работы и последние картины, которые Петров-Водкин писал, будучи уже очень больным человеком, страдая от прогрессирующего туберкулеза. Некоторые его полотна наполнены любовью, например, портреты его маленькой дочери Леночки, другие - черные, полные разочарования постреволюционные произведения.

Отдельное место уделено его религиозным исканиям, отраженным в живописи. В советское время картины с изображением библейских сцен, конечно, не выставлялись. А позже о них не вспоминали, ассоциирую художника скорее с авангардистским революционным «Купанием красного коня» (кстати, эту картину тоже доставили в Петербург из Третьяковской галереи).
Разнообразие подходов, используемых художником, раскрывает его вечный поиск и движение. На выставке гости увидят реалистичные натюрморты и пейзажи, портреты Пушкина и Ахматовой, выполненные в неповторимой манере, и поздние авангардные искания. Разные его работы с трудом связываются между собой стилистически, но если присмотреться к каждой картине, неповторимый символизм и пластичность образов, свойственные кисти художника, становятся очевидными.

Искусствовед и ведущий научный сотрудник Русского музея Ольга Николаевна Мусакова, под началом которой и собиралась выставка, рассказала о художнике:

«По направлениям художника делить трудно. Петров-Водкин говорил, что не пластические приемы диктуют форму, а замысел, идеи и чувства, которые переполняют. Он ведь художник думающий, самосозерцающий. Поэтому говорить о чистоте стилевых признаков, я думаю, вряд ли возможно. Каждая картина - это целый мир».


Ольга Николаевна добавила, что о Петрове-Водкине есть некие представления, штампы, как о Малевиче с его «Черным квадратом» или Пикассо, но это не является истинным лицом художника. Самые узнаваемые картины любого гения - только этапы, к которым художник шел, а после - продолжил поиски новых смыслов и форм.

«Петров-Водкин говорил, что художник - это не художник, если он не меняется в течение жизни. Если он не развивается и не ищет новые пути», - рассказывает Ольга Мусакова.

Именно развитие, постоянная смена формы поражает в картинах Петрова-Водкина. Помимо очевидного художественного дара, он обладал удивительным стремлением к новому. Согласитесь, мало кто знает, что Кузьма Петров-Водкин оставил не только выдающееся художественное наследие. Также он был прекрасным литератором. На его счету драматические пьесы, повести, рассказы, стихи и многое другое. И одна из ключевых целей масштабной выставки - познакомить людей с многогранной личностью Кузьмы Петрова-Водкина, чего удалось добиться Русскому музею.


Комментарии

Самое читаемое

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

На фотографии: выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения»

«Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения»

Главная выставка сезона в Русском музее - невиданная по масштабу ретроспектива русского символиста, мифотворца и богоискателя с судьбой противоречивой, точно само время. Выходец из крестьянской семьи, получивший первые уроки живописи в артели иконописцев, Петров-Водкин учился в Петербурге, Москве и Мюнхене, успел посмотреть мир (побывал даже в Африке), расписывал церкви и создавал майолики, а после с энтузиазмом принял революцию, участвовал в реформировании Академии художеств, вырастил целую плеяду учеников и последователей, был ненадолго арестован в годы сталинских репрессий (спас звонок Луначарского), а незадолго до смерти удостоился крупных персональных выставок в Ленинграде и Москве. Выставка в корпусе Бенуа - возможность увидеть самого разного Петрова-Водкина, она включает около 250 работ из нескольких десятков музеев: от программных «Купания красного коня» и «Петроградской Мадонны» до рисунков и эскизов, которые достали из запасников впервые чуть ли не за полвека.

Мишель Сима

Прямиком из Московского дома фотографий в Петербург перебралась коллекция фотографий Мишеля Симы «Гении в мастерских»: вот Пабло Пикассо позирует в компании своей бронзовой козы, вот Жан Кокто прилег на орнаменталистском ковре с изображениям обнаженных юношей и девушек, вот Ман Рей выглядывает из-за какого-то модернистского мобиля. У Мишеля Симы, урожденного Михала Змаевского, были амбиции скульптора: чтобы обучиться мастерству, в 1929 году он переехал из провинциального польского городка в Париж, где брал уроки у Осипа Цадкина. Во время войны был арестован французскими коллаборационистами и выдан немцам, прошел Освенцим, а вернувшись в Париж, почти не мог работать. По совету Пикассо занялся фотографией, создал серию портретов художников в мастерских - и с ней вошел в историю. Среди снимков, которые можно увидеть на выставке: портреты Анри Матисса, Альберто Джакометти, Марселя Дюшана, Андре Дерена, Ле Корбюзье, Марка Шагала, Хуана Миро и многих других.

На фотографии: выставка «Ар-деко. Книги из собрания Марка Башмакова»

«Ар-деко. Книги из собрания Марка Башмакова»

В Эрмитаже открывается выставка, посвященная книжному ар-деко, в основе которой - коллекция, собранная российским математиком, академиком Российской академии образования Марком Башмаковым. По частям Эрмитаж показывал собрание несколько раз, а в прошлом году оно стало ядром открывшейся в Главном штабе постоянной экспозиции «Кабинет книги художника». На новой выставке в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа можно будет проследить все основные этапы развития ар-деко: от предшествующего модерна в книгах Эжена Грассе, Мориса Дени, Огюста Лепера и журналов 1910-х годов до экспериментальных работ Анри Матисса, Андре Дерена, Рауля Дюфи и Антони Клаве.

«ВДНХ»

Галерея Марины Гисич до сих пор не была замечена в целенаправленной работе с начинающими авторами, что, впрочем, понятно: не тот формат. Но вот замечательная инициатива. В период летнего затишья галерея предложила мэтрам, с которыми давно работает, самим поискать молодые таланты и выставить работы совместно. Некрореалисту Владимиру Кустову, например, приглянулись мрачные картины Сергея Тихонова с монстрами и демоноподобными существами, мучающими детей, концептуальный живописец Виталий Пушницкий выбрал себе в пару участника арт-руппы «Север-7» Нестора Энельке, а режиссер и художник Борис Казаков, автор ироничной серии «Врачи и избушки», позвал молодую художницу Асю Маракулину, с которой их роднит любовь к чертежам и схемам.

На фотографии: выставка «Панспермия» и проект «Звездная пыль»

«Трудно быть богом»

Предыстория известна: Алексей Герман задумал фильм по повести Стругацких почти сразу после выхода книги в 1963 году, был даже написан сценарий, но проект не прошел цензуру. К работе над своим, как оказалось, главным и последним фильмом режиссер вернулся в 1999 году, подготовка и съемки заняли в общей сложности 14 лет. До премьеры Герман не дожил полугода, оставив после себя трехчасовое кинополотно, точно завещание написанное на каком-то неизвестном языке, на расшифровку которого наверняка уйдут многие годы. Все, что есть пока, - показания свидетелей: актеров, операторов, помощников, гримеров, декораторов и художников. На выставке в «Эрарте» представят только самое показательное: эскизы, архивные фотографии со съемок и, главное, костюмы и реквизит - крохотную долю из десятков тысяч вещей, созданных для, возможно, последнего в истории кино фантастического фильма, снятого без использования компьютерной графики.

«Панспермия» и проект «Звездная пыль»

Немецкий скульптор украинского происхождения Алеша известен тем, что разрабатывает экспериментальный жанр современного искусства - биосизм или биофутуризм, - создает работы, напоминающие трехмерные иллюстрации из учебника по анатомии, и задается вопросами, которые среднестатистическому посетителю художественных выставок, кажутся, мягко говоря, удивительными: «Как появилась жизнь на нашей планете?», «Был ли это чистый абиогенез?», «Каково место частности в процессе изменения элементарных форм во вселенском потоке биологических видов?» и так далее. Новая выставка в галерее Anna Nova, ожидаемо, ответов на поставленные вопросы не дает, зато неожиданно обнаруживает, что в своих исканиях Алеша не одинок: к участию в проекте приглашены еще 12 авторов, разделяющих идеологические и эстетические принципы биофутуризма.

На фотографии: выставка «Петербург-2103»

«Петербург-2103»

В конце июня университет ИТМО откроет в «Манеже» гигантскую выставку, посвященную архитектуре и урбанистике Петербурга вне традиционных клише. Первый этаж отдадут проектам, рассказывающим об истории города - от исследования вопроса о границах (например, Екатерина II стремилась Петербург уменьшить, а вот Александр I - наоборот, его расширял) до мультимедийной инсталляции «Сумерки Петербурга», представляющей современное развитие города как новое Средневековье, лишенное рациональных основ. На втором этаже соберут разнообразные концепты будущего в работах девяти художников и архитекторов, среди которых - голландское бюро The Why Factory, Сергей Чобан и художественная группа Curiosity Media Lab.

«Императорские сады России»

Фестиваль Русского музея «Императорские сады России» в этом году впервые проведут не в Михайловском, а в Летнем саду (обратите внимание: на неделю вход в парк ). И это не единственное нововведение: вместо ландшафтных композиций, садовой архитектуры и скульптуры основной акцент сделают на работах флористов, которые украсят цветочными композициями аллеи и боскеты. Кроме того, на главной аллее в рамках фестиваля развернут фотовыставку, посвященную европейским дворцовым садам, созданную при поддержке Европейской ассоциации садового наследия.

На фотографии: выставка «Части стен»

«Transformatio. Современное искусство Дагестана»

«Эрарта» продолжает занимательную серию выставок, посвященных современному искусству российских регионов. Новый проект - Transformatio - рассказывает об актуальных художниках Дагестана. Основные герои здесь давно известны. Алладин Гарунов создает эффектные инсталляции из ковров, обуви и резины. Таус Махачева, получившая образование в Москве и Лондоне, в своих видео и перформансах изучает современную жизнь Кавказа, иногда поэтизируя ее, а иногда исподволь критикуя. Магомед Кажлаев рисует геометрические орнаментальные композиции, процесс работы над которыми описывает как особую форму медитации, а, например, Наталия Мали, некогда работавшая под началом Дмитрия Пригова и создававшая вещи в духе московского концептуализма, со временем увлеклась эстетскими коллажами и перформансами, иронизирующими над этническими предрассудками.

«Части стен»

В августе в «Манеже» откроется выставочный проект «Части стен», который музей создает совместно с московским фондом RuArts. Задумка - амбициозная: куратор выставки Алексей Партола соберет на одной площадке работы более 70 российских уличных художников из 17 городов - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского (такого фундаментального исследования российских граффити прежде никто не проводил). Как все это будет выглядеть - пока не известно, но экспозицию определенно будет отличать разнообразие: никаких дополнительных условий организаторы художниками не ставят, оставляя полную свободу в выборе тем и техник.

Фотографии: обложка, 3 – Anna Nova, 1 – Государственный Русский музей, 2 – Государственный Эрмитаж, 4, 5 – Центральный выставочный зал «Манеж»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.