Гласность и перестройка. Демократия

Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала гласность. Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Ее лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода - разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше... Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности...

Как и во времена хрущевской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Литература.

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 - начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» A. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20- 30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелева, В. Набокова.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Еще сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач - в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Кино, театр.

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни - кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещенных ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты все чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация.

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, JI. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи. В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х - начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осужденные ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20-50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Издержки гласности.

Естественно, критика сталинизма и борьба против его последствий не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм. Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определенную социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. В то время было не до детских игр .

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обреченности.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Последние годы застоя. Приход к власти М. Горбачёва

К середине 1980‑х гг. кризис социалистической системы стал очевиден. Он проявлялся в экономике, политике, социальной сфере, влиял на морально-психологическое состояние общества. Авторитет руководства страны катастрофически падал. Перед партийно-бюрократической элитой реально встал вопрос о сохранении своей власти. Попытки реанимировать систему силовыми методами, предпринятые Ю. Андроповым (ноябрь 1982 - февраль 1984), себя не оправдали. Назначение генеральным секретарём тяжелобольного К. Черненко только усугубило кризисные явления.

В марте 1985 г., после смерти К. Черненко, вновь стал актуальным вопрос о его преемнике как главы партии и государства. Избрание в апреле 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва ознаменовалось переходом к политике, направленной на радикальное обновление общества. Михаил Горбачёв (род. 1931) - государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Единственный Президент СССР. Инициатор политики перестройки.

Перестройка - попытка реконструкции социалистической системы в СССР в 1985–1991 гг. на основе развития политического плюрализма, гласности, внедрения рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Несмотря на добрые намерения, реформаторам так и не удалось создать чёткую концепцию новой политики, что стало одной из основных причин её краха в будущем.

На апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС был декларирован курс на ускорение социально-экономического развития СССР. Реформы в сфере народного хозяйства предполагали создание экономики смешанного типа, которая бы сочетала как элементы государственного регулирования, так и частную инициативу. Государственные предприятия переводились на хозрасчёт и самофинансирование. Этими мерами предполагалось остановить падение темпов экономического роста, добиться широкого внедрения в различные отрасли народного хозяйства достижений НТР, развивать материальные стимулы производства, усовершенствовать структуру управления хозяйством.

12 июля 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О внедрении новых методов хозяйствования и усиления их влияния на ускорение научно-технического прогресса». Это базовое постановление предоставило возможность принять целый ряд законодательных актов, которые конкретизировали экономические реформы.

19 ноября 1986 г. был издан Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». С целью расширения частного сектора в экономике допускалось создание кооперативов для производства товаров народного потребления (февраль 1987). Кооператив - экономическое предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи его членов. Это позволило легализовать многие предприятия, ранее относившиеся к теневой экономике (система производства, действующая нелегально, с нарушениями существующего законодательства). Однако реформы первых лет перестройки не стали переходом к экономическим методам руководства. Благодаря им удалось достичь лишь частичного ограничения администрирования. Так как сохранялась государственная собственность на средства производства и монопольное положение государственных производителей, на практике это вылилось в рост цен и снятие с производства нерентабельной продукции. Кооперативы облагались огромным налогом (свыше 40 %). К 1988 г. кооперативы и индивидуальные хозяйства составляли чуть более 1 % от общего количества предприятий в СССР.

Несмотря на то, что большинство начинаний советского руководства не произвело должного эффекта из-за громоздкости создававшейся годами командно-административной системы, в начале 1987 г. было решено перейти ко второму этапу реформирования (реформа Н. Рыжкова - Л. Абалкина). Её суть сводилась к расширению хозяйственной самостоятельности предприятий. В связи с этим ключевое значение имел закон «О государственном предприятии» от 8 августа 1987 г., который перераспределил полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Тем не менее, данный акт не отменял обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что ограничивало свободу деятельности предприятий. Начали проводиться выборы директоров предприятий. Рабочие в законодательном порядке получили право на забастовки.

Третьим этапом реформ стала попытка перехода к регулированной рыночной экономике (1990–1991). Суть реформы состояла во внедрении под контролем государства рыночных механизмов. Острые дискуссии велись в отношении методов и темпов перехода к рыночной экономике. Экономисты С. Шаталин и Г. Явлинский предлагали методы «шоковой терапии». Их программа стала известна под названием «500 дней». Руководство страны настаивало на проведении более поступательных преобразований. В итоге ни одна из программ не была реализована в полной мере. Правительство В. Павлова (январь - август 1991 г.), оказавшись не способным осуществить кардинальные реформы, ограничилось лишь рядом мер конфискационного характера: были заморожены вклады в сберкассах, введён 5% налог с продаж, цены подскочили на 50–70% и т. д. Всё это не могло привести к улучшению экономического положения в стране.

С 1990 г. было узаконено создание малых предприятий, совместных предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков. Но в большинстве случаев их возглавляли бывшие государственные руководители и партийные функционеры. Несовершенство законодательной базы, обслуживавшей интересы предпринимателей, открыло массу возможностей для криминальных структур, очень быстро приобретавших организованные формы. В повседневный обиход советских людей вошли такие понятия, как «коррупция», «рэкет».

Однако ускоренный перевод экономики на новые методы хозяйствования не только не привёл к позитивным изменениям экономической ситуации, но из-за половинчатости, непродуманности многих реформ как, к примеру, антиалкогольная кампания, начатая в мае 1985 г., которая привела к уничтожению 265 тыс. га виноградников, потери товарооборота составили около 89 млрд руб. Ощущалось недостаточное финансирование многих реформ. У населения скапливались значительные суммы денег. Из-за инфляции, которая с 1989 г. приобрела практически неконтролируемый характер, предприятия при взаиморасчётах всё чаще использовали безденежный товарообмен, отказывались от государственных заказов, стремясь реализовать свою продукцию на внешнем рынке. Аналогичные процессы имели место и в сельском хозяйстве. Колхозы и совхозы не хотели продавать государству продукцию. Для них куда выгоднее представлялось устанавливать непосредственные контакты с предприятиями, переходя на натуральный обмен (бартер). В результате, даже высокая урожайность не стала залогом отсутствия продовольственных проблем конца 1980-х гг. Основные продукты питания распределялись по талонам.

Отсутствие результатов у большинства экономических реформ эпохи перестройки объяснялось и рядом субъективных факторов. С середины 1980-х гг. на мировом рынке началось падение цен на нефтепродукты, являвшиеся ключевой статьёй советского экспорта. Следствием этого стало сокращение поступлений валюты и уменьшение импорта, что негативно сказалось на состоянии потребительского рынка. Ситуация ещё более осложнилась из-за масштабной экологической катастрофы, произошедшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Значительных средств потребовала ликвидация последствий землетрясения 1988 г., практически полностью уничтожившего несколько армянских городов (Спитак, Ленинакан, Кировакан и др.).

К началу 1990 х гг. стало очевидным, что ситуация требовала не просто отдельных реформ, а смены всей существовавшей экономической модели. Действительно, в 1990–1991 гг. советский социально-экономический строй приближается к капитализму: происходит легализация частной собственности, появляются фондовый и валютный рынки, кооператоры превращаются в бизнесменов западного типа. Но в тоже время массово закрываются государственные предприятия, разоряются колхозы и совхозы. Общество сталкивается с такими явлениями, как массовое обнищание и рост безработицы.

Перестройка и гласность. Формирование многопартийности

Приступив к реформированию экономики, партийное руководство во главе с М. Горбачёвым вскоре осознало и необходимость незамедлительных изменений в политической сфере. Они происходили под лозунгами: плюрализм, гласность, демократия.

Прежде всего состоялось кардинальное обновление и омоложение партийного руководства. Секретарями ЦК стали Б. Ельцин и Л. Зайков. За кадровую и идеологическую работу в руководстве партии отвечал Е. Лигачёв, министром иностранных дел назначили Э. Шеварднадзе, Главой Верховного Совета - А. Громыко, а Совет министров возглавил Н. Рыжков. Эти люди стали олицетворением нового политического курса СССР.

На XXVII съезде КПСС (февраль – март 1986 г.) в партийную программу были внесены изменения. Из неё изъяли тезис о «построении коммунизма», заменив его курсом на «совершенствование социализма». В экономической части ставилась задача к 2000 году в два раза увеличить экономический потенциал СССР и каждой семье выделить отдельное жильё.

Одной из важнейших его составляющих была гласность. Впервые публично инициативу развития гласности и демократизации общества М. Горбачёв озвучил на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Эта политика предполагала ослабление цензуры, возможность широкого доступа к различным источникам информации. Начало открытым дискуссиям с партийной трибуны положил Б. Ельцин, в октябре 1987 г. жёстко раскритиковавший работу секретариата ЦК, концентрацию всей полноты государственной власти в руках небольшой группы партийных лидеров. После своего выступления Б. Ельцин заявил о своей добровольной отставке с должности первого секретаря Московского горкома партии. С этого момента началось противостояние М. Горбачёва и Б. Ельцина, длившееся до распада Советского Союза. Широкий резонанс имела публикация в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 г. письма Нины Андреевой, преподавателя химии из Ленинграда, - «Не могу поступиться принципами». Оно отражало взгляды консервативной части Политбюро во главе с Е. Лигачёвым. Однако остановить процессы, запущенные перестройкой, было уже очень сложно.

Возобновился приостановленный в брежневские времена процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. 6 мая 1987 г. в Москве состоялась первая несанкционированная демонстрация, проведённая некоммунистической организацией - обществом «Память». В сентябре 1987 г. начала работу комиссия Политбюро ЦК КПСС во главе с А. Яковлевым, которая занималась вопросами реабилитации. В конце 1987 г. для верующих был открыт доступ к Оптиной пустоши и Толгскому монастырю, в 1988 г. состоялся ряд публичных мероприятий, посвящённых 1000-летию принятия Русью христианства. Это стало свидетельством изменений в религиозной политике государства.

Изменилось отношение к диссидентам. Многие из них возвращались из эмиграции и мест заключения, восстанавливались в политических и гражданских правах. В 1990 г. был принят закон «О прессе», декларировавший свободу СМИ и отказ от цензуры. Большой популярностью у читателей пользовались газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости», журнал «Огонёк». Внимание сотен тысяч телезрителей приковывало первое ток-шоу на советском телевидении - программа «Взгляд», регулярно выходившая в эфир с октября 1987 г.

Политика гласности способствовала активизации национальных движений в республиках (Народный Рух на Украине, Саюдис в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии и др.) и создала предпосылки перехода к политическим преобразованиям.

Ключевую роль в политическом переустройстве общества сыграла XIX партийная конференция (июнь 1988), на рассмотрение которой был вынесен проект конституционной реформы. В этом же году принятием Закона «О выборах народных депутатов СССР» были заложены основы многопартийности в политической жизни. Большинство новых политических партий создавалось на основе неформальных объединений, часть из которых появилась ещё в период «застоя» и действовала нелегально.

Весной 1989 г. состоялись первые выборы на альтернативной основе участников Съезда народных депутатов СССР, который начал свою работу 25 мая 1989 г. Среди народных депутатов, помимо традиционных представителей номенклатуры, появились и сторонники системных преобразований, как в экономической, так и политической жизни: А. Сахаров, Г. Попов, Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др. Но, учитывая сохранение монополии на власть КПСС, на том этапе Съезд реально влиял только на общественное мнение. Съезд принял постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР». С целью повышения эффективности руководства реформационным процессом учреждался пост президента СССР, на который 14 марта 1990 г. был избран М. Горбачёв.

Свидетельством развития демократических процессов стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении советского гражданства ряда политэмигрантов, в том числе Г. Вишневской, М. Ростроповича, В. Войновича. 14 ноября 1989 г. ВС СССР принял «Декларацию о признании незаконными и преступными всех репрессивных актов против народов, подвергнутых насильственному переселению, и безусловном восстановлении их прав». На ІІ съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989) впервые были опубликованы секретные дополнительные протоколы к пакту Молотова - Риббентропа 1939 г.

Прошедшие в 1990 г. выборы народных депутатов РСФСР, УССР и БССР принесли успех демократическим силам. Советы двух крупнейших городов страны - Москвы и Ленинграда - возглавили Г. Попов и А. Собчак, представлявшие лагерь демократов-реформаторов. В марте 1990 г., в ходе работы ІІІ съезда народных депутатов, из Конституции СССР была изъята одиозная 6-я статья - о руководящей роли КПСС в советском обществе. Это решение заметно ускорило формирование многопартийности.

Общедемократических ценностей придерживались Аграрная, Крестьянская, Народная, Республиканская партии. Большинство партий на том этапе поддерживали идею необходимости построения смешанной экономики, а преодоление кризиса видели в проведении реформ сверху. Идейный кризис в рядах КПСС привёл к возникновению ряда новых партий социалистической направленности: Коммунистическая партия РСФСР (предтеча КПРФ), Российской партии коммунистов, Российской коммунистической рабочей партии и др. Правый фланг политического спектра был представлен силами, имевшими национально-патриотическую ориентацию (Республиканская народная партия России, Либерально-демократическая партия).

Перестроечную эйфорию сменило всеобщее разочарование, неуверенность в завтрашнем дне. Это подогревало массовые антикоммунистические и антисоветские настроения. К 1990 г. идея «совершенствования социализма» становится неактуальной. Повсеместно стали звучать призывы к построению демократии и рыночной экономики капиталистического типа.

На І съезде народных депутатов РСФСР (16 мая - 12 июня 1990) Главой Верховного Совета РСФСР избрали Б. Ельцина. Настало время «парада суверенитетов» республик, что продемонстрировало неспособность старой партийной верхушки предложить обществу достойную альтернативу и вызвало «войну законов» между республиками и союзным Центром.

Советская культура в 1950–1980‑х гг. развивалась в тесной связи с общественно-политическими процессами, происходившими в этот период в государстве. От этого зависело финансирование культурной сферы, контакты её деятелей с зарубежными коллегами, масштабы вовлечения в культурную жизнь широких народных масс.

Культурные процессы в годы «оттепели»

После смерти И. Сталина и прихода к власти Н. Хрущёва начинается десятилетие «оттепели», оживившей разнообразные культурные процессы. Прекратились преследования интеллигенции, появились новые творческие союзы, литературно-публицистические издания («Нева», «Иностранная литература», «Юность»), были сняты многие тематические ограничения в литературе и кинематографе. К читателю дошли произведения А. Весёлого, И. Бабеля, П. Васильева и др. Приобрели популярность литературные вечера.

Всё больше писателей интересовал мир духовных ценностей человека, сложных взаимоотношений между людьми. Этой проблематике посвятили свои произведения Д. Гранин, Ю. Герман. Общественное признание получила поэзия Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы. Тема незаконных политических репрессий впервые была затронута в произведениях В. Дудинцева «Не хлебом единым», А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957), способствовавший установлению связей с другими странами. В 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца».

Участились и стали более регулярными контакты с зарубежными деятелями культуры. Проводились стажировки, организовывались художественные и музейные выставки, проходили гастроли театральных и цирковых коллективов. СССР присоединился к международному олимпийскому движению.

В то же время волюнтаризм Н. Хрущёва, его непонимание современного искусства привели к гонениям на художников-авангардистов (выставка МОСХа), скульпторов (Э. Неизвестный), писателей (Б. Пастернак), режиссёров (М. Хуциев). С начала 1960‑х гг. вновь усилился идеологический диктат в отношении культурной сферы.

Развитие культуры в период «застоя»

Противоречивым оставалось развитие культуры и в период «застоя». С одной стороны, советская культура становится действительно массовой и общедоступной. В СССР действовали десятки тысяч домов культуры, кинотеатров и театров. Проводились песенные конкурсы, творческие встречи с людьми искусства, организовывались художественные выставки. С 1965 по 1980 г. в стране начали принимать посетителей 570 новых музеев.

Много внимания уделялось сохранению памяти о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны (мемориалы, скульптуры, литературные и музыкальные произведения, картины-диорамы, кинофильмы, издавались мемуары и воспоминания как полководцев, так и простых солдат). С 1965 г. всенародный праздник День Победы приобрёл государственный статус.

В литературу вошло новое поколение писателей - В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин, заметный вклад в развитие отечественной фантастической прозы внесли братья А. и Б. Стругацкие. В живописи раскрылся талант И. Глазунова. Своих вершин достиг советский кинематограф (фильмы С. Бондарчука, М. Ромма, Э. Рязанова, Л. Гайдая). В 1980 г. в Москве состоялись ХХІІ летние Олимпийские игры.

С другой стороны, усилился административный нажим на культуру. В стране действовала жёсткая цензура, возобновились преследования идеологически неугодных режиму творцов (разгром в 1974 г. в Москве выставки художников-авангардистов - «бульдозерная выставка»). Показательным стал процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, опубликовавшими свои произведения за границей. Необоснованной критике была подвергнута работа историка А. Некрича «22 июня 1941», в которой он пытался дать объективную оценку причинам поражений Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

В 1970-е гг. многие представители творческой интеллигенции, связанные с диссидентским движением или не желавшие соответствовать идеологическим шаблонам, были вынуждены покинуть страну (А. Галич, М. Ростропович, Г. Вишневская, Р. Нуриев, И. Бродский, Ю. Любимов). В противовес официальной, всё большую популярность приобретает неформальная культура, распространявшаяся с помощью диссидентского самиздата (способ нелегального распространения произведений литературы, текстов религиозного и публицистического содержания. Все копии изготавливались машинописным, фотографическим или рукописным способами без официального разрешения органов власти), магнитофонных записей В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др.

Таким образом, для культуры и науки середины периода «застоя» было характерным противостояние двух направлений: догматического, охранительного и гуманистического, демократического. И хотя позиции первого казались незыблемыми, представители второго уже начали создавать предпосылки к духовному обновлению общества, которое последует в дальнейшем.

Влияние перестройки на ситуацию в культурной сфере

Перестройка с её политикой гласности открыла новые горизонты для развития советской культуры. Произошёл отказ от административных методов управления этой сферой. Возникают неформальные объединения литераторов: «Апрель», «Содружество».

Огласку получили ранее замалчивавшиеся страницы отечественной истории. Широкому кругу читателей были возвращены ранее запрещённые произведения искусства. Были изданы книги А. Рыбакова «Дети Арбата», М. Булгакова «Белая гвардия», А. Платонова «Чевенгур», В. Набокова «Другие берега», Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», печаталась поэзия Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой и др. Организованы выставки художников-авангардистов: П. Филонова, В. Кандинского, М. Шагала.

Советские граждане получили возможность познакомиться с достижениями отечественной философской мысли (Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьёва, П. Розанова). Значительно расширились репертуар театров и тематика кинематографистов («Покаяние», «Асса», «Маленькая Вера», «Интердевочка»). Большой общественный резонанс вызвала документальная лента «Легко ли быть молодым?» (1987) латышского режиссёра Ю. Подниекса. В ней отрыто говорилось о проблемах советской молодёжи середины 1980-х гг. Из подполья вышла молодёжная субкультура, рупорами которой были рок-музыканты Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук, А. Башлачёв и др. В вышедшем на экраны в 1987 г. фильме «Асса», снятом режиссёром С. Соловьёвым, прозвучала песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен», сочинённая В. Цоем. Она стала своего рода неофициальным гимном молодого поколения эпохи перестройки.

Однако эпоха перестройки привнесла и свои негативные моменты в развитие культуры. Из-за воздействия рыночных отношений культурная сфера стала испытывать хронический дефицит финансирования. Отсутствие цензуры не только создало условия для свободы творчества, но и привело к появлению низкопробных, бездуховных подделок, пропагандировавших насилие, порнографию, культ «супергероя», что способствовало активному насаждению в России чуждых ей ценностей и стиля жизни.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

    Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

    Выделять причинно-следственные связи

    Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

    Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

    Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные :

    Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

    Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

    Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

    Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

    Продолжить формировать навыки аналитического мышления

    Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

    Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

    Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

    Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

    Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

    Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

    Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

    Выделение основных этапов расширения гласности

    Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

Проблемное обучение;

Личностно - ориентированное обучение;

ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ»

Видео-хостинг -

Технологическая карта урока.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

    Расширение гласности

    Проявление гласности в различных сферах жизни

    Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

    Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

    Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласногсти.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

Кино и реабилитация выступление ученика.

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18 .

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

    Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

    Расширение зоны и усиление остроты критики;

    Ограничение функций Главлита (1988г.);

    Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

    Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

Слушаю и анализируют услышанное.

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

    Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

    Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Приложение 1.

Проверочный тест

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов.

Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей.

1. Расширение гласности

Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Главным фактором развития гласности стала поддержка сверху. Сменилось руководство многих центральных изданий (в частности, главной партийной газеты «Правда», теоретического органа ЦК КПСС - журнала «Коммунист» и др.), возглавленных сторонниками перестройки. Тон их выступлений во многом определял общую линию СМИ.

Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит - ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, - был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны.

Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть.

Наибольший интерес и популярность приобретали издания, которые проявляли смелость и инициативу в постановке острых вопросов. К их числу относились газета «Московские новости», журнал «Огонёк» и «Литературная газета», тираж которой в 1988 г. достиг 5 млн экземпляров.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе.

Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

Сами понятия «диссидент», «инакомыслящий» исчезли из оборота СМИ, тем более что ранее предпринятые в отношении правозащитников репрессивные меры отменялись. Академик А.Д. Сахаров вернулся из ссылки в Горьком и был избран депутатом Верховного Совета СССР.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режиму И.В. Сталина - Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Большое место в дискуссиях заняли проблемы статуса и привилегий номенклатуры - высшего слоя партийных и государственных чиновников, назначавшихся решениями руководства правящей партии. Обсуждались причины и последствия пренебрежения интересами экологии, здоровья людей; права военнослужащих и «дедовщина» в армии; возможности отказаться от милитаризации экономики.

В стране широко обсуждались формы будущей организации жизни общества. Единственно возможной альтернативой теперь виделась демократическая трансформация общества. Под ней подразумевалось:

  • введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
  • правовое закрепление гражданских прав и свобод;
  • утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
  • признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.

Руководство КПСС стремилось учитывать духовные перемены в обществе, обновляя концепцию и практику политики перестройки. Власти не противодействовали начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения политических организаций, независимых от КПСС.

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачёв призвал общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей. Он выступил за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачёвым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить на службу в государственные структуры. В 1989-1990 гг. КПСС потеряла около четверти своих членов, пополнивших ряды демократических движений и организаций.

В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций) состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе: около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. В Москве 89% избирателей проголосовали за кандидата демократических сил Б.Н. Ельцина.

М.С. Горбачёв предпринял меры по укреплению своего влияния. На I съезде народных депутатов (май - июнь 1989 г.) он, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов занял учреждённый съездом пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране многопартийной системы. XXVIII съезд партии летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Её целью провозглашалось строительство демократического социализма.

В то же время в рядах КПСС постепенно шла консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки. Многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Популярность М.С. Горбачёва падала, и постепенно кумиром большинства населения стал Б.Н. Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством КПСС он приобрёл репутацию наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества.

Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС СМИ. Но это лишь способствовало росту его авторитета.

С большим перевесом Б.Н. Ельцину удалось добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации и стать его Председателем. В 1990 г. он заявил о своём выходе из рядов КПСС. В июне 1991 г. на демократических выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

  1. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики глас-UJ ности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
  2. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
  3. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
  4. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?
  5. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев. Его лозунгом вначале стало ускорение темпов развития производства, но скоро многим стало понятно, что реформы в этом направлении обречены на провал из-за оппозиции консервативных кругов КПСС и неспособности самого Горбачева преодолеть непоследовательность и половинчатость своих шагов.

К середине 1988 г. Горбачеву удалось сломить оппозицию внутри ЦК КПСС. Были объявлены всенародные демократические выборы в Верховный Совет СССР, который собрался в 1988 г. Но реального воздействия на экономику его решения не имели.

Уже в 1990 г. в СССР на основные виды продуктов были введены талоны. Правительства бездействовали, а по всей стране начинались забастовки, устраивались грандиозные митинги. Республики Прибалтики заявили о выходе из СССР.

Политика "гласности" провозгласила полусвободу слова. Из забытья всплыли имена Б. Пильняка, А. Платонова, вернулись труды крупнейших философов Н. Бердяева. В. Розанова, А. Лосева, "самиздатовские" публикации стали вполне легальными (В. Некрасов, В. Войнович), произведения западных авторов показали взгляд на СССР со стороны (Д. Оруэлл, Р. Конквест, К. Поппер, С. Коэн). Телевидение стало могучей пропагандистской силой - в новых программах ("Взгляд", "Пятое колесо" и др.) открыто и полемично говорилось то, за что прежде могли судить. Парадоксально, но огромную популярность получили прямые трансляции с партийных мероприятий и съездов народных депутатов.

Были реабилитированы репрессированные сталинским режимом партийные и государственные деятели, интеллигенция, рабочие и крестьяне, целые народы.

Многие в обществе оказались не готовы к таким резким разоблачениям, преобразованиям, новым явлениям, переоценке ценностей.

М. Горбачев был избран первым (и последним) Президентом СССР, но этот союз уже начал разваливаться. Большинство союзных республик заявили о суверенитете. В Российской Федерации имелось свое энергичное руководство, стоявшее на иных, нежели Горбачев, позициях. На президента обрушились как консерваторы (за "предательство социализма"), так и демократы (за нерешительность). Предложенный им новый союзный договор, возможно, позволил бы сохранить единое государство. Но 19 августа 1991 г. М. С. Горбачев с семьей был изолирован у себя на даче в Крыму. Был провозглашен новый орган управления страной - ГКЧП (Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению). Но народ не захотел возврата к прежней жизни и вышел на улицы многих городов. Войска, введенные в столицу по приказу ГКЧП, отказались воевать против своего народа. Демократическая оппозиция во главе с Президентом России Б. Ельциным возглавила борьбу против ГКЧП, а уже через 2 дня члены комитета поняли, что их путч провалился. Это привело к отказу от подписания союзного договора, а в декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (Белоруссия) объявили о роспуске СССР и о самостоятельном развитии каждой из республик. В декабре Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

Россия объявила себя правопреемницей СССР. "Реформаторское" правительство России, которое возглавил Е. Гайдар, предложило стране "шоковую терапию". Резко подскочили цены. Упал жизненный уровень. Люди еле сводили концы с концами. Зарплаты хватало лишь на скудное питание. В 1992 г. в России ежемесячная инфляция составляла 20-30 %, в 1993 г. - немного меньше. В результате так называемой приватизации большинство государственных предприятий оказалось в руках кучки нуворишей. Большинство же людей не получило ничего. Законодательство давало лазейки для мошенников - появились финансовые пирамиды типа МММ, которые, обещая большие доходы, забирали у людей последние сбережения.

В этих условиях активизировались политические партии и движения коммунистической ориентации. Либеральные силы, оказавшись у власти, поняли, что управлять государством -нелегкое дело. Среди них начались расколы. Третьей силой выглядят различные национально-патриотические союзы. Но несмотря на трудности, большинство жителей России не желают возвращения к социалистическим методам прошлого и продолжают поддерживать курс на демократизацию страны.

Экономическое положение бывших союзных республик ухудшилось, так как порвались годами налаженные связи. Границы России оказались оголенными. Практически сразу же начались споры о границах между автономиями, межэтнические столкновения, вылившиеся в локальные войны в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, а также в кровавую войну в Чечне (1995-1996). За пределами России в бывших союзных республиках остались миллионы русских людей. Россия сама оказалась на грани распада на десятки самостоятельных мелких государств.

После выборов второй Государственной думы (1995) большинство в ней получила левая оппозиция. За все время ее работы так и не был принят закон о земле, что соответственно ограничивало привлечение инвестиций в российскую экономику. Тем не менее, в период с 1994 по 1998 год экономическое положение в стране несколько стабилизировалось, в некоторых отраслях наблюдался даже некоторый рост. Однако, промышленность преимущественно находилась в состоянии резкого спада, курс рубля поддерживался за счет крупных займов. Несмотря на принятие Думой первой части нового налогового кодекса, ставки налогов остаются непомерными, тем самым тормозя предпринимательство и производство. Фактически, единственными экспортными отраслями остались нефтегазовая и лесная промышленность, а также поставки на рынок вооружений. Министерством финансов был введен валютный коридор, удерживавший рост курса доллара.

Однако, искусственное удержание курса ни к чему не привело, и финансовый кризис, разразившийся в "черный вторник" 17 августа 1998 года ознаменовался для большинства россиян резким ростом курса доллара: с 6 до 20 рублей.

По стране прокатилась волна банкротств, резко сократилось число коммерческих банков. За короткое время в России сменилось 4 правительства: Черномырдина, Кириенко, Примакова, Степашина. В августе 1999 года Б. Н. Ельцин проводит последнюю замену премьер-министра. На эту должность назначен Владимир Путин, до этого возглавлявший Федеральную Службу Безопасности РФ.

Серия взрывов, совершенных в Москве, Буйнакске и Волгодонске в сентябре, заставляют объединиться всю страну перед лицом общей опасности терроризма. К этому времени относят и начало второй чеченской войны, называемой в средствах массовой информации "антитеррористической акцией".

Выборы в Государственную Думу 3 созыва, прошедшие в декабре 1999 года, ознаменовались провалом коммунистической фракции. Несмотря на то, что она по прежнему лидирует, на второе место с отрывом на 1-2% выходит блок "Единство", номинально возглавляемый министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу, но более известный в народе, как "блок Путина", что фактически означает поддержку страной политики, проводимой Правительством РФ. Третье место занимает "Союз правых сил", возглавляемый бывшим премьер-министром Сергеем Кириенко.

31 декабря 1999 года неожиданно объявляет об отставке первый президент России Борис Николаевич Ельцин. СМИ всего мира называют его "политиком XX века" и человеком, "навсегда покончившим с коммунистическим прошлым России". Новые президентские выборы назначены на март 2000 года. Исполняющим обязанности Президента становится Владимир Путин.

Ну что же, Разведчик, вот и наступил XXI век, век пока еще полный тайн и надежд. Именно Тебе теперь писать его историю. Дерзай, и, быть может, Твое имя появится на новой странице этой книги...

  • География России
  • Биоклиматические зоны России
  • Население России
  • Культура России
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.