На территории иностранного государства. Консультационные и инжиниринговые услуги, оказанные для нужд филиалов российских организаций на территории иностранного государства, не облагаются ндс на территории российской федерации допуск иностранных лиц к осущ

Что делать с договором, в котором указана сумма НДС 18% . У нас заключен договор на СМР в Южной Осетия, указана стоимость работ сумма, в т. ч. НДС 18%.

Филиалы на территории иностранного государства создаются и отчитываются за пределами РФ в соответствии с иностранным законодательством. В отношении филиала организация должна представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами Российской Федерации. Также организация обязана представить документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации. Уплачивать по договору НДС в РФ обязанности не возникает. Таким образом, предусмотренный в договоре НДС может быть уплачен в соответствии с законодательством Южной Осетии. Если НДС (его аналог) платится по законодательству иностранного государства, его сумму можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Соглашение об избежании двойного налогообложения между Южной Осетией и Россией не заключено.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Письмо УФНС России от 18.08.2009 № 16-15/085547 «Уплата налогов филиалом на территории иностранного государства»

« Вопрос: Организация, осуществляющая строительные работы, имеет филиал в Республике Армения. Каков порядок зачета налога на прибыль в Российской Федерации? Каков порядок уплаты ЕСН с заработной платы, выплаченной филиалом в Республике Армения? Каков порядок уплаты и зачета НДФЛ с заработной платы, выплаченной филиалом в Республике Армения? Каков порядок зачета НДС и налога на имущество? Какие декларации при этом

Уплата налогов филиалом на территории иностранного государства

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами России, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Об этом говорится в статье 7 НК РФ.

Российская организация для зачета сумм налога на прибыль, уплаченных ею в Республике Армения, при уплате налога на прибыль в России должна представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами Российской Федерации. Форма данной декларации утверждена приказом МНС России от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@ . Также организация обязана представить документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации и предусмотренный пунктом 3 статьи 311 НК РФ.*

Зачет НДС, уплаченного за пределами территории Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрен.*

Согласно статье 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской организацией за пределами РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и находящегося на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в России в отношении указанного имущества.

Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:

– заявление на зачет налога;

– документ об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.*

Следовательно, при уплате российской организацией налога (идентичного налогу на имущество организаций) в соответствии с законодательством Республики Армения сумма этого налога засчитывается при уплате организацией налога на имущество организаций в России в порядке, установленном НК РФ с учетом статьи 21 Соглашения. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами РФ, не может превышать размер налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства.»

2. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль суммы НДС (его аналога), которые российская организация обязана уплачивать на территории иностранных государств

Да, можно.

При расчете налога на прибыль учитываются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому если НДС (его аналог), уплаченный по законодательству иностранного государства, соответствует данным критериям, его сумму можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.* Такую же позицию контролирующие ведомства занимают в отношении других иностранных налогов. К расходам нельзя отнести лишь те обязательные платежи, которые можно зачесть в счет российских налогов. Например, налог на прибыль (

Библиографический список

Бутенко Т., Петров М., Татауров О. Принудительные работы: самостоятельный вид уголовного наказания или альтернатива лишению свободы? // Уголовное право. 2012. № 4.

Иногамова-Хегай Л. В. Пределы уголовной ответственности за экономические преступления // Предпринимательство. Пределы государственно-правового вмешательства. М., 2001.

Кругликов Л. Л. Изменение уголовного закона (декабрь 2011 г.): свидетельство его дальнейшего развития или стагнации? // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии на современном этапе. Вып. 1. Ярославль, 2012.

Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году // Российская юстиция. 2012. № 10.

Иностранные государства как субъекты земельных правоотношений на территории России

УМЕРЕНКО Юрий Александрович,

научный сотрудник Управления организации научных исследований МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук

С момента принятия и вступления в законную силу Земельного кодекса РФ 2001 г. прошло уже более десяти лет, однако данный нормативный правовый акт до сих пор имеет ряд пробелов и проблем, которые приводят к появлению различных противоречивых позиций и различной правоприменительной практике. Одной из таких проблем является вопрос о возможности отнесения иностранных государств к субъектам земельных правоотношений на территории РФ. Сразу следует отметить, что Земельный кодекс РФ оперирует понятием «участники земельных отношений», хотя с точки зрения теории правоотношений представляется более правильным употребление понятия «субъект земельных отношений». Вместе с тем в настоящей статье данные понятия будут употребляться в одинаковом значении. В современной юридической литературе уделяется мало внимания вопросу субъектного состава участников земельных правоотношений, однако разработка данного вопроса имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Данная норма базируется на ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, в силу которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно п. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В пункте 2 ст. 5 ЗК РФ закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. Иностранные государства не упоминаются в качестве участников, т. е. субъектов земельных отношений на территории РФ, при этом в ст. 5 ЗК РФ отсутствует бланкетная норма, предусматривающая возможность установления земельной правосубъектности иностранных государств иными федеральными зако-

нами. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На первый взгляд из анализа вышеуказанных норм земельного и гражданского законодательства РФ можно сделать вывод о том, что иностранные государства не являются субъектами земельных правоотношений на территории РФ, т. е. они не могут быть собственниками земельных участков. Однако данный вывод не учитывает в полной мере правоприменительную практику в рассматриваемой сфере, поэтому этот вопрос требует более глубокого и всестороннего изучения.

Законодательство РФ также не содержит каких-либо норм, позволяющих сделать вывод относительно возможности обладания иностранными государствами земельными участками на территории РФ в рамках обязательственных правоотношений (аренда, безвозмездное срочное пользование и иные).

Учитывая, что обязательственные правоотношения по своей природе являются производными от вещных правоотношений, вопрос о возможности иностранного государства быть собственником земельных участков на территории РФ оказывает определяющее влияние на возможность иностранного государства обладать земельными участками в рамках обязательственных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данной норме Конституции РФ корреспондирует п. 1 ст. 212 ГК РФ, согласно которому в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Законодательное закрепление юридической возможности сущест-

вования иных форм собственности позволяет сделать косвенный вывод об отнесении права собственности иностранных государств к иным формам собственности. Данной позиции, в частности, придерживаются А. П. Анисимов и Р. Г. Мельниченко1. Они отмечают, что на территории РФ располагаются десятки посольств и консульств иностранных государств, причем не только в Москве, но и по всей стране2, а значит, иностранные государства могут рассматриваться в качестве субъектов земельных правоотношений на территории РФ.

В соответствии со ст. 4 ЗК РФ, если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК РФ, применяются правила международного договора. Эта норма в полной мере корреспондирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, в случае если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, будет предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование иным государствам, то соответствующие государства будут являться правообладателями земельных участков согласно условиям договора, однако в таких случаях объективно появляет-

1 См. об этом: Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 5.

ся необходимость рассмотрения иностранного государства в сфере земельных правоотношений в двух качествах: как публично-правового и как частноправового субъекта.

Представляется, что если иностранное государство выступает в качестве публично-правового образования, то на земельный участок будет распространяться принцип экстерриториальности3 и,сле-довательно, правовое регулирование предоставления земельного участка будет относиться к предмету регулирования международного публичного права с одновременным наступлением соответствующих юридических последствий4. В подобных случаях предоставление земельных участков осуществляется на основании принципа взаимности в целях, связанных с реализацией государственных функций.

Так, согласно ч. 1 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Франкфурте-на-Майне, Мюнхене и Москве для нужд генеральных консульств России в Германии и посольства ФРГ в России, заключенного в Берлине 11 октября 2006 г., Российская сторона предоставляет Германской стороне в аренду на 99 лет для использования посольством ФРГ в России следующие объекты недвижимого имущества: здания, г. Москва, ул. Поварская, д. 46, строения 1, 2, 3 общей площадью 1368,1 кв. м; земельный участок, занятый указанными выше зданиями, площадью 2405 кв. м. (п. 1 ст. 1).

В свою очередь, Германская сторона предоставляет Российской сторо-

3 См. об этом: Морозов Д. В. Экстерриториальные нормы и доктрина международного частного права // Журнал российского права. 2011. № 7.

4 См.: Венская конвенция о консульских

не в аренду на 99 лет для использования Генеральным консульством РФ аналогичное имущество в соответствующих городах Германии (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Соглашения).

При этом на основании ст. 5 данного Соглашения предоставленные в аренду объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 1, 2, 3 Соглашения, в соответствии с п. 1 ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и п. 1 ст. 32 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. освобождаются от налогообложения любого вида, устанавливаемого государством, региональными или местными властями, а также от уплаты других сборов, за исключением платы за определенные услуги.

Таким образом, здесь речь идет о предоставлении земельных участков на принципах взаимности в рамках норм международного публичного права, и фактически данным международно-правовым актом установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены земельным законодательством, т. е. рассматриваемое Соглашение выходит за предмет регулирования земельного права и создает отличительные нормы. Российской Федерацией также заключены и иные подобные соглашения с иностранными государствами5.

Если иностранному государству на основании международного договора будет предоставлен земельный участок не для целей, касающихся реализации функций иностранного государства, то в подобном случае можно говорить о том, что иностранное государство выступает в качестве частноправового субъекта, при этом данный вопрос относится к предмету регулирования международного частного

5 См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2439-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Москве и г. Юрмале».

права, а объем прав соответствующего иностранного государства может определяться как международным договором, так и земельным законодательством РФ с учетом норм международного частного права.

А. П. Анисимов и Р. Г. Мельниченко, рассматривая проблему наличия на территории России земли, находящейся в собственности другого государства, отмечают, что к основным доводам, отрицающим такое положение, относятся6:

отсутствие в земельном законодательстве РФ такого субъекта, как иностранное государство;

исчерпывающий перечень субъектов права собственности в гражданском законодательстве, не включающий в себя иностранные государства;

отсутствие современной практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории РФ.

О возможности возникновения права собственности иностранного государства на земельные участки говорят следующие обстоятельства:

Конституция РФ упоминает иные формы собственности, под которыми следует понимать именно право собственности на земельный участок другого государства;

предоставление права другому государству приобретать в собственность землю не может умалить суверенитет Российской Федерации на этой территории;

принцип взаимности обязывает Российское государство предоставлять право собственности на землю иностранному государству.

Первые два основания, отрицающих возможность рассмотрения иностранных государств в качестве субъектов земельных правоотношений на территории Российской Федерации, являются взаимосвязанными и могут быть объединены в одно основание - отсутствие предусмо-

6 См.: Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. Указ. соч.

тренной законодательством РФ возможности иностранных государств выступать участниками земельно-имущественных отношений.

Данный аргумент на первый взгляд является вполне очевидным, однако для поиска ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратиться к практике предоставления иностранным государствам земельных участков в собственность на территории РФ не для публично-правовых целей.

В г. Минске 28 мая 2009 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь (РБ) о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 231-Ф3 это Соглашение было ратифицировано.

В соответствии со ст. 1 Соглашения Российская сторона передает в собственность Республике Беларусь земельные участки, расположенные на территории РФ в поселке Красная Поляна Адлерского района Краснодарского края, суммарной площадью 16,32 га.

Согласно ст. 2 Соглашения Белорусская сторона передает в собственность Российской Федерации земельные участки, расположенные на территории РБ в г. Минске и Минской области, суммарной площадью 16,32 га.

Кроме того, Российская сторона передает в аренду государственным учреждениям Управления делами Президента РБ «Санаторий "Белая Русь"» и «Санаторий "Беларусь"» сроком на 49 лет земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании этих государственных учреждений и расположенные на территории РФ в поселке Майский Туапсинского района Краснодарского края и г. Сочи Краснодарского края соответственно (ст. 4 Соглашения).

Примечательно, что принцип взаимности в данном случае реализуется только в отношении передачи в собственность сторон соглашения зе-

мельных участков, а предоставление в аренду Республике Беларусь объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых они расположены, осуществляется без встречного предоставления.

Одновременно в рассматриваемых статьях Соглашения указано, что перечень земельных участков определяется в порядке, установленном ст. 7 Соглашения, согласно которой перечни передаваемых в соответствии со ст. 1, 2 и 4 Соглашения земельных участков определяются после вступления в силу Соглашения в подписываемом Сторонами Протоколе.

В силу ст. 3 Соглашения каждая из Сторон после вступления в силу Протокола, предусмотренного ст. 7 Соглашения, обеспечит юридическое оформление права собственности государства другой Стороны на земельные участки, передаваемые в соответствии со ст. 1 и 2 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государства их нахождения.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что Российская Федерация и Республика Беларусь выступают в качестве равноправных частноправовых субъектов. Данный вывод обусловлен, во-первых, неполной реализацией принципа взаимности, во-вторых, составом передаваемого Республике Беларусь имущества, использование которого не связано с реализацией государственных функций.

Правомерность данной позиции также подтверждает ст. 6 указанного Соглашения: оформление передачи в аренду земельных участков, указанных в ст. 4 Соглашения, осуществляется путем заключения уполномоченным органом Российской стороны с государственными учреждениями Управления делами Президента РБ «Санаторий "Белая Русь"» и «Санаторий "Беларусь"» договоров аренды. Эти договоры заключаются в соответствии с законодательством РФ в течение трех месяцев с даты вступ-

ления в силу Протокола, предусмотренного ст. 7 Соглашения.

Кроме того, согласно ст. 9 Соглашения земельные участки, являющиеся предметом Соглашения, могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными законодательством государства их нахождения. То есть на данные земельные участки фактически распространяется национальный правовой режим по месту их нахождения, при этом какие-либо исключения применительно к правовому режиму земельных участков Соглашением не устанавливаются, а значит, в отношении земельных участков, переданных в установленном порядке в собственность или на праве аренды Республики Беларусь, будет в полной мере распространяться земельное законодательство РФ. В этом случае принцип экстерриториальности не действует, что является существенным отличием договоров публично-правового характера от договоров частноправового характера.

Наличие вышеуказанных норм в Соглашении между Правительством РФ и Правительством РБ также обусловлено требованиями п. 2 ст. 1213 ГК РФ, согласно которому к договорам в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право.

В. С. Маленко справедливо отметил, что действующим законодательством к сделкам в отношении такого имущества не применяются принцип автономии воли сторон и закон наиболее тесной связи, а императивно должно применяться право Российской Федерации7.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в вышеуказанном случае Республика Беларусь вы-

7 См.: Маленко В. С. Земельные отношения с иностранным элементом // Право и политика. 2007. № 6.

ступает в качестве частноправового субъекта.

При этом необходимо иметь в виду норму ст. 5 Соглашения, в соответствии с которой ежегодная арендная плата за каждый земельный участок, передаваемый в аренду в соответствии со ст. 4 Соглашения, составит 0,3% кадастровой стоимости такого земельного участка, установленной в соответствии с законодательством РФ. Очевидно, что данная норма предусматривает иные правила определения и установления размера арендной платы, чем те, которые установлены земельным законодательством РФ, поэтому на основании ст. 4 ЗК РФ Республику Беларусь можно также рассматривать и в качестве публично-правового субъекта. Однако эта особенность является исключением, и на земельные участки, предоставленные Республике Беларусь на территории РФ, в полной мере распространяется правовой режим, установленный законодательством РФ, а следовательно, Республика Беларусь выступает как частноправовой субъект и несет все права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Косвенным подтверждением правомерности данного вывода также служит отсутствие в Соглашении между Правительством РФ и Правительством РБ норм, касающихся освобождения Республики Беларусь от налогообложения любого вида, устанавливаемого государством, региональными или местными властями, а также от уплаты других сборов (за исключением платы за определенные услуги в соответствии с п. 1 ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и п. 1 ст. 32 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.), как это, например, предусмотрено ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ФРГ, которое носит публично-правовой характер.

Несмотря на то что предоставление земельных участков в собствен-

ность иностранных государств на территории РФ не является распространенной практикой, следует отметить, что такой аргумент А. П. Анисимова и Р. Г. Мельниченко против возможности наличия на территории Российского государства земли, находящейся в собственности другого государства, как отсутствие практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории России, в настоящий момент утратил свою актуальность ввиду наличия соответствующей практики.

В связи с этим можно сделать вывод о возможности иностранных государств выступать в качестве арендаторов земельных участков на территории РФ и, соответственно, быть участниками иных обязательственных правоотношений, связанных с земельными участками.

Единственным доводом о невозможности иностранных государств иметь в собственности земельные участки на территории РФ, т. е. выступать в качестве участников земельных отношений на территории РФ, является отсутствие прямого указания закона на данную возможность.

Можно констатировать, что иностранные государства все же являются субъектами (участниками) земельных правоотношений на территории России, выступая как частноправовые субъекты со всеми вытекающими правовыми последствиями, и на них, как и на других участников земельных отношений, в равной степени распространяются права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Предоставление земельных участков в рамках международных договоров для публично-правовых целей имеет правовую природу, существенно отличающуюся от предоставления земельных участков иностранным государствам как частноправовым субъектам. В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в гражданское и земельное законодательство РФ в части возможности отнесения ино-

странных государств к субъектам земельных правоотношений на территории РФ. Однако подобные коррективы должны быть всесторонне проработаны в целях недопущения подрыва суверенитета Российской Федерации, а также учитывать зарубежный опыт регулирования данных правоотношений.

Так, согласно ст. 4 Кодекса РБ о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З8 иностранные государства отнесены к субъектам земельных отношений на территории Беларуси. В статье 13 названного Кодекса установлено, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования.

Кроме того, данная норма определяет, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);

на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ,

8 URL: http://www.tamby.info/kodeks/ zk.htm.

дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом министров РБ;

которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Наличие данных ограничений представляется логичным и в полной мере соответствующим суверенным интересам Республики Беларусь и позволяет обеспечить сохранение и использование земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Представляется, что необходимо учесть опыт правового регулирования Республики Беларусь в рассматриваемой сфере применительно к земельному и гражданскому законодательству РФ, в том числе установить аналогичные ограничения на предоставление в собственность соответствующих земельных участков. Внесение данных изменений позволит урегулировать вопрос о возможности иностранных государств выступать в качестве участников земельных отношений на территории РФ и обеспечит соответствие теории и практики земельного законодательства РФ.

Библиографический список

Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 5.

Маленко В. С. Земельные отношения с иностранным элементом // Право и политика. 2007. № 6.

Морозов Д. В. Экстерриториальные нормы и доктрина международного частного права // Журнал российского права. 2011. № 7.

И ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с Банком России.

Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов

Кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности

Кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности.

Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке.

Глава V. ФИЛИАЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства

Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства.

Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

(в ред. Федеральных законов от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующее разрешение Банка России считается полученным.



Глава VI. СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

Статья 36. Банковские вклады физических лиц

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие части третьей статьи 36 не распространяется на деятельность банков, осуществляющих привлечение во вклады средств граждан на день вступления в силу Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ (статья 6 Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ).

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 23.12.2003 N 181-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей;

(в ред. Федерального закона от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

(честь пятая введена Федеральным законом от 04.12.2007 N 325-ФЗ)

Статья 37. Вкладчики банка

Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках.

Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Статья 38. Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок создания, формирования и использования средств системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках определяется федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов

Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации.

Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для банков на дату создания фонда.

(в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами.

Банк обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. В случае участия в фонде добровольного страхования вкладов банк информирует клиента об условиях страхования.

Глава VII. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Положения о правовой помощи по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ (глава 29.1) были введены сравнительно недавно Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Статья 29.1.1 КоАП РФ регламентирует общий порядок направления запроса о правовой помощи:

1. при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное;

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации;

3) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;

4) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;

5) орган, уполномоченный в соответствии с международным договором Российской Федерации об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;

6) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях;

3. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

Наименование органа, от которого исходит запрос о правовой помощи;

Наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос о правовой помощи;

Наименование дела об административном правонарушении и характер запроса о правовой помощи;

Данные о лицах, в отношении которых направляется запрос о правовой помощи, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

Изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

Сведения о фактических обстоятельствах совершенного административного правонарушения, его квалификации, текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным правонарушением.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на началах взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Исполнение запроса о правовой помощи в Российской Федерации предусмотрено статьей 29.1.5 КоАП РФ, согласно которой:

1. cуд, должностные лица федеральных органов исполнительной власти исполняют переданные им в установленном порядке запросы о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное;

2. При исполнении запроса о правовой помощи применяются нормы КоАП РФ. В случае, если в запросе содержится просьба о применении процессуальных норм законодательства иностранного государства, должностное лицо, исполняющее запрос, применяет законодательство этого иностранного государства при условии, что его применение не противоречит законодательству Российской Федерации и практически осуществимо;

3. При исполнении запроса о правовой помощи могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами о взаимодействии на началах взаимности;

4. Если запрос о правовой помощи не может быть исполнен полностью или в какой-либо части, полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос;

1) он полностью или в какой-либо части противоречит законодательству Российской Федерации или международному договору Российской Федерации, в соответствии с которым он направлялся;

2) исполнение запроса полностью или в какой-либо части может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации;

3) аналогичные запросы государственных органов Российской Федерации не исполняются в иностранном государстве на началах взаимности.

В случае совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого дела об административном правонарушении передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования.

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении административного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего административное правонарушение на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, или российского юридического лица, совершившего административное правонарушение за пределами территории Российской Федерации, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Производство по делу об административном правонарушении и его рассмотрение в таких случаях осуществляются в порядке, установленном КоАП РФ.

Таможенные органы Российской Федерации при направлении международных запросов кроме КоАП РФ также руководствуются:

Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 05.07.2010 (ратифицировано Федеральным законом от 07.02.2011 №13-ФЗ);

Межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

Решением Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб Содружества Независимых Государств от 14.05.2009 №10/2 «Об утверждении Единого порядка обмена информацией по запросам правоохранительных подразделений таможенных служб государств - участников СНГ в связи с проведением проверок и обменом упреждающей информацией по выявленным или предполагаемым правонарушениям и производством по делам о нарушении таможенных правил»;

Приказом ФТС России от 27.07.2006 №703 «Об утверждении инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок»;

Письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.12.2001 №17-12/49359 (в ред. приказа ГТК РФ от 28.06.2002 №675) «О методических рекомендациях по подготовке международных запросов по делам о нарушении таможенных правил»;

Иными актами нормативного и ненормативного характера.

При этом, следует обратить внимание, что порядки обмена информацией по делам об административных правонарушениях между таможенными органами государств-членов Таможенного союза (1), таможенными органами государств-участников Содружества Независимых Государств(2) , таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами иных государств в рамках межправительственных соглашений (3) имеют существенные различия.

К примеру, международные запросы по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств (не государств-участников Содружества Независимых Государств и государств-членов Таможенного союза) или международные правоохранительные организации таможенные органы Российской Федерации направляют через Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России, которое принимает решение о целесообразности направления каждого запроса и, в случае положительного решения, передает запрос в Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России для приведения в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, перевода на иностранный язык и направления в таможенную службу соответствующего иностранного государства либо в международную правоохранительную организацию. Данные запросы могут направляться по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17, 16.18, 16.19, 16.21 КоАП РФ, и должны содержать просьбу предоставить документы или информацию (наиболее важную и существенную), а не являться поручением на совершение отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства. Сроки исполнения таких международных запросов межправительственными соглашениями о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах не оговариваются.

Таможенные органы государств-участников Содружества Независимых Государств (региональные таможенные управления, таможни) имеют право запрашивать напрямую друг у друга информацию или документы по делам об административных правонарушениях. Срок исполнения запроса не более 2 месяцев, с пометкой «срочно» - не более 2 недель.

Возможности таможенных органов государств-членов Таможенного союза в рамках правовой помощи по делам об административных правонарушениях более широки – кроме обмена информацией об административных правонарушениях и лицах, их совершивших, направления запросов, они также имеют право поручать друг другу проведение отдельных процессуальных действий. Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельный процессуальных действий исполняется в течение одного месяца со дня их получения, с пометкой «срочно» - не более 2 недель.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

1.В соответствии с частью 1 статьи 61 Конституции РФ гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Этот конституционный принцип закреплен и в части 1 комментируемой статьи. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

2.Экстрадиция - акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных международных договоров и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным государством РФ ее гражданина, обвиняемого в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

Основными целями выдачи являются:

1)уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, влекущего за собой применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года;

2)исполнение постановленного судом и вступившего в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание в отношении лица, не отбывшего данного наказания.

3.Конституция РФ (ч. 2 ст. 63) устанавливает, что выдача осуществляется на основе Федерального закона и международного договора РФ. При возникновении вопроса о выдаче лицо может стать субъектом экстрадиции лишь при условии наличия у этого лица гражданства запрашивающего государства, отсутствия гражданства страны, на территории которой он находится, а также в случае, если запрошенное к выдаче лицо является апатридом (лицом без гражданства) либо гражданином третьего государства.

4.Субъектом экстрадиции могут являться следующие категории лиц:

1)российские, иностранные граждане и лица без гражданства в случае их выдачи РФ;

2)только иностранные граждане и лица без гражданства при их выдаче Российской Федерацией.

Выдача лиц, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления, для уголовного преследования или исполнения в отношении этих лиц приговора осуществляется на основании международного договора РФ или на основе принципа взаимности, когда в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, имеются основания ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу РФ будет произведена выдача.

5.Согласно Закону РФ от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней" Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче:

1)если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

2)если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3)исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

4)Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом.

6.Согласно разделу IV Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам выдача не производится, если:

1)лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны;

2)на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;

3)в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

4)преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.