Общественно-политические преобразования. Развитие гласности и демократии в ссср Развитие гласности и демократии в ссср сообщение

ерестройка в духовной и культурной жизни общества называлась «гласность». Сам термин «гласность» впервые прозвучал в выступлении М.С. Горбачева на XVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Девизы «гласности»: «Больше демократии, больше социализма!»; «Назад, к Ленину!».

Для поддержки перестройки руководство страны допустило «гласность».

Политика «гласности» предусматривала.

1. Смягчение цензуры и разрешение издания новых газет.

2. Возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки.

3. Широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан.

4. Развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

С самого начала «гласность» вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода слова – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству. Однако в дальнейшем «гласность» вышла из под контроля партии и правительства.

В чем проявлялась «гласность»?

1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена Л.И. Брежнева:

· «Дети Арбата» А. Рыбакова;

· «Белые одежды» В. Дудинцева;

· «Зубр» Д. Гранина;

· «Исчезновение» Ю. Трифонова;

· «Жизнь и судьба» В. Гроссмана;

· «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина;

· «Мы» Ев. Замятина;

· «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка;

· «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонова;

· Стихи Н. Гумилева, М. Волошина;

· Произведения И. Шмелева, В. Набокова и др.;

· Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, Л. Лосского, А. Лосева и др.;

· работы А.И. Солженицына.

В них поднимались проблемы о судьбах интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима, жизнь в ГУЛАГе, раскрывались истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

В течение всех лет перестройки шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества (И. Шмелев, О. Лацис, В. Селюнин, И. Клямкин). Самыми популярными были: газета «Аргументы и факты», журнал «Новый мир».

2. Гласность коснулась и телевидения, кинематографа, театра, музыки, изобразительного искусства. Новые популярные передачи появились на телевидении: «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др. Всю страну потряс фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это название стало призывом к партии – взять на себя ответственность за 70-летнюю трагедию и покаяться. В ответ – молчание.

3. Со времен Н.С. Хрущева возобновилась и продолжилась реабилитация жертв сталинских репрессий. За три года работы комиссии по реабилитации (с 1987 г.) были пересмотрены все сфальсифицированные при Сталине политические процессы 1930-х гг., реабилитированы Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев и др. Началась научная разработка проблем сталинизма. Историков допустили работать в секретные фонды архивов. Были найдены новые факты, особенно по сталинским временам, были открыты неизвестные страницы истории Советской России.

4. Произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. В 1988 году прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Верующим стали возвращать отобранные ранее культовые здания. Началось восстановление старых и строительство новых храмов.

5. Убрали «железный занавес». Советский народ увидел жизнь западного мира.

От критики сталинизма перешли к критике КПСС.

Из Конституции убрали ст. 6 «О руководящей и направляющей роли КПСС». Появилась многопартийность.

В целом «гласность» вскрыла внутренние проблемы и показала советскому народу западный мир с его демократическими традициями.

Издержки «гласности». Критика сталинизма не оставила равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено обширное письмо преподавателя химии из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». В нем открыто осуждалась политика «гласности» и перестройки, ревизия марксизма-ленинизма. Андреева призывала защитить Сталина. Горбачев находился в это время за границей. Только через месяц в «Правде» (газета эта отражала официальную точку зрения ЦК) появилась ответная статья с резкой критикой сталинизма. После этого в печати вновь поднялась волна критики сталинизма, тоталитарной системы, возобновилась дискуссия о путях развития советского общества. Гласность вскрыла внутренние проблемы и показала советскому народу западный мир с его демократическими традициями.

· Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом.

· Началась «утечка мозгов» за границу.

· «Гласность» способствовала резкому столкновению идейных социальных, политических, национальных течений, групповых интересов.

· Складывалось впечатление беспросветности нашего существования. Тем не менее «гласность» во многом определила необратимый характер перемен.

Внешняя политика советского

Правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление»

М.С. Горбачева: достижения, потери

С

приходом к власти М.С. Горбачева наметились изменения внешнеполитического курса. Была разработана новая философско-политическая концепция, которая получила название «новое политическое мышление» . Мир признавался целостным и неделимым. Мы отказались от решения международных проблем силовыми методами.

Вместо Громыко министром иностранных дел был назначен Шеварднадзе.

· Нормализация отношений Восток-Запад через разоружение.

· Урегулирование региональных конфликтов, начиная с Афганистана.

· Расширение экономических связей со всеми государствами, независимо от их ориентации.

Е направление

· После встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем) были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1989 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.).

· В ноябре 1990 г. было подписано соглашение о значительном сокращении обычных вооружений в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов на 14,2% и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек

· Был решен «германский» вопрос. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве Горбачев дал согласие на объединение Германии, и не возражал о вхождении Германии в НАТО. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

· В апреле 1991 г. Горбачев нанес визит в Японию. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса.

Е направление

· С 1989г. выведены войска из Монголии

· Нормализовались отношения с Китаем

· СССР отказался от прямого советского вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, что привело к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия.

· СССР отказался от поддержки реакционных режимов в Ливии и Ираке.

· С 1990 г. начинается форсированный вывод войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Это было вызвано тем, что в странах социалистического содружества: в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии – с лета 1989 г. до весны 1990 г. произошла серия народных революций, в результате которых власть перешла мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность вступить в НАТО и «Общий рынок».

· Весной 1991 г. рухнула мировая система социализма. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавский договор (ОВД) прекратили свое существование. СССР остался без союзников в Европе. А в это же время блок НАТО продолжал существовать. Рухнула вся послевоенная система расстановки сил и в Европе, и в мире.

Е направление

· Советский Союз был принят в Международный валютный фонд.

· Большое значение уделялось контактам с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова.

· Укреплялись отношения СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

В 1990-1991 гг. правительство Горбачева обращается за материальной поддержкой к ведущим державам мира. США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония (так называемая «семерка») обещали Советскому Союзу финансовую помощь. Отметим, что Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами, но серьезной финансовой помощи от «семерки» не последовало.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

В целом во второй половине 1980–начале 1990-х гг. наблюдалось постепенное потепление международного климата. Закончилась «холодная война». В 1990 году М.С. Горбачеву присудили нобелевскую премию за вклад в дело мира.

Внешнеполитические акции правительства Горбачева порою преследовали определенные пропагандистские цели. Например, предложение СССР о ликвидации ядерного оружия на земле к 2000 году. Тем не менее, в целом это была уже новая политика.

Предварительный просмотр:

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Развитие гласности и демократии в СССР

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1.

Место урока в системе уроков по теме - урок № 53 в разделе 8.

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

Задачи урока

Образовательные: определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.

Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

Развивающие: у меть рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Планируемые результаты

Знать

- сущность понятия «гласность», причины развития гласности и последствия ;

- определения понятий: «перестройка», гласность;

Уметь - высказывать и аргументировать свое суждение;

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- определять собственную позицию по отношению к гласности;

- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, документы, презентация, видеосюжеты, таблица

Тип урока комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М. Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Задание №1. Р ассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

На первом этапе проведения политики перестройки для преодоления кризисных явлений в экономике М. С. Горбачёвым был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе научно-технической революции и активизации «человеческого фактора».

Какие меры экономической политики проводились на втором этапе перестройки? Назовите не менее трёх мер. Какими причинами было вызвано их применение? Укажите не менее трёх причин.

Задание №2 . Сравните характер экономических реформ в СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

1. Могут быть названы следующие меры экономической политики в СССР на втором этапе перестройки:

1) с 1987 г. стали проводиться реформы, предусматривающие переход на полный хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправные;

2)предприятиям было дано право самостоятельно выходить на внешний рынок;

3)вновь принятые законы давали право заниматься частной деятельностью;

4),директивный план заменялся государственным заказом;

5)в сельском хозяйстве признавалось равенство всех форм собственности;

6) предоставлялось право аренды земли, организации фермерских хозяйств.

2.Могут быть указаны следующие причины проведённых мер:

1)неэффективность проведения курса на ускорение социально-экономического развития страны;

2)расчёт на энтузиазм рабочих не приносил результатов;

3)предложенный курс на ускорение не изменял сущности директивной экономики;

4)запланированное повышение качества продукции (введение госприёмки) не могло осуществиться увеличением контролирующего аппарата;

6)отсутствие возможности научно-технической модернизации предприятий в условиях углубляющегося экономического кризиса.

В качестве общего могут быть названы:

1)советская общественно-политическая система;

2)административно-командная система управления экономикой;

3)влияние партийно-государственных решений на развитие экономики;

4)проведение реформ «сверху»;

5)государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки - частично).

Различия:

Реформы под руководством Н.С. Хрущёва

  1. Реформирование системы управления промышленностью
  2. Упразднение ряда отраслевых министерств.
  3. Создание территориальных органов управления - советов народного хозяйства, республиканских СНХ, ВСНХ.

Реформы под руководством М.С. Горбачёва

  1. Попытка проведения курса на ускорение социально-экономического развития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора»
  2. Развитие кооперативного движения, появление частного сектора
  3. На основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике - перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности
  4. Отказ от монополии внешней торговли
  1. Мотивация к изучению новой темы.

Еще в 1918 году профессор С.А. Котляровский написал: “Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого покаяния”. Давайте задумаемся над этими словами... Справедливы ли они?

  • Что с собой представляла духовная сфера в период “застоя”?
  • О чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

1. Марксизм-ленинизм, как официальная идеология.

2. Руководство КПСС сферой культуры, цензура, преследования инакомыслия

3. Изоляция от многих явлений мировой культуры.

4. Официальный атеизм

5. Недостаточное финансирование науки и образования.

Формируют тему и цели урока

IV. Изложение новой темы

1. Расширение гласности

Горбачевская революция началась скромно: с освобождения исторической памяти, печатного слова, живой мысли.

Итак, на первом этапе для Горбачева – «гласность»- средство обновления скомпрометированной идеологии.

Главные лозунги : «Назад к Ленину!», «Больше социализма!»

Главная цель – создание «социализма с человеческим лицом».

Работая с п. 1 стр. 379-381 назовите то, что было характерно для этого периода.

Повышение роли СМИ, личное участие руководства КПСС в работе с творческой интеллигенцией;

Демократизация образования, попытки реформы школы;

Оживление работы партийных изданий.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Самостоятельно прочитайте п. 2. стр.381-384 и выпишите в тетрадь, что является достижением гласности и что – издержками гласности

После выполнения коллективное обсуждение, сверяют по слайдам №10-19

3. Политический раскол советского общества

Самостоятельное чтение учебника с составлением смыслового плана.

Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачева КПСС и Советским государством?

Составляют план к подпункту «Политический раскол советского общества».

Отвечают на вопрос.

V.Первичное применение новых знаний

Продолжите фразы:

  1. Вторая волна «оттепели» в культурной жизни была вызвана_____________
  2. Сложности и противоречия в политике гласности объясняются _________
  1. Главным результатом политики гласности стало ____________

ОТВЕТ: необходимостью реформаторов прочнее опереться на общественное мнение, для обоснования правильности проводимого курса

ОТВЕТ: политика гласности не означала свободу слова, это было лишь разрешение говорить то, что требовалось руководству. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей.

ОТВЕТ: то, что она превратилась из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, определила необратимый характер перемен.

VI. Первичное закрепление

Кроссворд

По горизонтали: 3. Драматург, автор пьесы «Дальше…Дальше… Дальше…» 5. писатель, автор повести «Ночевала тучка золотая» 6. Писатель, народный депутат СССР, автор повести «А зори здесь тихие…»

По вертикали: 1. Писатель, главный редактор «Нового мира» 2. Советский кинорежиссер - документалист, автор фильма «Легко ли быть молодым?» 4. Кинорежиссер, автор фильма «Мой друг Иван Лапшин»

1 з

2 п

3 ш

4 г

5 п

7 в

VII. Подведение итогов урока

Прокомментируйте мысль политолога А. Ципко: «Не каждый народ в состоянии выдержать такой мощный напор всесокрушающей правды, от такого веса правды душа может надломиться».

Высказывают свое мнение.

VIII. Инструктаж домашнего задания

§40, задание № 1 (Что общего между «оттепелью» хрущевского времени и политики гласности Горбачева М.С.?)

Записывают домашнее задание.

IX. Оценки Рефлексия


Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала гласность. Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Ее лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода - разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше... Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности...

Как и во времена хрущевской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Литература.

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 - начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» A. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20- 30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелева, В. Набокова.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Еще сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач - в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Кино, театр.

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни - кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещенных ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты все чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация.

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, JI. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи. В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х - начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осужденные ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20-50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Издержки гласности.

Естественно, критика сталинизма и борьба против его последствий не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм. Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определенную социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. В то время было не до детских игр .

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обреченности.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов.

Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей.

1. Расширение гласности

Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Главным фактором развития гласности стала поддержка сверху. Сменилось руководство многих центральных изданий (в частности, главной партийной газеты «Правда», теоретического органа ЦК КПСС - журнала «Коммунист» и др.), возглавленных сторонниками перестройки. Тон их выступлений во многом определял общую линию СМИ.

Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит - ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, - был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны.

Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть.

Наибольший интерес и популярность приобретали издания, которые проявляли смелость и инициативу в постановке острых вопросов. К их числу относились газета «Московские новости», журнал «Огонёк» и «Литературная газета», тираж которой в 1988 г. достиг 5 млн экземпляров.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе.

Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

Сами понятия «диссидент», «инакомыслящий» исчезли из оборота СМИ, тем более что ранее предпринятые в отношении правозащитников репрессивные меры отменялись. Академик А.Д. Сахаров вернулся из ссылки в Горьком и был избран депутатом Верховного Совета СССР.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режиму И.В. Сталина - Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Большое место в дискуссиях заняли проблемы статуса и привилегий номенклатуры - высшего слоя партийных и государственных чиновников, назначавшихся решениями руководства правящей партии. Обсуждались причины и последствия пренебрежения интересами экологии, здоровья людей; права военнослужащих и «дедовщина» в армии; возможности отказаться от милитаризации экономики.

В стране широко обсуждались формы будущей организации жизни общества. Единственно возможной альтернативой теперь виделась демократическая трансформация общества. Под ней подразумевалось:

  • введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
  • правовое закрепление гражданских прав и свобод;
  • утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
  • признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.

Руководство КПСС стремилось учитывать духовные перемены в обществе, обновляя концепцию и практику политики перестройки. Власти не противодействовали начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения политических организаций, независимых от КПСС.

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачёв призвал общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей. Он выступил за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачёвым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить на службу в государственные структуры. В 1989-1990 гг. КПСС потеряла около четверти своих членов, пополнивших ряды демократических движений и организаций.

В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций) состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе: около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. В Москве 89% избирателей проголосовали за кандидата демократических сил Б.Н. Ельцина.

М.С. Горбачёв предпринял меры по укреплению своего влияния. На I съезде народных депутатов (май - июнь 1989 г.) он, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов занял учреждённый съездом пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране многопартийной системы. XXVIII съезд партии летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Её целью провозглашалось строительство демократического социализма.

В то же время в рядах КПСС постепенно шла консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки. Многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Популярность М.С. Горбачёва падала, и постепенно кумиром большинства населения стал Б.Н. Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством КПСС он приобрёл репутацию наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества.

Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС СМИ. Но это лишь способствовало росту его авторитета.

С большим перевесом Б.Н. Ельцину удалось добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации и стать его Председателем. В 1990 г. он заявил о своём выходе из рядов КПСС. В июне 1991 г. на демократических выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

  1. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики глас-UJ ности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
  2. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
  3. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
  4. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?
  5. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?

С началом в середине 1986 года политики демократизации и гласности, получившей название «перестройка», в общественно-политические процессы вовлекаются широкие слои народа. По сути эта политика являлась ограниченным применением некоторых основополагающих принципов свободы и демократии: свободы слова, печати, совести, общественных организаций и некоторых других.

Расширение рамок свободы слова вело к изменению содержания статей и публикаций в прессе, вызвало невиданный интерес к журналам и газетам. Обсуждались острые вопросы текущей политики и социально-экономического развития. Публицистические статьи И. Клямки- на «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра» вызвали широкий интерес свободой мысли и новизной поднимаемых проблем, непривычно острой критикой существующего строя. Критическое печатное слово стремительно размывало основы коммунистического мировоззрения.

Газеты и журналы стали касаться ранее запретных тем: истории гражданской войны, коллективизации и раскулачивания, репрессий. За возвращением в историю отдельных ранее запретных имен - Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Рыкова, Л. Каменева, Ф. Раскольникова и других - последовало начало процесса реабилитации жертв политического террора.

Восстановлению прерванной связи времен способствовало издание ранее запретных русских философов и писателей: Н. Бердяева, С. Соловьева, Г. Федотова, П. Сорокина, В. Розанова, И. Ильина. Увидели свет произведения А. Платонова, В. Гроссмана, А. Солженицына, В. Войновича, А. Рыбакова.

Народное хозяйство СССР в 1989 г. М., 1990. С. 216-218.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1995. № 1. С. 123.

Театр одним из первых встретил перестройку как приглашение к свободе и максимально использовал ее. Свобода в театре - это отмена запретов на темы, имена и целые пласты искусства, разрешенные к исполнению спектакли, поток «возвращенной» литературы и сценической публицистики, оттеснивший на время классику. Огромный интерес вызвали спектакли М. Шатрова «Диктатура совести», «Дальше, дальше, дальше...» и другие, постановки в Театре Ленинского комсомола.

Документ

«1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя...»

Свобода привела и к количественному росту театров . Появляется первый частный театр: Театр Антона Чехова в Москве был организован в 1989 году.

Расширение рамок свободы творчества вело к стремительным изменениям в кинематографе. Исчезли «лакировочные» фильмы, далекие от жизненных реалий советского общества. Появились картины, в которых предпринималась попытка осмыслить острые социальные противоречия общественной жизни, устранить «белые пятна» истории в ее кинематографическом отражении. В 1986 году вышла картина Т. Абуладзе «Покаяние», пытавшаяся переосмыслить недавнее историческое прошлое, связанное с эпохой Сталина. Полудокументальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» вызвали интерес публики и значительно повлияли на настроения в обществе.

Только в самом конце 80-х перемены начались и на телевидении. Появились такие передачи, как «Мир и молодежь», «12-й этаж», а чуть позже - «Взгляд». Эти передачи сильно влияли на общественное мнение.

Эпоха «перестройки и гласности» дала возможность гражданам России познакомиться с художественными произведениями деятелей литературы и искусства российского зарубежья или просто вычеркнутых тоталитарной властью из истории отечественной культуры. Открылась панорама современной мировой культуры, и оказалось, что реализм не единственно возможное художественное направление в творчестве.

Политика гласности привела к появлению новых течений общественной мысли: либералов, консерваторов, ультрарадикалов, наци-

Палитра мнений

М. Горбачев: «Необходимо воспитывать людей на примере тех, кто положил свои жизни за революцию и социализм.

Мы должны дорожить каждым годом нашей 70-летней советской истории. О делах тяжелых партия сказала. 1/1 мы не собираемся изображать их сегодня в розовом свете. Но и здесь вступает в силу непреложный социалистический закон правды. Было и то и другое, и радостное и горькое» .

Палитра мнений

Палитра мнений

А. Солженицын: «Горбачев объявил гласность всего лишь, чтобы использовать столичную интеллигенцию против своих номенклатурных врагов. Он был очень недальновидный человек, не понимал, что за внезапной гласностью дальше последуют взрывы национальные, а затем - свобода оружия, а затем свобода преступлений» .

Э. Хобсбаум: «Советский Союз все стремительнее двигался к своему концу. Происходило это из-за комбинации гласности, которая вызвала дезинтеграцию властных структур, и перестройки, нарушившей работу прежних экономических механизмов и не создавшей новых. Жизненные стандарты советских граждан ухудшались день ото дня» .

Палитра мнений

оналистов. Большинство из них стали противостоять коммунистической идеологии, а затем вступили на путь непримиримой борьбы с ней. В обществе стал все шире распространяться антикоммунизм.

Отказ компартии и государства от воинствующего атеизма создал условия для реального внедрения свободы совести. Начался процесс возрождения христианства, других религий. Стали восстанавливаться разрушенные ранее храмы. Начали строиться новые церкви, мечети, синагоги. Важным событием духовной жизни страны в 1988 году стало празднование тысячелетия крещения Руси.

Документ

Из доклада Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе русской православной церкви. 13 августа 2000 года.

«Празднование 1000-летия крещения Руси ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовного возрождения Отечества. Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви» 1 .

Документ

Из доклада М. Горбачева на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС: «...изменения происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше».

Документ

Из письма М. Федорова (Оренбургская область) в газету: «Я самый яростный сторонник перестройки. Еще в 1969 году говорил коммунистам, что во внутренней политике допускаются ошибки. Меня за это обсуждали на партийном собрании. В 1983 году я вновь с беспокойством высказал мысль о застойности общества. Один из районных руководителей пригрозил мне КГБ. Когда пришел XXVII съезд КПСС, партийный руководитель, как бы оправдываясь, сказал мне: "Я же не Ленин, чтобы предвидеть”. Я ответил ему: "Каждый должен учиться у Ленина, чтобы не ошибаться в политике”» 1 2 .

Палитра мнений

Французский историк Н. Верт: «Новое руководство выдвинуло лозунг “ускорения” (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд выглядевший весьма традиционно - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все “перестройка”, определявшаяся как настоящая “реконструкция” всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы» 3 .

В 1987 году гласность была дополнена политикой демократизации. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС одобрил программу политических преобразований, которые должны были дать импульс духовному и социально-экономическому развитию советского общества. Было решено максимально использовать «возможности социалистической демократии», развивать демократию в сфере производства, внедрять самоуправление и выборность руководителей производств, цехов, участков. Предполагалось освободить КПСС от функций хозяйственного управления, а Советы всех уровней превратить из декоративных в реальные органы власти, повысить роль и независимость суда. Ключевой стала идея альтернативных выборов в партии, советах, на предприятиях.

Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. М., 1999. С. 39.

Верт Н. История советского государства. М., 2002. С. 490.

Политика демократизации и гласности была внедрением в существующую социально-экономическую и политическую систему несовместимых с ней свобод и демократических элементов, которые вместо укрепления существующего строя расшатывали и подрывали идеологические основы советской власти. Вместе с тем эта политика дала толчок развитию реальных демократических процессов, которые, наряду со свободой и рыночными отношениями, составляют фундамент социально-экономического строя современной России. Без осуществления политики демократизации и гласности построение нынешнего российского общества было бы в принципе невозможно.

Демократизация и гласностьстимул провал и развитие так называемого общественного «неформал ьного движения», не связанного с партией и являющегося следствием социальной активности масс. В ряде регионов страны, прежде всего в крупных городах, стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, такие как московская «Перестройка», ленинградский «Диалектик», красноярский «Союз в поддержку перестройки». В качестве своих целей они чаще всего провозглашали поддержку проводимых реформ, однако со временем все больше дистанцировались от власти и постепенно переходили в оппозицию к ней.

Оппозиционные настроения проникают и в партию. Их выразителем в высшем партийном эшелоне стал Б. Ельцин, в то время кандидат в члены Политбюро ЦК, первый секретарь Московского горкома КПСС. Его выступление на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве вызвало значительный резонанс в обществе. Последовавшая затем отставка и несправедливая критика в средствах массовой информации только способствовали росту его популярности и позволили вскоре вернуться в большую политику в совершенно новом для СССР качестве -лидера оппозиции.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. 2-е изд. М., 1991. С. 251.

  • Солженицын А.И. По минуте вдень. М., 1995. С. 114.
  • Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М.,2004. С. 512.
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.