В каком городе хохломская роспись. Хохлома, хохломская роспись — история промысла и фото

Хохлома находится в русском визуальном коде где-то между медведем и балалайкой, калининградским янтарем и петербургским балетом. Это самое русское, самое китчевое, самое понятное для чужаков, что мы породили и научились экспортировать.

Очень важно, что центр производства хохломы по-прежнему там же, где это ремесло появилось четыре века назад: в Нижегородской области. Ковернино, Заволжье, Семенов — в этом треугольнике липовые болванки начали покрывать оловом, затем олифой, затем, после обжига, — алыми и черными цветами, ягодами и травами.

Сейчас производство хохломы — это не мастерские, а целая фабрика — ЗАО «Хохломская роспись». Несколько цехов, центр разработок, два музея, столовая и полторы тысячи сотрудников, в том числе более 400 мастеров-художников. При этом процесс автоматизирован по минимуму: в производстве хохломы очень большая доля ручного, индивидуального труда мастера, который просто так станком не заменишь. Поэтому фабрика больше всего похожа на коммуну художников, которым просто удобно работать вместе.

Как делают знаменитую роспись на самом большой фабрике хохломы в России — читайте у нас в клубе.


Ворота фабрики уже встречают золотом и славянским шрифтом. По-моему, замечательная вывеска для завода.

Хохлома в регионе началась с ложек и ложкарей, например, с легендарного (в смысле, большей частью вымышленного) Семена-ложкаря, который на территории завода представлен нежно-персиковым памятником.

Более поздняя и более реалистичная история — основание школы художественной обработки дерева художником Георгием Матвеевым. Именно от него считается история «настоящей» хохломы.

В музее большая экспозиция про ложки. Вот этапы изготовления. Штука слева называется баклуша, отсюда выражение «бить баклуши» — то есть бездельничать, ведь строгать чурки большого таланта и внимания не надо.

Ранние расисные ложки были такие. По сравнению с традиционными хохломскими они как наскальные рисунки по сравнению с живописью.

Вот современные образцы к Олимпиаде.

Экспериментальный цех на художественном производстве — это как? Нетрадиционные формы листьев? Несогласованное количество ягод рябины? Синяя и розовая хохлома?

Токарно-ложечный цех. Образцы изделий, которые сейчас производятся на фабрике, и документация по ним.

На токарном станке изготавливают все изделия с фотографии сверху.

Похоже на мой стол во время дедлайна по большому проекту, только у меня вокруг лежат распечатки, акты выполненных работ, счета-фактуры, пресс-релизы, договора и макеты. Очень классное рабочее место.

Заготовки называются бельё . Прежде, чем вытачивать изделие из белья, оно должно полежать два года.

У мастера Плюхиной сегодня выходной.

В этом барабане ошкуривают мелкие предметы.

Внутри — такие кусочки наждачной бумаги.

Вытяжка для древесной пыли.

У-у-у! Вытяжки-и-и! Странный паук, да?

Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.

Все, как двести, триста, четыреста лет назад.

Разве что работа ведется по чертежу.

Основное производство — художественный цех. На схеме технологического процесса видно, как деревянная плошка прикидывается то глиняной (после грунтовки), то металлической (после покрытия оловом — лужения). Последний этап — нанесение маркировочного знака. Он состоит их трех букв, СХР, («Семенов, хохломская роспись»), и свидетельствует о подлинности изделия. А золотистый цвет олово, покрытое олифой (льняным маслом), приобретает после обжига.

Взрыво- и пожароопасная краскоприготовительная. Новые краски мастерам выдают раз в неделю, писать всегда нужно свежими.

Мастер за работой. В обычный день все столы, конечно, заняты.

Но сегодня у большинства художниц выходной.

Как правило, мастера росписи — это женщины. Говорят, что у мужчин просто не хватит усидчивости. Наверное, я мужчина: я бы психанула уже через полчаса такой работы.Обратите внимание на то, что мастер работает не над традиционной черно-красной, а над зеленой росписью.

Такая роспись называется «фон Людмилы Зыкиной» и была придумана в 2000 году специально в подарок певице.

По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. По крайней мере, в прошлом было так.

Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Например, эти ковши сначала обожгут, а потом распишут.

А эти красавцы — уже из печи.

Очень жаль, что нельзя купить просто золотую ложку, блюдо или уточку, без росписи. Мне кажется, они тоже очень красивые.

Изделия с наведенными поясками

Какое рабочее место!

У многих на столах стоят зеркала: думаю, что это не от тщеславия, а чтобы не приходилось постоянно крутить изделие, сверяя орнамент на разных боках.

Об абажур очень удобно снимать лишнюю краску, похоже.

Готовые изделия.

Бывают даже хохломские бусы, вот уж где мелкая работа!



Стала вспоминать, какая хохлома есть у меня дома. Вспомнила, конечно, хохломские детские стол и стул (у всех такие были, наверное), но сейчас их уже нет. По-прежнему есть шкатулка для украшений и пара хохломских ложек. Они еще используются: бывают же рецепты, где специально написано «перемешать деревянной ложкой», вот тут-то они и нужны. Есть еще пара блюд (на предприятии их называют « панно» ), но они именно используются, а не висят на стене.

А у вас дома есть хохлома? Навится или китч-китч? Сами бы купили?

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.

Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый. На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства. Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.

История промысла

Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.

https://flic.kr/p/WrFMnj

Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками». Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя. Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли. А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.

В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев. Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!». С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.

https://flic.kr/p/5ToGao

Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.

Особенности промысла

Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.

Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.

https://flic.kr/p/9o1mBk

Для хохломской росписи характерны следующие черты:

  • Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
  • Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
  • Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
  • Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
  • Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
  • Специальные технологии нанесения рисунка.
  • Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.

Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.

https://flic.kr/p/EHSkwc

Технология создания

Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.

Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок . На Руси такая работа называлась «бить баклуши». Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов. Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.

После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.

https://flic.kr/p/bDyLE3

Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.

Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.

Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.

Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой. Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой. Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.

https://flic.kr/p/naLKpi

Виды росписи

Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.

Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый . Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:

  • Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
  • Рисунок «под листок» , многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.

https://flic.kr/p/bzSKSU

  • Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.

Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина .

Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.

https://flic.kr/p/oWQTmj

Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.

Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.

(хохломская роспись) является неотъемлемой частью русской культуры. Она формировалась на протяжении нескольких столетий и существует и по сегодняшний день. Центры росписи под хохлому на сегодняшний день, да и в прежние времена находились в городах и деревнях Нижегородской области, в том числе и в городе Городец.

Хохлома. Роспись.

Особой популярностью на Руси всегда пользовались расписные деревянные изделия: посуда, сувениры, мебель и детские игрушки. Роспись по дереву берет начало еще с тех времен, когда люди верили в различных духов и расписными предметами пытались задобрить или наоборот защититься от них. На Руси существовало несколько центров художественного промысла, и все они отличались собственной уникальной техникой росписи. Одной из самых популярных в России считается - золотая хохлома. Это народная декоративная роспись по дереву, представляющая собой культурное наследие наших предков.

Особенность промысла – это изготовление «золотой» деревянной посудой, без применения драгоценного металла. Для украшения посуды и других предметов хохломой использовались три основных цвета: красный, золотой и черный. Каждый и цветов что-то обозначал: золотой считался цветом благополучия, красный – цветом власти, а черный цвет – олицетворял собой духовной очищение. Хохлома (роспись) состояла в основном из растительного орнамента. Также встречали силуэты птиц, рыб и даже зверей. Настоящим символом хохломы стала огненная жар-птица, пришедшая в нее из русских сказок.

Хохлома. Золото.

Золотая хохлома - это еще одно название известного художественного промысла. Причем под эти именем это народное творчество известно не только в России, но и в мире. Свое название золотая хохлома получила от неотъемлемого золотистого фона, который сопровождает весь орнамент. Она и по сей день является уникальной разновидностью народного этноса. Что уж говорить о прежних веках, когда золотая хохлома только появилась. Хохлома роспись не требовала, использования дорогостоящих материалов, поэтому посуда с хохломой была доступна не только богатым жителям, но и простым крестьянам.

Узоры хохломы имеют все характерные черты народного творчества: декоративность, образность и большая выразительность орнамента в купе с некой строгостью и даже скупостью художественных средств. В хохломе отсутствуют жанровые сцены. Хохломская роспись опирается и обозначает акценты исключительно на растительных узорах.

Со временем расписные мотивы хохломы видоизменялся. В 17-18 веках широко использовался растительная роспись, в которых предметы, как правило украшали травными узорами. Основным рисунками являлись изображения цветов и листьев. Такими хохломскими узорами расписывали мебель, стены и бытовые предметы. Со временем в хохломе появились и графические элементы.

Многие исследователи считают, что хохломская роспись берет свое начало из слияния ремесла древней Руси и иконописного письма. Так растительные узоры, которыми писали иконописцы, претерпел значительные преобразования. Они стали более четкими, строгими и простыми. Со временем к изображению листьев, изогнутых стеблей и цветов добавляются сочные красочные мотивы ягод: клюквы и брусники.

Золотая хохлома характеризуется двумя различными техническими направлениями.

Верховой рисунок.

В технике хохломской росписи при нанесении изображения применяют легкие пластичные штрихи. В качестве поверхности под узор используют золотое или серебряное основание. Сам рисунок наносится красной или черной краской. Выделяют три вида узоров:

1. Самым старинным и наиболее рапсрастраненным рисунок, используемый хохломскими мастерами во все времена, являются травные узоры . Растительные узоры напоминают так знакомые всем нам луговые травы. Эта хохломская роспись выполняется в виде украшения серебристой поверхности предмета разнообразными мазками, которые напоминают известные растения и травы. В узоре преобладают такие элементы, как завитки, колоски и мелкие ягодки. Отдельные узоры могут быть распределены по поверхности или собраны в одном месте. Они могут собираться в отдельные изображения или мотивы. Одним из излюбленных мотивов золотой хохломы являются изображение курицы и петуха, восседающих на деревьях и клюющих ягодки. Золотая хохлома - это поразительная роспись порождающая множество вариантов и комбинаций, которые ограничиваются лишь мастерством и фантазией мастера;

2. Второй вид: хохлома, узоры которой включают в себя уже привычный травяной орнамент с сочетанием новых элементов: цветов и ягод. Для этой росписи используют более крупные мазки. Она характеризуется наличием соединенных между собой трех или пяти листочков, имеющих овальную или остроконечную форму. Вдоль стебля изображаются ягоды, предпочтение отдается более крупным: виноград, вишня, клубника и крыжовник. И, конечно же, цветы! Хохломские мастера украшают изделия полевыми цветами: ромашками, колокольчиками, а также листьями клюквы, земляники и смородины. Золотая хохлома этого вида обогащена богатыми красками. Помимо основных черных и красных цветов здесь встречаются зеленые, желтые и коричневые оттенки;

3. Хохломская роспись «пряник» , ее еще иногда называют «рыжик» представляет собой самый простой верховой узор. Он изображается в виде геометрической фигуры, которая, как правило, принимает форму квадрата или ромба, с вписанным в их середину солнцем.

Фоновая хохлома. Кудрина. Под фон.

Золотая хохлома этой разновидности предстает перед нами в виде золотого рисунка, который эффектно контрастирует с типичным для хохломы красно-черным фоном. Фоновая хохлома роспись разделяется на два направления:

1.«Кудрина ». Свое название, эта техника хохломы переняла от кудрявых завитков, золотистого оттенка, которые образует на расписываемом предмете изумительную ажурную форму цветов, листьев и плодов растений. Эта хохломская роспись представляет собой своеобразный «ковер». Она выполняется не при помощи кистевого мазка, а пунктирной линией. И отличается тонким вырисовыванием деталей. Свободную от узора поверхность закрашивают фоновым цветом;

2. «Под фон ». При исполнении рисунка этой техникой вначале прорисовываются узоры хохломы: стебли, листья и цветы. Помимо растительности в рисунках можно встретить и изображения рыб или птиц. После прорисовки узоров, фон закрашивается краской, предпочтения отдают черному цвету. Затем поверх него кончиком кисти вырисовывают мелкие ягоды и цветы. Золото отображается в силуэтах птиц, крупных цветах или листьях. Это очень трудоемкий процесс. Такая хохломская роспись выполняется, как правило, на заказ и ценится выше остальных видов.

История возникновения хохломы.

Роспись золотой хохломы возникла примерно во второй половине XVII в деревнях Нижегородской области. Свое «имя» она получила из названия села, в котором на организованных ярмарках продавались предметы народного промысла.

Поскольку край не отличался плодородными землями, с которых можно было собрать богатый урожай, ремесленнические промыслы были чуть ли ни единственной возможностью прокормить себя и свою семью. К тому же близость к реке способствовала торговле. Нижегородская область славилась своими ярмарками, на которые съезжались не только торговцы из ближайших районов, но и со всей Руси. Раскрашенные деревянные предметы пользовались повышенным спросом не только из-за своей красоты, но и из-за прочности, которую придавала их специальная лакировка.

Создателями хохломы считаются иконописцы-старообрядцы, которые прятались в густых нижегородских лесах от царской расправы. Ведь хохломская роспись считается наиболее близкой по стилю именно к живописному расписыванию икон. У иконописцев были свои секреты мастерства, вместо драгоценного металла они применяли в своей работе порошок серебра, придавая с его помощью золотистый цвет иконам и приходской мебели. Обосновавшись в лесах, иконописцы начали заниматься ремеслом. Одним из промыслов был вытачивание посуды и предметы обихода из дерева, которые впоследствии раскрашивали привычной для себя техникой. Так и появилась золотая хохлома.

Подтверждают эту версию зарождения хохломы и разнообразные народные сказания. Одно из них рассказывает о великолепном мастере хохломской росписи, который скрывался в Волжских лесах от царских гонений. Его изделия были настолько прекрасны, что скоро слава о них дошла до Москвы. Узнав, о том, что царь отправил за ним солдат, мастер обучил своим умением местных жителей, передал им краски, кисти и исчез.

Постепенно золотая хохлома распространилась по деревням, городам и селам Нижегородской области. Одним, из них был город Городец, который находился на левом берегу Волги. Он славился своими ремесленническими и токарными мастерами. Здесь вырезали ложки, точили чашки и миски. Вскоре местные жители овладели и живописным мастерством хохломы. Со временем в Городце зародился новый народный промысел – городецкая роспись. Она и хохломская роспись имели много общих черт. Взять хотя бы присущую обоим промыслам черно-красно-золотую палитру цветов или изображение растительного орнамента.

Золотая хохлома разделяется на несколько периодов своего существования:

1. Становление промысла. Это времена переселения иконописцев и зарождения хохломы. Продлился этот период до начала 18-го века;

2. Второй период приходится на девятнадцатый век и подразумевает попытки изменения привычных орнаментов. Хохломская роспись породила высокий спрос на расписные деревянные изделия, что повлекло за собой попытки модернизации и усовершенствования уже имеющихся узоров. Роспись дополняется новой палитрой оттенков, появляются новый цвета: желтый, зеленый и коричневый;

3. Начало 20-го века. В этот период хохлома приобретает мировую известность, увеличивается ассортимент предметов. Выделяются два основных центра художественной росписи, каждый из которых обладает своими стилистическими особенностями.

Периоды развития золотой хохломы.

На начальных этапах становления промысла предметами росписи служили элементы посуды, которые украшались лишь узкими золотистыми ободками. Более обширный рисунок можно было встретить на украшенных братинах. Здесь на золотистом фоне часто вырисовывались крупные красные цветы, которым мастера, при помощи белильных оживок, искусно придавали еще больший колорит и выразительность.

Хохлома в начале XIX века подверглась большим изменениям. По оценкам исследователей хохломой занимались несколько десятков деревень. В технологии изготовления хохломы умельцы стали использовать оловянный порошок, который был значительно дешевле серебра. Экономия позволила выполнять более обширные росписи. Посуду теперь украшали более выразительным ажурным орнаментом. Главным орнаментом в этот период по-прежнему остается травная роспись. Она не только занимает лидирующие позиции, но продолжает развиваться. Именно этот период ознаменован ограничение цветовой палитры в хохломе. Раньше помимо основных цветов в росписи встречались и другие оттенки, например голубые или розовые.

Художники заметили, что золотистый фон смотрится выйгрышнее, когда лишь проступает через узор, а не обнажается открытыми участками. Таким образом, появился знаменитый ажурный узор хохломы, занимающий большую часть поверхности предмета.

Золотая хохлома и ее растительные узоры представляют собой сочетание отдельных стеблей и веточек с мотивами густых кустов и пышных деревьев, которые украшались ягодами разнообразных размеров, а также цветами. Особое место в травном узоре в те времена занимала «осочка». Это расписные удлиненные листья травы и стебли, как бы склоняющиеся под порывом ветра.

Однако хохломская роспись этого периода сильно проигрывала в художественной выразительности. Связанно это было редким использование в фоновой росписи. Ведь изготовление подобных изображений считалось очень трудоемким и сложным. Они выполнялись только опытными умельцам.

Эти техники получили свое развитие лишь во второй половине 19-го века после широкого применения золотой хохломы в производстве мебели. Предметы мебели украшались по черному фону золотыми жар-птицами и цветами. Узоры хохломы выглядели одновременно лаконично и необычайно выразительно.

В это же время роспись «кудрины» широко применялась при письме на ложках и чашках. Конец XIX века славится не только видоизменением и усложнением узора хохломы, но и расширением предметов, на которых она писалась. Теперь роспись под хохлому, помимо посуды, появилась на прялках, лубяных лукошках для грибов и ягод и другой утвари.

Золотая хохлома четко разделялась среди деревень, сел и городов на этапы работы. Например, в Городце подготавливали древесину и вырезали заготовки, а других деревнях украшали уже готовые заготовки. Этим процессом управляли купцы и торговцы, которые покупали вырезанные заготовки в одних деревнях и продавали другим, но уже в готовом, расписанном виде.

Последние годы XIX и начало XX века ознаменовалось непростым временем для хохломской росписи. На это повлияло два фактора. Во-первых, спрос на расписные изделия начал падать, деревянную посуду стали вытеснять фабричные товары. А во-вторых, на ухудшении торговли повлияли войны. В военное время многие художники были отправлены на фронт, а красильни закрылись. В это непростое время руководство Нижегородской области, и в том числе города Городец, приняли экстренные меры. В область были приглашены художники, которые должны были приспособить народные промысел к изменившимся вкусам городских жителей.

Это время ознаменовалось также ростом интереса к памятникам древней русской культуры. Таким образом, золотая хохлома преобразовалась с появлением причудливых ковшей, своей формой, напоминающих драконов и змей. В изготовлении мебели стали широко использовать звериную тему и образы различных животных. Расписывались эти предметы техниками «под фон» и «кудриной». Также появился новый узор хохломы – «славянская вязь». Она заимствовала свою технику с оформления старинных рукописных рисунков. Новая техника имела грубую, пеструю раскраску и характеризовалась сухими формами.

Золотая хохлома получила очередной удар во времени Великой Отечественной войны. Многие выдающиеся художники погибли на форте, что, конечно, печально отразилась на народном промысле.

Золотая хохлома во второй половине XX века.

Основной задачей впервые годы после войны было восстановление художественного коллектива и преемственность, обучение и передача накопленного опыта молодым мастерам. Огромный вклад в решение этой задачи внесли художники Нижегородской области.

Роспись под хохлому в этот период ознаменовалась развитием направления «под фон». Художники привнести новые грани в искусство, они пытались расширить изобразительные возможности узора хохломы. Золотая хохлома изобилует новыми мотивами. Теперь в раскрашенной посуде можно увидеть изображения спелых колосьев или виноградных гроздей. Часто встречаются изделия, украшенные пышными цветочными композициями и яркими плодовыми ветками.

Художники пытаются вывести хохломскую роспись на новый уровень и активно сочетают привычный растительный орнамент хохломы с изображениями эмблем, гербов и памятников архитектуры.

В середине прошлого века довольно четко обозначились два центра хохломы в России. Их олицетворяют мастера Ковернинского района Нижегородской области и умельцы Семеновской художественной школы. Золотая хохлома каждого из центров развивается самостоятельно и в различных направлениях.

Семеновские художники являлись непревзойденными мастерами растительного орнамента. Они широко используют в хохломской росписи разнообразные цветочные мотивы. Это и экзотические цветы, и знакомые нам лилии, тюльпаны и георгины.

В Семенове мастера часто прибегали к коллективной работе. Они совместно расписывали интерьеры общественных помещений. К ним относились дома отдыха, детские сады, комнаты матери и ребенка на вокзалах, стены и стенды выставочных залов.

Ковернинская хохломская школа отличалась живописной фоновой росписью. Золотая хохлома ковернинских художников поражала своей выразительностью, непосредственностью и простотой. У каждого мастера были свои любимые мотивы. Здесь присутствуют и красочные изображения сочных ягод на черном фоне и золотистая листва на коричневой поверхности. Встречаются неповторимые сочетания красных, коричневых и золотистых оттенков, мягко переходящих друг в друга.

Как и в прежние века, в современности золотая хохлома очень популярна и распространена. Центрами этого самобытного культурного наследия по-прежнему являются город Семенов Нижегородской области и деревня Семино.

Современная хохлома роспись сохраняет традиции и мотивы древности. Изменениям подверглась лишь цветовая палитра оттенков. К традиционным цветам хохломы прибавились разнообразные желтые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки.

Золотая хохлома семинских художников выражает в росписи старинной посуды. Они являются сторонниками фоновой техники и широко используют в своих работах разнообразные цветочные мотивы.

Однако наряду со старыми центрами появляются и новые производства, выпускающие изделия «под золото». Они отличаются огромным разнообразием расписных изделий. Здесь есть предметы традиционной русской утвари, интерьера и сувениры. Золотая хохлома придает этим простым, обыденным предметам сказочную форму, благодаря которой они привносят в дома атмосферу тепла, праздника и уюта. В хохломской росписи появились новые мотивы, среди которых расписные листья яблонь и золотые яблоки. Но в тоже время в хохломе присутствуют и уже знакомые нам гроздья рябины, плоды крыжовника, малины и хмеля.

Хохломская роспись выполняется в современных мастерских, имеющих все необходимое оборудование и материалы. В мастерских выпускаются не только декоративные сувениры и посуда, но и предметы мебели, в том числе и мягкой.

Фабрики изготавливают продукцию, как для российского потребителя, так и для иностранцев.

Хохлома. Технология.

Посуда, расписанная под хохлому, мебель и другие деревянные предметы, используемые в домашнем хозяйстве, которые также впоследствии украшались знаменитой росписью, изготавливались из лиственных пород деревьев: березы, липы или осины. На первом этапе работ древесину распиливают и просушивают, затем из нее вытесывают заготовки, так называемые болванки, которые в свою очередь под умелыми руками мастера приобретали задуманные очертания. Готовое изделие еще раз просушивают и отдают на отделку.

Поскольку древесина является пористым материалом, необходимо было создать водонепроницаемый слой. Для этого заготовку обмазывали глиной, в большом количестве добываемую у берегов Волги, например в Городце. Глину разделяли на маленькие кусочки и растворяли в теплой воде до получения густоватого раствора. Затем при помощи кусочка овечьей шкуры обмазывали стенки предмета полученным раствором и оставляли для просушки. После повторяли эту операцию еще раз.

На следующем этапе изделие пропитывали льняным маслом и выдерживали до полной пропитки. После наступала очередь шлифовки. Она нужна была, для того чтобы полностью закрыть все поры дерева промасленной массой, а также убрать все излишки и шероховатости. Шлифовка состояла из двух стадий. Вначале поверхность обрабатывали лычным мочалом, затем более мелкую шлифовку производили при помощи льна, точнее отходами, которые оставались после его обработки. После шлифовки изделие оставляли на несколько часов в истопленной печи.

После просушки предмет осматривали для выявления дефектов и неровностей, а затем обрабатывали шпаклевкой. Шпаклевка представляла собой смесь глины и олифы. После удаления всех неровностей изделия заново сушили, а затем для получения масляной пленки, несколько раз покрывали олифой.

На последнем этапе изделие на несколько часов оставляли в печь и обмазывали алюминиевым порошком, который впоследствии, окрашивал поверхность в золотистый цвет. Этот процесс назывался лужением. Теперь изделие было готово к росписи.

Хохлома наносилась на предметы ярким орнаментом вручную, при помощи кисти. Как правило, в мастерских работали целыми семьями. Расписанные изделия оставляли в печи для закалки. Именно под действием жара олифа желтела и появлялась золотая хохлома.

Современные технологии хохломской росписи несколько отличаются. Готовые деревянные заготовки сушат в течение нескольких дней при комнатной температуре. Сушка прекращается при достижении древесиной уровня влажности в районе 6-8 процентов. Затем просушенный полуфабрикат шпаклюют. Для этого применяют как специализированные современные шпаклевки, так и старый проверен способ – раствор глины. Шпаклюют изделия дважды с обязательно сушкой, которая длится около семи часов.

После этого, при помощи льняного масла заготовку грунтуют и оставляют на пропитку. Через некоторое время остатки масла аккуратно убирают кусочком ткани, а саму заготовку на несколько часов помещают в сушилку. После просушки изделие остужают, а его поверхность шлифуют.

После шлифовки поверхность покрывают двумя слоями олифы. В этих целях использовали только натуральную олифу. Ее варили по-старинному рецепту из конопляного и льняного масла. Затем изделие еще раз просушивали и покрывали алюминиевым порошком, который стали применять взамен оловянного порошка. В заключении остается последний самый ответственный этап — сама хохломская роспись.

Краски, применяемые в хохломе, проходят довольно жесткий отбор и должны отвечать очень высоким требованиям. Они должны быть термостойкими. Широко используют в хохломской росписи: охру, кармин, сурик и сажу.

Для нанесения основных элементов и простого узора используют штампы, изготовленные из шляпного войлока. В красильных цехах в большинстве случаев работают женщины. Роспись производят на весу. Работницы выполняют орнамент правой рукой, при этом, опирая расписываемый предмет на колено, и придерживая его левой рукой. Такая техника нанесения рисунка позволяет легко поворачивать предмет в ту или иную сторону.

Техника хохломской росписи подразумевает специфическом держании кисти. Особенность заключается в том, что в процессе письма принимают участие не только пальцы, а вся кисть. Во время нанесения орнамента кисть располагается практически перпендикулярно к поверхности предмета. Она закрепляется между средним и указательным пальцами и придерживается подушечкой большого пальца. Для нанесения рисунка в хохломе используют небольшие, тоненькие кисти, имеющие волосяной кончик.

После завершения росписи, краски дают время полностью высохнуть, а затем изделие покрывают несколькими слоями лака

Хохлома. Посуда росписанная под хохлому.

Пожалуй, наибольшую популярность хохломская роспись получила именно изображенная на посуде. Деревянные чашки, ложки, тарелки и другая посуда пестрили ярким орнаментом хохломы. Помимо очевидной красоты и богатства, которые придавала золотая хохлома, казалось бы, обычным предметам, она также делала их более прочными. Посуда расписанная под хохлому очень практичная, она не боится ни жара, ни стужи.

Основным мотивом в украшении хохломской посуды, является «травная роспись». Тарелки украшены цветами, ягодами рябины, листьями и изогнутыми веточками. И это не случайно, издавна на Руси изображения плодов и цветущих кустов считалось пожелание достатка, добра и благополучия. Зачастую изображение тех или иных мотивов напрямую была связана с типом и размером посуды.

Например, роспись на чашах, тарелках и блюдцах основывалась на круговом орнаменте. Наиболее ярко обозначалось дно или центр тарелки. Там мастера, расписывали розетку, с отходящими от нее в разные стороны линиями. На крупных предметах использовалась роспись «пряник», которая умело, сочеталась с травным орнаментом. Таким образом, статичный геометрический центр эффектно контрастировал с динамичными и изогнутыми стеблями.

Посуда, хохлома которой сочетет в себе два вида техники (хохломская роспись «под фон» и травные узоры), получала особую яркость и богатство. На золотистом фоне умело выделялись композиции листьев и ягод, выполненные сочными красными или черными мазками. Любая роспись посуды под хохлому представляла собой полет творческой фантазии мастера. Основные мотивы росписи служили лишь отправной точкой, поэтому любой предмет посуды, выполненный золотой хохломой представлял собой поистине уникальное и неповторимое произведение искусства. Отдельное внимание стоит уделить хохломским деревянным ложкам, которые поражают воображения своими причудливыми мотивами. Роспись на ложках выполнялась в двух вариантах. Либо золотым на красном или черном фоне, либо красным или черным цветом на золотой поверхности. Эти яркие предметы интерьера украсят ваш дом и привнесут в него уют и нотки народного этноса. К тому они замечательно подойдут для маленьких детей. Рисунок на них наносится специальными пищевыми красками. А поскольку такая ложка несколько глубже обычной, она прекрасно подойдет для тех, кто еще не научился уверенно держать в руках столовые приборы.

Немногие знают, что хохломские ложки также используют в качестве музыкальных инструментах. Впервые ложки стали использовать в качестве музыкальных инструментах еще в 18-м веке, а сейчас есть даже специализированные школы обучающие игре на них, Как правило, комплект для игры состоит из 3-5 ложек различного размера. Звук извлекают ударами друг о друга задних частей черпаков.

Хохлома в интерьере.

Раньше золотая хохлома встречала исключительно на деревянных предметах. Это и посуда и всевозможные аксессуары, и предметы интерьера. Спустя века золотая хохлома перебралась и на другие поверхности: пластмассу, металл и текстиль. Все большую популярность хохлома приобретает в украшении домашнего интерьера. Однако здесь следует помнить одно «золотое» правило – не стоит перегружать обстановку расписными предметами. Для придания национального колорита подойдут один-два ярких предмета.

Как правило, золотая хохлома в интерьере встречается на кухне. Здесь посуда, представленная декоративными расписными тарелками, разделочными досками, подносами; текстиль, в виде штор и скатертей с причудливым орнаментом, а также яркие предметы домашней утвари. Например, расписной фартук или прихватка для горячего.

В остальных помещениях золотая хохлома может присутствовать в виде изображений на стенах. Нанести подобные хохломские узоры можно краской, используя специальные трафареты или купить виниловые наклейки с изображение причудливого узора хохломы. Мебель под хохлому может быть выполнена как одноцветная роспись, так представлена в традиционной цветовой гамме. Хохлома прекрасно подойдет для комнаты ребенка. Ведь все дети любят яркие вещи. К тому же мебель и предметы интерьера, расписанные золотой хохломой, с детства знакомят их маленького обладателя с культурным наследием своей страны и прививают ему индивидуальный и самобытный вкус. В детской комнате прекрасно будут смотреться небольшой столик со стульчиками расписанные узорами золотой хохломы или вместительная деревянная коробка для игрушек.

Интерьер спальне можно украсить при помощи постельного белья. Кровать в ярком убранстве золотой хохломы будет смотреться по-королевски роскошно и богато.

И, конечно же, разнообразные солнечные аксессуары привнесут в ваш дом тепло и уют. Это могут быть как, казалось бы, привычные для нас расписные шкатулки и сувениры, так и совершенно обычные предметы обихода. Сейчас роспись под хохлому появляется даже на компьютерных мышках и мобильных телефонах.

При использовании хохломских предметов в интерьере не стоит смешивать их с другими направлениями народного промысла (гжель, жостово и другие) иначе это будет смотреться неуместно и слишком аляписто.

Мировая известность хохломских узоров.

Со времен своего появления золотая хохлома пользовалась большим спросом на различных ярмарках. Хохломские узоры можно было встретить и на базарах Городца, в Нижегородской области, и на самой большой в те времена - Макарьевской ярмарки. Золотая хохлома получила свое признание не только в России, но и заграницей. Из Макарьевской ярмарки хохлома сначала развозилась по всем уголкам России, а в XIX веке добралась и до соседних стран: Ирана, Индии, Турции и некоторых стран Средней Азии и Европы. В начале прошлого столетия узоры хохломы получила всемирную известность. Красоту этих, казалось бы, простых предметов оценили художники, ученые и простые жители. Хохломские изделия покупали во Франции, Бельгии, Америки и даже Африки.

Посуда, мебель и сувениры, украшенные яркими, самобытными узорами и по сей день, выставляются и пользуются огромным спросом на международных ярмарках во многих странах.

Наверное, каждый иностранец, побывавший в нашей стране, будет рад посещению какой-либо народной ярмарки. На которой он сможет в полной мере познакомиться с наследием русской культуры. И конечно не забываемым подарком будет являться известный русский символ – матрешка, расписанная хохломой.

Золотая хохлома – это самобытное и уникальное русское творчество, насчитывающее в своей истории уже более трехсот лет. За это время она не только ни утратила свою популярность, но и стала одним из символов России в глазах иностранцев. Хохломская роспись не только неповторима и роскошна, она привносит в нашу обычную жизнь красоту и солнечное тепло и имеет также и символическое значение. Ведь основные мотивы золотой хохломы обозначают богатую гармоничную жизнь и несут в себе свет и добро.

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.

В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.