Вывод войск из афганистана число месяц год. Выход из афгана

Впервые Горбачев предложил обсудить вопрос с Афганистаном 17 октября 1985 г. на заседании Политбюро. Но, к сожалению, никакого решения принято не было. Главная проблема, мешавшая решению этой наболевшей проблемы, заключалась в том, что в Политбюро не было единого мнения каким СССР хотел оставить Афганистан после вывода войск.

При довольно большому разбросе мнений по конкретным деталям вопроса о будущем Афганистана существовали две принципиально различные точки зрения в подходе к этому вопросу.

Одну точку зрения отстаивали на заседаниях Комиссии Политбюро по Афганистану и в самом Политбюро маршал С.Ф.Ахромеев и Г.М.Корниенко. Они считали, что рассчитывать на то, что НДПА сможет остаться у власти после вывода советских войск из страны --- не реально. Максимум, на что можно было надеяться так это на то, чтобы НДПА заняла законное, но весьма скромное место в новом режиме. Для этого она должна была еще до вывода советских войск добровольно уступить большую часть своей власти другим группировкам, создав коалиционное правительство.

Противоположную точку зрения представляли прежде всего Э.А.Шеварнадзе и первый заместитель председателя КГБ В.А. Крючков. Они исходили из убеждения в том, что и после вывода советских войск НДПА сможет если и не сохранить всю полноту власти, то, во всяком случае, играть определяющую роль новом режиме. На практике они пытались создать “запас прочности” для НДПА, прежде чем будут выведены советские войска.

Горбачев же со своей стороны в этом кардинальном вопросе пытался лавировать между двумя группами при этом давая полную свободу действия тандему Шеварнадзе - Крючков.

Постепенно, с трудом, но советское правительство продвигалось по пути развязки афганского узла. На ХХVII съезде все-таки прозвучали слова Горбачева о выводе советских войск из Афганистана: “Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства.

В конце мая 1986 г. проходило закрытое совещание ответственных работников МИДа с участием послов. 28 мая на нем выступил Горбачев. В своей речи он коснулся и афганского вопроса: “Это очень наболевший вопрос. Среди наших внешнеполитических приоритетов он стоит среди первых”. Далее он продолжил, что советские войска долго оставаться там не могут и необходимо добиваться прекращения военной помощи душманам, прежде всего с территории Пакистана.

В выступлении во Владивостоке в июле 1986 г. М.С. Горбачев сообщил, что советское руководство приняло решение о выводе из Афганистана 6 полков до конца 1986 г. При этом было заявлено: “...если интервенция против ДРА будет продолжаться, Советский Союз не оставит соседа в беде”

Итак, наступил конец 1987 г., прошло уже два с половиной года после прихода к власти Горбачева, прошел год с декабря 1986 г., когда было решено (и сказал об этом Наджибулле) вывести войска в течении максимум полутра-двух лет. А их вывод еще и не начинался --- во многом по указанным выше причинам. Но была здесь еще одна причина. Продвижение на афгано-пакистанских переговорах в Женеве периодически останавливались усилиями Вашингтона. Однако, после состоявшейся в декабре 1987 г. в Вашингтоне советско- американской встречи в верхах там наконец возобладала точка зрения в пользу подписания Соединенными Штатами женевских соглашений по Афганистану, с тем чтобы позволить СССР уйти из этой страны без потери лица.

Во второй половине января 1987 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР А.Г. Ковалев посетил Пакистан в качестве личного представителя Горбачева. В беседах с пакистанским президентом была изложена позиция Советского Союза, выступившего в поддержку программы национального примирения в ДРА. Была достигнута договоренность о том, что контакты в целях скорейшего достижения урегулирования вокруг Афганистана политическими средствами будут продолжены.

Вскоре, в феврале 1987 г., дважды (в начале месяца и в конце) состоялись переговоры министра иностранных дел Э.А. Шеварнадзе с министром иностранных дел Пакистана М. Якуб-ханом. Шеварнадзе подтвердил позицию Советской стороны о скорейшем выводе советских войск, как только будет достигнуто урегулирование. Стороны выразили поддержку усилиям личного представителя генерального секретаря ООН Д. Кордоаеса, через которого велись афгано-пакистанские переговоры в Женеве, и отметили их важность.

Большое значение имело обсуждение обстановки вокруг Афганистана во время визита в Москву в Середине февраля 1987 г. министра иностранных дел Исламской Республики Иран А.А. Велаяти. Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко обратил внимание иранского министра на то, что с территории Ирана осуществляется засылка отряда оппозиции, ведущих вооруженную борьбу против афганского народа. “Иранское руководство сделало бы доброе дело, --- отметил А.А. Громыко, --- если бы оно содействовало решению вопроса об обстановке вокруг Афганистана политическими средствами и использовало свое влияние для того, чтобы донести до афганцев, находящихся на территории Ирана, правду о решении правительства ДАР по вопросу о национальном примирении”.

После долгих дебатов в Политбюро между сторонниками различных путей решения афганской проблемы, 8 февраля 1988 г. Горбачев выступил с заявлением, которое гласило, что правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода советских войск - 15 мая 1988 г.

14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны пять основополагающих документов по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Данные документы не касались внутренних проблем Афганистана, которые были вправе решать лишь сам афганский народ.

Значение Женевских соглашений заключается а том, что они поставили преграду внешнему вмешательству в дела Афганистана, дали шанс самим афганцам установить мир и согласие в своей стране. Вступив в силу 15 мая 1988 г., эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии о невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось Женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска.

Таким образом, была подведена черта под этой затяжной войной, хотя следует отметить, что и после вывода войск афганская тема не сходила с повестки дня внешней политики СССР, т.к. решался вопрос о том, что делать с этой страной после вывода от туда войск Советского Союза.

После вывода советских войск из Афганистана было устранено одно из самых важных препятствий на пути нормализации советско-афганских отношений.

Советские войска не смогли решить свою основную задачу - разгромить вооруженную оппозицию. Военного разгрома формирований непримиримой оппозиции наши войска, взаимодействуя, разумеется, с афганской правительственной армией, могли бы добиться, но при двух условиях:

  • - во-первых, пришлось бы, по мнению иностранных специалистов, довести численность ОКСВ до 500-700 тыс. человек, чтобы полностью перекрыть тропы из Пакистана и Ирана,
  • -во- вторых, нанести воздушные, а может быть, и наземные удары по базам оппозиции, размещенных в приграничной полосе Пакистана.

Разумеется, имеющимися силами сороковая армия не могла решить задачи разгрома оппозиции. Так, например, на 1 июля 1986 г. в составе армии всего имелось 133 батальона и дивизиона, из них 82 выполняли охранные функции:

  • 23 батальона охраняли коммуникации,
  • 14 аэродромы,
  • 23 различные военные и экономические объекты,
  • 22 местные органы власти.

К ведению же активных боевых действий по всей территории страны можно было привлечь только 51 батальон.

Но и этими силами нанесен огромный ущерб стране, где за годы войны погибло около миллиона афганцев.

Всего в состав ОВК советских войск входили:

  • - управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий - 4,
  • - отдельных бригад - 5,
  • - отдельных полков - 4,
  • - полков боевой авиации - 4,
  • - вертолетных полков - 3,
  • - трубопроводная бригада - 1,
  • - бригада материального обеспечения - 1 и некоторые другие части и учреждения.

Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них:

По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и не разысканных оставалось 287 чел.

15 февраля 1989 года закончилось почти десятилетнее пребывание ограниченного контингента Советских войск в Афганистане.

Тысячи российских матерей смогли вздохнуть с облегчением, что их сыновья вернуться домой живыми.

Политические игры вещь циничная и грязная, но когда ее результатом становятся тысячи смертей, такие игры можно с уверенностью назвать преступлением.

Как все начиналось

Благодаря своему географическому и экономическому положению, Афганистан во все периоды новейшей истории был привлекательной территорией для стран, стремящихся к господству в Центрально-Азиатском регионе.

Большинству крупных мировых государств, привыкших диктовать свою волю и навязывать выгодную им политику, независимый и развивающийся народный Афганистан был не нужен. Во время гражданской войны, которая охватила страну после свержения монархии в 1973 году, противоборство происходило между националистическими и общественно-политическими силами.

Пришедшая к власти в 1978 году Народно-демократическая партия не только не прекратила, а усугубила гражданскую войну. Политика радикализма нового афганского правительства усилила сопротивление оппозиционных сил. Оппозицию открыто поддерживали страны - участницы НАТО, мусульманские страны и Китай. Советский Союз возглавлял небольшую коалицию государств, поддерживающих законно избранное правительство Афганистана.

Афганская война

После неоднократных просьб правительства Афганистана о военной помощи, Советский Союз в конце декабря 1979 года ввел в Афганистан ограниченный контингент своих войск. Основной задачей Советских войск была охрана и оборона объектов народно-хозяйственного назначения, а так же сопровождение колонн с грузами.

Но когда встал вопрос об адекватном ответе на вооруженные нападения сил оппозиции на советских военнослужащих, ограниченный контингент войск оказался втянут в боевые действия. Это участие в боевых действиях получила неофициальное название “Афганская война”. Конфликт оказался слишком затяжным.

Он тяжким бременем лег на экономику Советского Союза, но самыми страшными и невосполнимыми были человеческие потери. Регулярно отправляемый на родину “груз 200”, большое количество раненых и пропавших без вести, делало “афганскую войну” не просто не популярной среди населения, но и грозило привести к социальному взрыву. Наконец здравомыслие пересилило политические амбиции и Советский Союз в 1988 году объявил о выводе своих войск из Афганистана.

Планомерный вывод войск

По плану командования начало вывода должно было начаться в мае, а закончиться 15 февраля 1989 года. Операция по выводу советских войск проходила строго по графику в несколько этапов. К августу 1988 года была выведена половина личного состава. Моджахеды, контролирующие более 70% территории Афганистана, активизировали боевые действия, и вывод советского контингента был приостановлен до ноября месяца.

Для того, чтобы уменьшить потери советских военнослужащих, против вооруженных сил оппозиции было применено ракетное оружие. Вплоть до полного вывода войск было осуществлено 92 пуска тактических ракет класса Луна. Это спасло тысячи жизней советских военнослужащих. На оставляемых территориях оставались капитальные военные городки с современной инфраструктурой, большое количество техники и вооружения.

Не смотря на достигнутую договоренность о неучастии в боевых действиях с большинством лидеров оппозиции, отход наших войск проходил под постоянными артиллерийскими и ракетными обстрелами. И, все-таки 15 февраля 1989 года командующий 40-й армией генерал Борис Громов в 15 часов по Москве последним из своих подчиненных пересек Мост Дружбы. Вывод Советских войск с территории Афганистана был завершен строго по плану. Последними Афганистан покинули пограничные войска, которые и замкнули государственную границу СССР.

Итоги

Официальная статистика утверждает, что Афганскую войну прошли более 600 тысяч советских военнослужащих. Потери составили около 14 тысяч убитыми, инвалидами остались более 6 тысяч советских воинов-афганцев. С недавних пор Россия отмечает 15 февраля как День памяти россиян, выполнявшим свой воинский долг за пределами Отечества.

February 15th, 2018 , 09:40 am

Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года, в соответствии с заключёнными 14 апреля 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг ДРА.

Советский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, то есть до 15 февраля следующего года, причем половина войск должна была быть выведена в течение первых 3-х месяцев, то есть до 15 августа 1988 года. По сообщениям, в первые три месяца Афганистан покинули 50 183 военнослужащих. Ещё 50 100 человек вернулись в СССР в период с 15 августа 1988 года по 15 февраля 1989 года. В начале ноября 1988 года вывод советских войск из Афганистана был приостановлен в связи с резко активизировавшимися наступательными действиями моджахедов, в частности, массированными ракетными обстрелами Кабула. После этого, во второй половине ноября и декабре 1988 года, обстановка в Афганистане несколько стабилизировалась, однако руководство СССР воздерживалось от каких-либо заявлений о том, будет ли вывод советских войск выполнен до конца, или военные действия в Афганистане будут продолжены. В январе 1989 года Афганистан посетил министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. Окончательное решение о полном выводе советских войск из Афганистана было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 25 января 1989 года и опубликовано на следующий день с формулировкой Советский Союз останется верен Женевским соглашениям. После этого в Кабул с визитом прибыл министр обороны СССР Д.Т. Язов. Завершающая операция по выводу войск происходила в конце января—первой половине февраля 1989 года. Операция по выводу войск постоянно подвергалась атакам со стороны моджахедов. По информации газеты «Вашингтон пост», всего в этот период было убито 523 советских солдата. 15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов, согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран. В действительности на территории Афганистана оставались как советские военнослужащие, попавшие в плен к моджахедам, так и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск и вернувшиеся на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Погранвойска КГБ СССР выполняли задачи по охране советско-афганской границы отдельными подразделениями на территории Афганистана до апреля 1989 года.

Основные этапы вывода советских войск из Афганистана.


  • Начало марта 1988 года: заявление Советского Правительства о том, что подписание Женевских соглашений затягивается по вине афганской оппозиции, и соответственно будет откладываться начало вывода войск.

  • 7 апреля 1988 года: встреча в Ташкенте Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и Президента Афганистана Наджибуллы, на которой были приняты решения, позволяющие немедленно подписать Женевские соглашения и начать вывод войск с 15 мая 1988 года, как ранее предполагалось.

  • 14 апреля 1988 года: подписание Женевских соглашений о политическом урегулировании вокруг Афганистана, между СССР, США, Афганистаном и Пакистаном.

  • 15 мая 1988 года: начало вывода советских войск: первые шесть полков из северных провинций двинулись домой.

  • Начало ноября 1988 года: приостановка вывода советских войск.

  • 15 февраля 1989 - окончание вывода войск из Афганистана.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что и после 15 февраля 1989 года, когда было официально объявлено об окончательном выводе Ограниченного контингента советских войск из Афганистана, не все наши военные покинули эту страну. Согласно договорённости там ещё какое-то время оставались советские ракетные дивизионы, продолжали работать военные советники, оперативная группа управления Министерства обороны СССР во главе с генералом армии Валентином Варенниковым. А за неделю до того, как по телевизору покажут «последнего» шурави, уходящего из Афганистана по мосту через Амударью, в Кабул с небольшой (около 25 человек) оперативной группой Министерства обороны СССР прибудет заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Махмут Ахметович Гареев — ныне генерал армии (это звание ему присвоят в ноябре 1989-го), президент Академии военных наук. Накануне 25-летия со дня вывода советских войск из Афганистана с ним встретился корреспондент «Красной звезды»…

— Товарищ генерал армии, летом 1989 года мне в качестве спецкора «Красной звезды» довелось участвовать в выводе 860-го отдельного мотострелкового Псковского Краснознамённого полка, стоявшего в провинции Бадахшан. На тот момент он был последним нашим форпостом, остававшимся на северо-востоке Афганистана, и вывод его проходил, мягко говоря, не гладко. На 220-километровом отрезке пути от Файзабада до Кундуза, который полк преодолевал своим ходом, было до десятка разрушенных мостов, множество завалов, участков затопления, а километров 40 дороги вообще представляли собой сплошное минное поле. Да и «духи» кое-где «напоминали» о себе. По крайней мере, обеспечивавшим наш отход бойцам 345-го отдельного парашютно-десантного полка под командованием Героя Советского Союза подполковника Валерия Востротина скучать не приходилось.

Это было на первом этапе вывода. А что можно сказать об операции по возвращении наших войск из Афганистана в целом?

— В целом операция прошла организованно и, за редким исключением, без боевых действий. Ещё до её начала по инициативе командования 40-й армии были активизированы контакты с полевыми командирами моджахедов и местным населением. Наши командиры и политработники проводили встречи со старейшинами близлежащих кишлаков, местным жителям оказывалась помощь топливом и продуктами. Правда, некоторые непримиримые представители афганской оппозиции намеревались всё-таки устроить шурави напоследок кровавую бойню, но их не поддержали даже в среде моджахедов. Руководители оппозиции были заинтересованы в быстрейшем уходе наших войск, полагая, что после этого они станут хозяевами положения в стране.

Хотя, конечно, не всё, как вы заметили, шло гладко. Были отдельные стычки. Не обошлось и без потерь. Особенно на втором этапе: в январе и первой половине февраля 1989 года в ходе вывода погибли 39 советских воинов. Вообще же, по имеющимся данным, наша армия потеряла в Афганистане (убитыми, умершими от ран и болезней, погибшими в результате различных происшествий) 13.833 человека, подразделения КГБ — 572, МВД — 28, другие ведомства — 20 человек. Общее число погибших, включая 190 военных советников, специалистов и переводчиков, работавших в афганской армии, — 14.453. Санитарные потери составили 49.983 человека, из них 38.614 (77 процентов) наши славные медики вернули в строй. Стали инвалидами 6.669 человек.

— А 179 военных городков (32 гарнизона), которые мы великодушно оставили в Афганистане со всем казарменно-жилищным фондом, коммунальными объектами и оборудованием, — это ведь тоже наши потери?

— Что касается материальной стороны дела, то к военным городкам надо добавить трёхмесячные запасы боеприпасов, продовольствия, автомобильного, авиационного и дизельного топлива и других средств в количестве свыше 85 тысяч тонн. Запасы были заложены на базах и складах афганской армии и наших складах, передаваемых афганской стороне, в 12 гарнизонах, а также на перевалочных базах Хайратон и Туругунди. Кроме того, афганской армии были переданы 990 единиц бронетанковой техники, около 3.000 автомобилей, 142 артиллерийских орудия, 82 миномёта, 43 установки реактивной артиллерии, 231 единица зенитных средств, 14.443 единицы стрелкового оружия, 1.706 гранатомётов и другие виды вооружения и техники. К сожалению, из-за неорганизованности, коррупции и плохого контроля со стороны афганского командования до некоторых подразделений и частей эти запасы в полном объёме не дошли. Часть их была распродана или в ходе перевозок попала в руки мятежников. В результате, как потом выяснилось, сразу же после вывода наших войск в ряде частей афганской армии начали остро ощущаться трудности в обеспечении продовольствием, горюче-смазочными материалами и боеприпасами.

— Махмут Ахметович, как известно, вывод войск осуществлялся в соответствии с заключёнными в апреле 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг Афганистана. Но известно и то, что не все стороны действовали так, как договаривались…

— Женевские соглашения включали в себя ряд документов. Главным в них был вывод советских войск и прекращение вмешательства извне во внутренние дела страны. Советская сторона и центральное правительство Афганистана строго придерживались договорённостей, и 15 мая, как и предусматривалось, первые подразделения наших войск отбыли на Родину. В то же время США, Пакистан и некоторые другие страны грубо нарушали условия соглашений. В изданной в 1988 году МИД Афганистана «Белой книге» приводятся многочисленные факты таких нарушений. В частности, только в течение первого месяца после подписания Женевских соглашений моджахедам, базировавшимся на территории Пакистана, было поставлено оружия и боеприпасов в несколько раз больше, чем поставлялось до этого. На территории Пакистана продолжали функционировать более 200 учебных центров по подготовке боевиков для формирований оппозиции. Не прекращались и вооружённые акции. За два месяца после начала вывода советских войск моджахеды предприняли 2.914 таких акций. Только с мая по август по Кабулу было выпущено 200 ракет. Совершались также обстрелы и нападения на наши воинские части.

— Тем не менее, как ни труден был путь домой, после 15 августа 1988 года (дата окончания первого этапа вывода) наши гарнизоны оставались только в шести провинциях — Кабул, Герат, Парван, Саманган, Балх, Баглан.

— Да, контингент, насчитывавший к началу мая 100,3 тысячи человек, уменьшился до 50,1 тысячи. Ну а затем, по независящим от армии причинам, получился перерыв. Ввиду того что Пакистан не выполнял взятых на себя обязательств, а моджахеды не шли на мирное урегулирование, президент Афганистана Наджибулла стал настаивать, чтобы в Кабуле и на основной дороге снабжения Кабул — Хайратон временно были оставлены советские войска численностью до 10–15 тысяч человек. Чтобы как-то нейтрализовать шум по этому поводу, предлагалось именовать их добровольцами. Под нажимом Наджибуллы командующему 40-й армией генерал-лейтенанту Борису Громову было даже отдано предварительное распоряжение о приостановке вывода войск. Однако потом его отменили, и вывод продолжался.

— И в это время с территории СССР наша авиация наносит ряд массированных ударов по пустому, как оказалось, месту на северо-востоке Афганистана. Зачем?

— У Наджибуллы особое беспокойство вызывала сильная группировка вооружённых формирований Ахмад Шаха Масуда на северо-востоке Афганистана. С её стороны возникала наибольшая угроза Кабулу, а также опасность перехвата дороги Кабул — Хайратон и перевала Саланг. Исходя из этого, а возможно и с целью спровоцировать Ахмад Шаха на активные действия и задержать вывод наших войск, он обратился к советскому руководству с просьбой о нанесении воздушных ударов по районам базирования его отрядов. И с 24 января по 15 февраля 1989 года, несмотря на возражения генерала армии Варенникова и командования 40-й армии, такая операция была проведена. Но с началом первых же налётов Масуд отвёл свои основные силы в сравнительно безопасные места, укрыл их в ущельях. К тому же не было точных разведданных, поскольку разведка 40-й армии к тому времени уже свёртывалась. Так что воздушные удары не дали существенных результатов. Зато они нанесли ущерб начатому процессу национального примирения и подтолкнули Ахмад Шаха к тому, чтобы собраться с силами и активизировать боевые действия своих отрядов после вывода наших войск.

— Таким образом, прибыв в Кабул в качестве главного военного советника президента Афганистана, вы попали, что называется, с корабля на бал — обстановка в стране явно не обещала мирной жизни…

— Вообще-то и до этого мне уже приходилось бывать в Афганистане. Первый раз это было осенью 1980 года, когда мы летали туда с генералом армии Валентином Ивановичем Варенниковым. В 1981-м, когда оперативную группу Министерства обороны СССР возглавляли Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов и генерал армии Сергей Фёдорович Ахромеев, мне довелось некоторое время поработать в войсках 40-й армии, а также в афганских частях. Потом я бывал там в 1985 и 1987 годах. Так что был, как говорится, в курсе.

Кроме того, перед отъездом у меня был целый ряд встреч и бесед с должностными лицами различных ведомств, занимавшихся делами Афганистана, я ознакомился с донесениями представителей МИД, КГБ, Главного разведывательного управления, военных советников, сообщениями иностранной прессы. Правда, суть всей этой информации сводилась к тому, что в связи с выводом советских войск правительственные круги Республики Афганистан находятся в шоковом состоянии и нет какой-либо надежды, что режим Наджибуллы может продержаться хотя бы несколько месяцев. Собственно и сам министр обороны СССР генерал армии Дмитрий Тимофеевич Язов, напутствуя меня перед дорогой, говорил: «Поработай 2–3 месяца, а там посмотрим». Поработать же мне там, как оказалось, предстояло до осени 1990 года.

А прибыли мы в Афганистан 7 февраля 1989-го. Обстановка действительно была сложная: правительственные войска, привыкшие во всём полагаться на нашу 40-ю армию и военных советников, теперь должны были самостоятельно противостоять вооружённой оппозиции. При первой же нашей встрече с Наджибуллой он неожиданно в ироничной форме спросил меня: «Как же вы осмелились прибыть к нам в такое время, когда уже нет советских войск, как же мы будем держаться?» Я ответил, что в русской армии издавна бытует поговорка: «Хороший командир может и одного татарина построить в две шеренги». Будем, мол, стараться все вместе, как мусульмане, удваивать наши шеренги и напрягать наши силы до последней возможности. Кстати, дня через два после этой встречи наши разведчики передали мне газету, привезённую из Пакистана, где сообщалось, что «сто тысяч русских из Афганистана вывели — одного татарина ввели».

Не вдаваясь в детали деятельности нашей оперативной группы, должен сказать, что работал её немногочисленный личный состав действительно с полным напряжением сил. Наши офицеры участвовали в планировании операций правительственных войск, организовывали проводку их колонн в зоны боевых действий и через территории, захваченные мятежниками, оказывали помощь руководству министерств и ведомств республики в организации связи, а также практическую помощь командирам частей и подразделений в организации боевых действий. Нередко приходилось рисковать жизнью, несколько человек были ранены и контужены. С благодарностью вспоминаю также послов СССР в Афганистане Юлия Михайловича Воронцова и Бориса Николаевича Пастухова, со стороны которых мы постоянно ощущали понимание и поддержку.
К сожалению, как показали дальнейшие события, не все намеченные нами совместно с афганским руководством меры и выработанные рекомендации удалось осуществить. Хотя, как мы знаем, несмотря на все пророчества и неимоверные трудности, благодаря политической поддержке, экономической и военной помощи СССР Республика Афганистан продержалась целых три года.

— А могла бы держаться ещё?

— Думаю, если бы наша политика по отношению к режиму Наджибуллы, моджахедам и в целом к ситуации в Афганистане была более адекватной складывающейся обстановке и перспективам её развития, а помощь со стороны России и других стран СНГ соответствовала помощи, получаемой оппозицией извне, республика ещё долго могла держаться и сопротивляться. С уходом советских войск оппозиционные силы были лишены главного — общего врага, борьба с которым объединяла различные их группировки под знаменем священной войны с неверными. В результате в стане оппозиции обострились внутренние противоречия, началась борьба за лидерство. В таких условиях правительственным войскам было значительно легче противостоять противнику.

По правде говоря, сейчас трудно судить, как могла бы развиваться ситуация, если бы от правительства Наджибуллы не отвернулись его главные покровители. Но в любом случае я согласен с Борисом Николаевичем Пастуховым: нам бы надо было больше побеспокоиться о том, чтобы иметь на юге в лице Афганистана если не дружеское, то хотя бы нейтральное государство. По сути дела, Афганистан предали, он был брошен на произвол судьбы. Женевские соглашения не работали. Советские войска ушли, советские базы на территории Афганистана были уничтожены, а все военные базы и учебные центры моджахедов в Пакистане остались. Военная помощь Афганистану была прекращена, а поставки оружия моджахедам продолжались. В конце концов власть в стране оказалась в руках талибов. Наджибуллу казнили. Затем в войну с талибами ввязались американцы, и проблемы региона стали ещё более острыми, чем на момент ввода ограниченного контингента советских войск, а на южных подступах России разгорелось пламя новой, не менее кровопролитной войны, которая до сих пор так и остаётся неоконченной.

— Махмут Ахметович, и всё-таки для тех, кто был «за речкой», война закончилась. В их честь Российским Союзом ветеранов Афганистана и оргкомитетом по празднованию 25-летия со дня окончательного вывода советских войск учреждена медаль. А в декабре мы отметим 35-ю годовщину со дня их ввода в Афганистан. Правда, до сих пор идут споры относительно целесообразности этого шага. Одни считают втягивание советских войск в ту войну чуть ли не преступлением. Другие ратуют за придание ей статуса боевых действий в защиту Отечества, вооружённой схватки с международными силами терроризма. Лидер РСВА заместитель председателя думского Комитета по обороне Франц Клинцевич в своих выступлениях предлагает пересмотреть оценки той войны, данные депутатами по горячим следам. Что вы думаете обо всём этом?

— Безотносительно к упомянутому предложению я хотел бы ещё раз, поскольку уже неоднократно приходилось, в том числе и в «Красной звезде», выступать на эту тему, заметить: у нас вообще стало модным не только пересматривать, но и переписывать страницы истории. Так мы со временем можем превратиться в пресловутых Иванов, родства не помнящих.

Наверное, по-иному с позиций сегодняшнего дня можно взглянуть и на нашу почти десятилетнюю афганскую страду, через которую прошли сотни тысяч солдат и офицеров. Но давайте будем судить о действиях Советского Союза по отношению к Афганистану в конце 1970-х годов, исходя из тех конкретных исторических условий, а не придуманных позже так называемых общечеловеческих ценностей. Тем более что и в наши времена все ведущие государства предпочитают исходить не из отвлечённых общечеловеческих ценностей, а прежде всего из своих национальных интересов.

Да, сегодня уже ни для кого не является секретом, что ввод советских войск в Афганистан в 1979 году был политически ошибочным шагом, нанёсшим огромный урон как афганскому народу, так и Советскому Союзу. Однако не будем забывать, что и советское руководство действовало не в вакууме. Многие внешние обстоятельства подталкивали его к этому роковому шагу. Хорошо известно, например, как усиленно и активно пытались проникнуть и закрепиться в Иране, Пакистане Соединённые Штаты Америки, создавая там свои базы. В свою очередь Иран, Пакистан и некоторые другие государства поддерживали оппозиционные силы, выступавшие против короля Мухаммеда Захир-Шаха, правительства Дауда ещё до апрельской революции в Афганистане, что создавало серьёзную угрозу СССР на юге.

Мог ли Советский Союз в этих условиях никак не реагировать на то, что происходило в Афганистане? Для любого уважающего свои интересы государства это было бы противоестественно и безответственно. Даже если бы советское руководство отказалось от всякого вмешательства в афганские дела, в конечном счёте всё равно не удалось бы уклониться от опасности, назревавшей на юге страны. Во всяком случае потребовались бы крупные меры и большие дополнительные расходы для укрепления обороны на этом направлении, не говоря уже об угрозе дестабилизации внутренней обстановки в среднеазиатских республиках.

— То есть, если объективно оценивать обстановку, которая складывалась к тому времени, становится совершенно очевидным, что Советский Союз не мог оставаться в стороне от событий в Афганистане и как-то должен был реагировать. Другое дело — как?

— Конечно, с высоты сегодняшних реалий, зная все обстоятельства дела и замыслы сторон, можно предположить, что более перспективным и рациональным в той ситуации был бы настойчивый поиск путей политического урегулирования внутренних и внешних афганских проблем.

Что же касается применения военной силы, то здесь, кроме всего прочего, надо иметь в виду, что афганское руководство около двадцати раз обращалось к Советскому правительству с просьбой о вводе наших войск. Первоначально все эти просьбы отклонялись. Советское руководство не считало возможным посылать войска в Афганистан, ограничиваясь направлением в афганскую армию советников, специалистов, поставками оружия, военной техники, горюче-смазочных материалов и продовольствия. На заседании Политбюро ЦК КПСС в марте 1979 года Брежнев говорил: «Надо объяснить Тараки (председатель революционного совета и премьер-министр Афганистана. — Г.М.) и другим афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо для ведения всех действий в стране. Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им».

Однако после убийства Тараки всё же решение о вводе войск было принято. Собственно, спокойной, взвешенной оценки обстановки тогда уже не было. Многое делалось в спешке. О решении направить войска в Афганистан не были своевременно проинформированы даже некоторые члены Политбюро ЦК КПСС, руководители союзных стран по Варшавскому договору. Наши военные советники узнавали о вступлении советских войск в Афганистан из передач иностранных радиостанций. Не было достаточно вразумительного объяснения причин военного вмешательства и в нашей печати.

Понятно, что, сделав главный упор на применение военной силы, мы ослабляли другие рычаги решения афганской проблемы — политико-дипломатические, экономические, информационные и так далее. Не говоря уже о том, что затянувшаяся война в Афганистане, необходимость постоянной поддержки кабульского режима потребовали огромных финансовых и материальных расходов, подорвав и без того хромавшую экономику СССР. Однако, как говорится, что было то было.

За девять с лишним лет войны в Афганистане нашими войсками было проведено почти 420 операций против моджахедов. Причём большинство из них носили крупномасштабный характер. Было проведено также более 200 частных операций и рейдов по уничтожению отрядов оппозиции, устройству засад на караванных путях, разведке сил и средств противника, оказанию помощи своим подразделениям, попавшим в окружение. При этом нашим солдатам и офицерам приходилось действовать в самых тяжёлых условиях, на высоте 2,5–4,5 тысячи метров, при температуре плюс 45–50 градусов и остром дефиците воды. Тем не менее никого мы там не победили и, как поётся в одной афганской песне, только потом поняли, «врага какого не добили».

Дело уже прошлое, но, как теперь представляется, при более массированных действиях обстановка в Афганистане могла постепенно нормализоваться, и уже через 2–3 года значительную часть наших войск можно было вывести. Трудно сказать, какими могли быть политические последствия более массированного вторжения наших войск, но со всей определённостью можно утверждать, что человеческие жертвы и материальные издержки афганской войны были бы значительно меньшими.

И ещё один показательный, на мой взгляд, момент, связанный с этой темой. Когда в Туркестанском военном округе объявили частичную мобилизацию и начали готовить войска к вводу в Афганистан, кто-то из присутствовавших в Термезе корреспондентов задал вопрос находившемуся там первому заместителю начальника Генерального штаба генералу армии Сергею Фёдоровичу Ахромееву: «Насколько вы считаете оправданным ввод советских войск в Афганистан?» Он ответил: «Если бы мы не пришли в Афганистан, то пришли бы американцы». Помнится, тогда некоторые печатные издания в США и в Европе буквально высмеяли боевого генерала: дескать, разве может кому-нибудь в Америке прийти в голову воевать в Афганистане? А кто там находится сейчас? Американцы…

В качестве вывода хотелось бы подчеркнуть особую важность согласованности позиций России и среднеазиатских республик по отношению к Афганистану. Переход от унитарного союзного государства к Содружеству Независимых Государств не означает исчезновения общих для наших стран интересов и ценностей. В жизни они существуют и неизбежно будут давать о себе знать как выражение объективной потребности наиболее рационального решения общих, взаимосвязанных политических, экономических и оборонных задач. Афганская проблема вобрала в себя именно такие общие интересы и задачи.

И в заключение хочу сказать. В Афганистане, честно выполняя свой долг, воевали воины многих национальностей, они вместе делили и горе утрат, и радости боевых удач. Совместными усилиями надо сделать всё для того, чтобы из Афганистана к нам шли мир и спокойствие, чтобы нерешённость афганской проблемы не обернулась для наших народов новой бедой. Надо думать и об оказании помощи в восстановлении экономики этой многострадальной страны.

В целом война в Афганистане остаётся одной из самых трагических страниц нашей истории. В то же время она явила миру невиданные примеры мужества и героизма советских воинов, многие из которых ещё не нашли достойного отражения в литературе и искусстве. Важно также как можно полнее учесть как политический, так и военный опыт этой войны, чтобы он послужил надлежащим уроком для более разумного решения сегодняшних и будущих задач обеспечения безопасности и мирного сосуществования наших народов…

7 апреля 1988 года министром обороны СССР Дмитрием Язовым была подписана директива, определившая порядок вывода из Афганистана Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) и методы обеспечения безопасности на марше. Согласно документу, последнее подразделение армии должно было покинуть республику 15 февраля 1989 года.

В этот же день, 7 апреля 1988 года, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв встретился в Ташкенте с президентом Демократической Республики Афганистан (ДРА) Мохаммадом Наджибуллой. На переговорах советский лидер уговорил афганского коллегу заключить политическое соглашение с Пакистаном, который поддерживал вооружённую оппозицию.

Данный документ был подписан 14 апреля 1988 года в Женеве. Гарантами мирного урегулирования выступили СССР и США. Исламабад взял на себя обязательство не вмешиваться в дела ДРА, а Москва — вывести войска в период с 15 мая 1988 года по 15 февраля 1989 года.

Подразделения армии СССР должны были поэтапно покинуть Афганистан и передать полномочия по обеспечению безопасности правительственным силам. Принято считать, что женевский документ обеспечил Москве международно-правовые основания для полноценного завершения афганской кампании.

Слабость режима

С 1980 года основу ОКСВ составляла 40-я армия, сформированная в Туркестанском военном округе в декабре 1979 года. Директива о выводе войск была подготовлена на основании предложений руководства этого соединения. Одним из её разработчиков был командующий 40-й армией генерал-полковник Борис Громов.

В своих воспоминаниях он утверждал, что максимальный срок пребывания в Афганистане ограничивался 2—3 годами. Эту версию подтверждают множество исследователей. В частности, заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун считал, что переговорный процесс, который вылился в женевские договорённости, инициировал в 1982 году генсекретарь ЦК КПСС Юрий Андропов.

Однако обсуждение конкретных планов вывода ОКСВ стартовало лишь в 1985 году, и только в 1987 году Москва приняла окончательное решение по столь болезненному вопросу.

  • Кадр вывода советского контингента из Афганистана, февраль 1989 года
  • Пресс-служба Минобороны

Через продолжавшуюся 10 лет войну прошли 546 тыс. советских военнослужащих, в ней погибли 13,8 тыс. человек. Как отмечает Громов, «наши потери в Афганистане были в четыре раза меньше, чем, скажем, у американцев во Вьетнаме, но я не думаю, что матерям, вдовам и детям погибших от этого легче».

В своей книге «Трагедия и доблесть Афгана» генерал-майор Александр Ляховский подчёркивает, что ключевая причина вывода ОКСВ заключалась в неспособности правительственных формирований ДРА сдерживать натиск моджахедов даже при ощутимой поддержке контингента.

Слабость армии Наджибуллы объяснялась недостатком мотивации личного состава, нехваткой профессиональных кадров, неумением вести контрпропагандистскую работу и находить общий язык с местными авторитетами. Советские офицеры постоянно сталкивались с тем, что вооружённые силы ДРА не могли принять элементарных мер по организации обороны.

Перед уходом из Афганистана Минобороны СССР разработало чёткие рекомендации по обеспечению безопасности ДРА с учётом человеческих и материальных ресурсов, которыми обладали правительственные формирования. Однако большая часть предписаний так и не была реализована. В 1992 году режим Наджибуллы рухнул, а в 1996 году власть в стране захватил «Талибан»*.

Борис Громов также вспоминал, что война в Афганистане теряла смысл из-за неспособности лояльных СССР армии и правительства закреплять итог боевых операций. По его словам, советские войска были вынуждены постоянно отвоёвывать недавно освобождённые районы. Это приводило к росту потерь среди личного состава и перенапряжению экономических ресурсов.

«Местное афганское руководство, несмотря на просоветские настроения, не было заинтересовано в том, чтобы боевые действия проводились нами с максимальной эффективностью. Лишь немногие из них в «очищенных» уездах пытались закрепить свою власть и руководить. Очевидно, они понимали, что рано или поздно война закончится, и, кроме них, ответ держать будет некому... Вместо конкретных решительных действий слышны были лишь красивые речи и разговоры о вере в интернационализм и светлое будущее афганской родины», — описывает ситуацию Громов.

  • Пресс-служба Минобороны

«Интернациональный долг»

Цель ввода советских войск в Афганистан в 1979 году заключалась в стремлении руководства СССР обезопасить южные рубежи, закрепив результаты прокоммунистического переворота (так называемой Апрельской революции 1978 года). Против смены режима выступили США и соседний Пакистан.

Формально ОКСВ выполнял «интернациональный долг перед строящим социализм афганским народом». Однако в целом успешная международная пропаганда, которую инициировал Запад, создала представление о том, что советская армия является оккупационной силой, не учитывающей интересы жителей республики.

Среди местного населения ДРА пакистанская и американская разведки распространяли лозунги о борьбе с «неверными», играя на исламистских настроениях. В итоге в Афганистане возникло достаточно мощное партизанское движение, которое держало в напряжении в том числе тыловые части ОКСВ.

«Афганцы очень тепло встречали наши первые колонны. Общение советских таджиков и узбеков с местным населением завязывалось повсюду. Однако уже в конце месяца (январь 1980 года) тучи начали сгущаться. Одной из причин этого стала активная антисоветская пропаганда. В каждом кишлаке и маленьком городе людей настраивали против нас», — констатировал Громов.

Помимо этого, участники боёв вспоминают, что огромные трудности возникали со снабжением войск. Горный и скалистый рельеф не всегда позволял доставлять грузы наземным транспортом, а вертолёты не могли сбрасывать грузы с высоты более 2 км. Кроме того, винтокрылые машины превратились в уязвимую мишень с появлением у моджахедов американских ПЗРК.

Сопровождение колонн требовало колоссальных усилий. Чтобы обеспечить их безопасный проход, советским войскам приходилось организовывать заставы на высокогорье. Подъём на высоту свыше трёх тысяч метров был очень тяжёлым испытанием. Военнослужащие просто физически не могли доставить на вершину необходимое количество боеприпасов и амуниции.

«Каждый солдат, сержант и офицер шёл в горы, неся на своих плечах по 40—60 кг. С таким огромным весом, да ещё под палящим солнцем не каждый сможет просто подняться на вершину, не говоря уже о том, чтобы после этого принять бой. Поэтому командиры иногда смотрели, как говорится, сквозь пальцы на то, что некоторые солдаты перед выходом в горы оставляли в казарме тяжёлое снаряжение — бронежилеты и каски», — поясняет Громов.

  • Советские военнослужащие в Афганистане
  • Пресс-служба Минобороны

Сильно рисковали и вертолётчики. Как правило, машина упиралась передним шасси к небольшому выступу, обозначала зависание и сбрасывала груз на скалы. Однако после выполнения миссии вертолёт не мог подняться вверх. Машина фактически падала вниз, а потом набирала скорость и подъёмную силу. Это был единственный способ доставки грузов на высокогорье.

Проблемы с транспортом лишали советские войска возможности организовывать нормальную эвакуацию раненых. Чаще всего командир подразделения выбирал наиболее выносливых солдат, которые на самодельных носилках несли своего товарища. Вместе с ними двигалась группа охраны. В эвакуации одного раненого могли быть задействованы 13—15 человек.

«Мы буквально вгрызались в горы»

Прекрасно знавшие окружающую местность моджахеды и пакистанские спецназовцы пользовались проблемами, которые испытывал советский контингент. Например, отдалённые заставы, прикрывавшие движение колонн, подвергались регулярным нападениям со стороны превосходящих сил противника.

Наиболее известный эпизод, иллюстрирующий происходившие ожесточённые боестолкновения на высокогорье, произошёл 7 января 1988 года. Оборонявшие высоту 3234 десантники 9-й роты были атакованы 300 душманами. В знаменитом фильме Фёдора Бондарчука погибли все бойцы подразделения (исключением стал только один солдат-срочник). На самом деле потери гарнизона составили 6 из 39 человек.

Защитники высоты проявили профессионализм и воинскую доблесть (двое бойцов были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно). Однако десантники не смогли бы продержаться без подкрепления и артиллерийской поддержки. В реальности по позициям моджахедов постоянно били советские гаубицы и реактивные системы залпового огня.

История подвига 9-й роты демонстрирует высокий уровень боеспособности советских военнослужащих, действовавших в тяжелейших природно-климатических условиях. Командование и бойцы ОКСВ достаточно быстро научились грамотно организовывать оборону, чтобы не допустить блокады противником удерживаемых высот.

«Очень трудно было «зарываться» в скалы. Всё-таки находили довольно оригинальные решения, позволявшие охранять участок, доверенный взводу или роте, вообще не выходя с заставы. Мы буквально вгрызались в горы, делая траншеи в полный рост. Пробежав по этим проходам и переходам из казармы, солдат оказывался на своей огневой позиции, ни разу не показавшись противнику», — рассказывает Громов об одном из оригинальных способов организации обороны в горах.

  • Памятник советским солдатам в горах Афганистана
  • Пресс-служба Минобороны

Н епроигранная война

Эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров полагает, что советские солдаты успешно выполняли поставленные задания в ДРА. По его словам, множество фактов опровергают широко распространённое на Западе мнение о том, что ОКСВ якобы ушёл из Афганистана, потерпев поражение.

«Моджахедам ничего, по сути, не удалось сделать против советских войск, успехи у боевиков были только в боях с правительственными силами. Поэтому нет никаких оснований делать вывод, что Москва в той войне проиграла. В то же время имеет смысл дискутировать о том, стоило ли советским войскам настолько глубоко втягиваться в конфликт и какие политические ошибки были допущены», — сказал в беседе с RT Верхотуров.

Как пояснил эксперт, первоначальная миссия ОКСВ заключалась в занятии стратегически важных объектов для поддержки режима Наджибуллы. Проведение крупномасштабных боевых действий было прерогативой правительственных сил. Стратегия поменялась в 1982 году, когда Москва осознала, что для сохранения социалистической ориентации Афганистана необходимо стать полноценным участником войны.

«Стоит развеять ещё один миф — никакой оккупации Афганистана не было. Правительственные войска и чиновники действовали вполне автономно от советских покровителей. Правда, на мой взгляд, в этом и была главная ошибка СССР. У руководства ДРА не было ресурсов для управления страной. С целью сохранения режима как раз требовалась настоящая оккупация по принципу той, которая была в Восточной Германии в 1945—1949 годах», — заявил Верхотуров.

  • Советские войска на бронетехнике покидают Афганистан
  • Пресс-служба Минобороны

Собеседник RT убеждён, что только более решительные действия СССР могли бы стать залогом сохранения стабильного Афганистана. Как полагает Верхотуров, десятью годами пребывания в ДРА Москве следовало воспользоваться иначе — сосредоточить усилия на воспитании военной и политической элиты, которая потом могла бы удержать власть в своих руках.

«Как могли наши союзники управлять армией, если значительная часть офицеров были безграмотными, а лояльные СССР политики и чиновники не имели представления о том, как развивать страну. Москве не удалось многое сделать, но она пришла в Афганистан с благими помыслами. Чтобы это понять, достаточно сравнить период 1979—1989 годов с последствиями пребывания в стране американского контингента с 2001 года», — резюмировал Верхотуров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.