Взгляд со стороны на воздушно-десантные войска. Воздушно-десантные войска России: история, структура, вооружение Этот эпизод показан в фильме "9 рота"

Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.

7 января 1988 года в Афганистане начался героический бой девятой роты 345-го гвардейского парашютно-десантного полка у высоты 3234. Общественности этот бой известен благодаря художественному фильму Бондарчука "9 рота". Сегодня мы вспомним истории, когда десантные войска СССР и России сыграли решающую роль в боевых действиях.

Бой у высоты 3234. Девятая рота

Двое суток - с 7 января по 8 января 1988 года - высоту 3234 защищала девятая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии.

Противником советских войск были специальные части мятежников, прошедшие подготовку в Пакистане. В результате двенадцатичасового боя от 200 до 400 мятежников с 39 десантниками захватить высоту не удалось, понеся тяжелые потери, моджахеды отступили.

В девятой роте погибло шестеро десантников, двадцать восемь получили ранения, из них девять - тяжелые. Младший сержант Вячеслав Александров и рядовой Андрей Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

Из рассказа сержанта Сергея Борисова, командира отделения: "…Во время последней атаки младший сержант Андрей Цветков получил смертельное ранение в голову. В шоковом состоянии, не выпуская из рук пулемет, он стал падать. Но пулемет продолжал стрелять и замолчал, только когда Андрей лег на землю".

Этот эпизод показан в фильме "9 рота"

Керченско-Феодосийская десантная операция

К концу декабря 1941 года единственным очагом сопротивления фашистским войскам в Крыму оставался Севастополь. Командующий 11-й армией Э. фон Манштейн стянул к городу большую часть наличных сил, оставив для прикрытия района Керчи лишь одну пехотную дивизию. Этим обстоятельством и решила воспользоваться Ставка.

Это была первая в истории столь масштабная десантная операция. В состав десанта были включены 82 500 человек и несколько сотен орудий, минометов, танков. Для обеспечения проводимой операции привлекалось свыше 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера.

Несмотря на первоначальный успех, операция закончилась крупной неудачей: три советские армии были окружены и разбиты; общие потери составили более 300 тысяч человек, включая около 170 тысяч пленных, а также потерю значительного числа тяжелого вооружения.

Вяземская воздушно-десантная операция

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция, направленная на помощь армиям Калининского и Западного фронтов, которые были в окружении сил немецкой группы армий "Центр"

Поначалу Красной армии сопутствовал успех. В результате наступления войск Калининского и Западного фронтов немецкая оборона была прорвана на нескольких участках. Чтобы содействовать наступающим войскам, советское командование решило выбросить десант южнее Вязьмы с задачей перерезать автодорогу Вязьма-Юхнов и железную дорогу Вязьма-Брянск. Первая группа десантников в составе 201-й воздушно-десантной бригады и 250-го стрелкового полка была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы в период с 18 по 22 января.

Высадка производилась в ночное время, причем 250-й стрелковый полк был высажен посадочным способом - десантники прыгали без парашютов, с низко летящих самолетов. Перехватив коммуникации противника, десантники способствовали наступлению 33-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.

Днепровская воздушно-десантная операция

Проводилась с 24 сентября по 28 ноября 1943 года с целью содействия войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра. Со стороны РККА в ней участвовало около 10 тысяч человек и около 1000 противотанковых орудий, пулеметов.

Операция не достигла поставленных целей - выброшенные десантники оказались в исключительно тяжелом положении - мелкими группами и поодиночке они находились в густонасыщенной войсками противника полосе. Они вели неравный бой при острейшем недостатке боеприпасов только легким стрелковым оружием, не зная местности и обстановку.

Многочисленные ошибки и недостатки в подготовке плана сорвали операцию. Несмотря на непродуманный план, неточную высадку и численное превосходство противника, десантники активными действиями оттянули на себя крупные силы противника и нанесли ему значительные потери в живой силе и технике. По советским данным, было убито до 3000 немецких солдат, уничтожено 15 эшелонов, 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин.

Моонзундская десантная операция

29 сентября 1944 года на остров Муху в Куйвасту был высажен передовой отряд десанта в 1150 человек. Они очистили территорию, чем обеспечили безопасность всей десантной группе. В течение 30 сентября торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров свыше 5600 человек 249-ой стрелковой дивизии.

Полтора месяца десант Советских войск пытался прорвать эшелонированную оборону немцев. Это удалось сделать после массированного артиллерийского и авиационного обстрела позиций фашистов 18 ноября. 24 ноября остров был полностью очищен от противника.

Освобождение Моонзундского архипелага имело важное значение: корабли Балтийского флота получили возможность контролировать Финский и Рижский заливы, в результате чего создавалась непосредственная угроза левому флангу немецко-фашистских войск.

Панджшерская операция

Операция проходила в мае-июне 1982 года, в ходе которой впервые была осуществлена массовая высадка десанта в Афганистане: только в течение первых трех дней посадочным способом с вертолетов было десантировано свыше 4 000 человек. Всего же в этой операции принимало участие около 12 000 военнослужащих различных родов войск. Операция проходила одновременно на все 120 километров в глубину ущелья. В результате большая часть ущелья Панджшер была взята под контроль.

Бой у высоты 776

В 4-х километрах от Улус-Керта 29 февраля 2000 года 6 рота псковских десантников при поддержке группы из 15 солдат и артдивизион 104-го парашютно-десантного полка - всего 90 человек, вступили в неравный бой с пятнадцатикратно превосходящими силами боевиков Хаттаба и Шамиля Басаева.

Почти сутки боевики не могли вырваться из Аргунского ущелья. В конце боя, после гибели Марка Евтюхина, командовавшего ротой, капитан Виктор Романов вызвал огонь полковой артиллерии на себя. Высоту накрыли артиллерийским огнем.

Противник потерял до 700 человек убитыми, однако, все-таки, прорвался из Аргунского ущелья. Почти все герои-десантники погибли, из 90 солдат в живых осталось только шестеро.

Бросок на Приштину

В ночь на 12 июня 1999 года десантники российских миротворческих сил, опередив войска НАТО, вошли на территорию Югославии. Марш-броском из Боснии и Герцеговины они заняли аэродром Слатина близ Приштины, а через несколько часов туда же прибыли и подразделения других иностранных армий.

Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал английскому генералу Майклу Джексону, командовавшему группировкой на Балканах, захватить аэродром раньше русских.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в натовской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников: "Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было "подавить их". Кларк использовал необычные для нас выражения. Например - "уничтожить". Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских".

Майкл Джексон ответил, что не собирается воевать с русскими десантниками и тем самым начинать Третью мировую войну.

7 января 1988 года в Афганистане начался героический бой девятой роты 345-го гвардейского парашютно-десантного полка у высоты 3234. Общественности этот бой известен благодаря художественному фильму Бондарчука "9 рота". Сегодня мы вспомним истории, когда десантные войска СССР и России сыграли решающую роль в боевых действиях.

Бой у высоты 3234. Девятая рота

Двое суток - с 7 января по 8 января 1988 года - высоту 3234 защищала девятая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии.

Противником советских войск были специальные части мятежников, прошедшие подготовку в Пакистане. В результате двенадцатичасового боя от 200 до 400 мятежников с 39 десантниками захватить высоту не удалось, понеся тяжелые потери, моджахеды отступили.

В девятой роте погибло шестеро десантников, двадцать восемь получили ранения, из них девять - тяжелые. Младший сержант Вячеслав Александров и рядовой Андрей Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

Из рассказа сержанта Сергея Борисова, командира отделения: "…Во время последней атаки младший сержант Андрей Цветков получил смертельное ранение в голову. В шоковом состоянии, не выпуская из рук пулемет, он стал падать. Но пулемет продолжал стрелять и замолчал, только когда Андрей лег на землю".

Этот эпизод показан в фильме "9 рота"

Керченско-Феодосийская десантная операция

К концу декабря 1941 года единственным очагом сопротивления фашистским войскам в Крыму оставался Севастополь. Командующий 11-й армией Э. фон Манштейн стянул к городу большую часть наличных сил, оставив для прикрытия района Керчи лишь одну пехотную дивизию. Этим обстоятельством и решила воспользоваться Ставка.

Это была первая в истории столь масштабная десантная операция. В состав десанта были включены 82 500 человек и несколько сотен орудий, минометов, танков. Для обеспечения проводимой операции привлекалось свыше 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера.

Несмотря на первоначальный успех, операция закончилась крупной неудачей: три советские армии были окружены и разбиты; общие потери составили более 300 тысяч человек, включая около 170 тысяч пленных, а также потерю значительного числа тяжелого вооружения.

Вяземская воздушно-десантная операция

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция, направленная на помощь армиям Калининского и Западного фронтов, которые были в окружении сил немецкой группы армий "Центр"

Поначалу Красной армии сопутствовал успех. В результате наступления войск Калининского и Западного фронтов немецкая оборона была прорвана на нескольких участках. Чтобы содействовать наступающим войскам, советское командование решило выбросить десант южнее Вязьмы с задачей перерезать автодорогу Вязьма-Юхнов и железную дорогу Вязьма-Брянск. Первая группа десантников в составе 201-й воздушно-десантной бригады и 250-го стрелкового полка была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы в период с 18 по 22 января.

Высадка производилась в ночное время, причем 250-й стрелковый полк был высажен посадочным способом - десантники прыгали без парашютов, с низко летящих самолетов. Перехватив коммуникации противника, десантники способствовали наступлению 33-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.

Днепровская воздушно-десантная операция

Проводилась с 24 сентября по 28 ноября 1943 года с целью содействия войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра. Со стороны РККА в ней участвовало около 10 тысяч человек и около 1000 противотанковых орудий, пулеметов.

Операция не достигла поставленных целей - выброшенные десантники оказались в исключительно тяжелом положении - мелкими группами и поодиночке они находились в густонасыщенной войсками противника полосе. Они вели неравный бой при острейшем недостатке боеприпасов только легким стрелковым оружием, не зная местности и обстановку.

Многочисленные ошибки и недостатки в подготовке плана сорвали операцию. Несмотря на непродуманный план, неточную высадку и численное превосходство противника, десантники активными действиями оттянули на себя крупные силы противника и нанесли ему значительные потери в живой силе и технике. По советским данным, было убито до 3000 немецких солдат, уничтожено 15 эшелонов, 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин.

Моонзундская десантная операция

29 сентября 1944 года на остров Муху в Куйвасту был высажен передовой отряд десанта в 1150 человек. Они очистили территорию, чем обеспечили безопасность всей десантной группе. В течение 30 сентября торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров свыше 5600 человек 249-ой стрелковой дивизии.

Полтора месяца десант Советских войск пытался прорвать эшелонированную оборону немцев. Это удалось сделать после массированного артиллерийского и авиационного обстрела позиций фашистов 18 ноября. 24 ноября остров был полностью очищен от противника.

Освобождение Моонзундского архипелага имело важное значение: корабли Балтийского флота получили возможность контролировать Финский и Рижский заливы, в результате чего создавалась непосредственная угроза левому флангу немецко-фашистских войск.

Панджшерская операция

Операция проходила в мае-июне 1982 года, в ходе которой впервые была осуществлена массовая высадка десанта в Афганистане: только в течение первых трех дней посадочным способом с вертолетов было десантировано свыше 4 000 человек. Всего же в этой операции принимало участие около 12 000 военнослужащих различных родов войск. Операция проходила одновременно на все 120 километров в глубину ущелья. В результате большая часть ущелья Панджшер была взята под контроль.

Бой у высоты 776

В 4-х километрах от Улус-Керта 29 февраля 2000 года 6 рота псковских десантников при поддержке группы из 15 солдат и артдивизион 104-го парашютно-десантного полка - всего 90 человек, вступили в неравный бой с пятнадцатикратно превосходящими силами боевиков Хаттаба и Шамиля Басаева.

Почти сутки боевики не могли вырваться из Аргунского ущелья. В конце боя, после гибели Марка Евтюхина, командовавшего ротой, капитан Виктор Романов вызвал огонь полковой артиллерии на себя. Высоту накрыли артиллерийским огнем.

Противник потерял до 700 человек убитыми, однако, все-таки, прорвался из Аргунского ущелья. Почти все герои-десантники погибли, из 90 солдат в живых осталось только шестеро.

Бросок на Приштину

В ночь на 12 июня 1999 года десантники российских миротворческих сил, опередив войска НАТО, вошли на территорию Югославии. Марш-броском из Боснии и Герцеговины они заняли аэродром Слатина близ Приштины, а через несколько часов туда же прибыли и подразделения других иностранных армий.

Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал английскому генералу Майклу Джексону, командовавшему группировкой на Балканах, захватить аэродром раньше русских.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в натовской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников: "Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было "подавить их". Кларк использовал необычные для нас выражения. Например - "уничтожить". Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских".

Майкл Джексон ответил, что не собирается воевать с русскими десантниками и тем самым начинать Третью мировую войну.

Прекрасный полк, надёжный, верный полк -
Отборные в полку головорезы.

Владимир Высоцкий «Целуя знамя в пропылённый шёлк...»

Воздушно-десантные войска отжили свой век еще во вторую мировую войну, полностью раскрыв свою неэффективность и бесполезность. Напрасно их так интенсивно готовили к массовым заброскам в тридцатые годы, - в конечном счете, их использовали так же, как и простую пехоту.
Первыми в этой войне применили воздушный десант немецкие соединения в Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Греции. Изначально это были локальные высадки в размере одной роты, но уже для захвата Коринфского канала был сброшен целый полк, а на Крит, - 7-я дивизия. В Польше же десантировались без парашютов посадочным способом для захвата аэродромов.

Все эти упомянутые операции имели успех при соблюдении одного условия, - парашютисты сбрасывались в самом начале агрессии на другую страну, еще пребывающую в состоянии мира. Позднее, операции по десантированию крупных соединений немцами больше не проводилось, - сказывались большие потери и малая эффективность. Именно поэтому, впоследствии работали только одиночные группы профессионалов высокого класса, вроде Отто Скорцени, да и то, зачастую они высаживались на планерах, а не с парашютов.

В Советском Союзе в довоенное время парашютной подготовке тоже уделяли большое внимание, - именно у нас, под Воронежем прошли первые учения ВДВ. Однако, Великая Отечественная война не дает нам примеров их эффективного массового применения, - целые корпуса оказались невостребованными в том качестве, в котором создавались. Заброски парашютистов в тыл иногда все же производились, правда, в ночное время. А все почему? Делалось это для того, чтобы хоть как-то противодействовать зенитным орудиям. В результате часть сброшенного соединения гибла при десантировании, часть не находила друг друга, и истреблялась поодиночке.

Попытки использовать для парашютного десанта более крупные соединения, - бригады и полки, неизменно заканчивались неудачей. Один из первых провалов в этом ряду, - десант 201 бригады в феврале 1940 года, брошенной в тыл финских войск. Негативный опыт не был учен, и в Великую Отечественную войну были произведены две массовых операции по заброске крупных воинских формирований, - Вяземская в начале 1942 и Днепровская в 1943 году, которые, в конечном итоге, тоже оказались неудачными. На первом этапе Ржевско-Вяземской с парашютов высаживалась только 201 бригада, при этом в ночное время. Попытка отправить в тыл 4-й воздушно-десантный корпус начиналась с полного провала. Из-за налетов вражеской авиации была уничтожена значительная часть самолетов, предназначенных для заброски. В итоге, в первой партии из двух высадили только 3 батальона 8-й воздушно-десантной бригады, да и то, из 2497 парашютистов на место сбора добрались только 1300. К тому же, большая часть груза в 34 тонны, - в основном боеприпасы и артиллерия, оказались потеряны. Одним словом, наиболее эффективно в этой операции действовал прорвавший фронт 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Белова, к которому, в конце концов, и перешли в подчинение десантники.

Что же касается Днепровской операции, или Букринского десанта, то он тоже оказался провальным. Из-за действий зенитной артиллерии выброска состоялась не с запланированных 600 метров высоты, а с 2000, причем в ночное время, в результате чего полоса разброса составила 60 километров. Многие просто утонули в Днепре, а остальных истребляли поодиночке и захватывали в плен. Всего было выброшено 4575 парашютистов 3-й и 5-й воздушно-десантных бригад (из них 230 по ошибке над своей территорией). Уже за первые сутки 700 из них было убито, 200 взято в плен, а сумевшие соединиться с остальными, всего около 2300 человек, были разбросаны среди 35 групп, которые вели бои в окружении. Связь с ними оказалась потеряна из-за гибели радистов и офицеров-кодировщиков, - в результате от высадки второго эшелона отказались.
Одним словом, наиболее эффективными оказались действия небольших диверсионных групп, вроде десанта из 37 добровольцев на Майковский аэродром, из которых выжил, и за 22 дня к месту назначения добрался всего лишь 21 человек. За время короткого боя ими было уничтожено по разным сведениям от 10 до 20 самолетов. Главный итог этой операции, - пришли к выводу, что подобные действия все же лучше производить с помощью налетов авиации.

Рано или поздно подобная ситуация сложилась и у союзников, - массовая высадка воздушного десанта в Нормандии, оказалась первой и последней операцией подобного рода. С тех пор на подобное уже не решались, учитывая полученный негативный опыт. Одна из причин, хотя и не главная, все та же, - существовала вероятность, что скорее противник мобилизуется против внезапного десанта, чем те подразделения, которые были сброшены в хаотичном порядке, найдут, наконец, своих командиров и перегруппируются.

Время ВДВ ушло, так и не начавшись. Парашют, изобретенный сто лет назад, как способ переброски воинских соединений, уже морально устарел, и годен, пожалуй, только для спасения экипажей летательных аппаратов. С введением в строй вертолетов, парашютисты вообще стали терять свое значение, и практически не применялись в боевой обстановке. Даже в Афганистане, единственный случай, который могут припомнить в качестве примера их применения, - это упомянутый Громовым эпизод во время операции «Магистраль» в 1987 году. Да и то, с парашютов сбрасывали не живых людей, а манекены, дабы засечь огневые точки «душманов» и подавить их огнем артиллерии. Поэтому если в Афганистан еще брали с собой купола, то на Кавказ уже нет,- лишняя и совершенно бесполезная обуза.

В том же Афганистане десантные операции все же проводились, но при этом исключительно с помощью вертолетов, - например, в ходе Кунарской операции в 1985 году или в Пандшерском ущелье. В случае, если бы вдруг пришлось воевать не в локальных конфликтах с партизанскими формированиями, а против современного государства, здесь бы наша техника не оправдала возложенных на нее надежд.

Я напомню, что если не считать Ми-28, разработанного только в 1987 году, до введения в строй так называемой «Черной акулы» (Ка-50), и сменившей ее Ка-52, советская фронтовая авиация отличалась фактически отсутствием вертолета огневой поддержки. Что же касается имевшегося в наличии «летающего БМД» Ми-24, обладающего признаками как десантного, так и огневого вертолета, то этот гибрид оказался довольно слабым из-за совмещения этих качеств. Ни то, ни се. Я видел его в бою, когда он обстреливал соседние сопки, - выглядело это эффективно, но все равно, из-за отделения для десанта, ТТХ срезаются. Одним словом, у нас нет в достаточном количестве альтернатив Апачу и Команчу, - пока вся надежда на недавно разработанный Ми-28Н.

Произошло все это из-за того, что в свое время СССР сделал ставку не на оборонительную, а на наступательную доктрину внезапной агрессии. Ради того, что бы однажды выбросить огромный десант в тыл противника, и содержится огромный авиапарк самолетов Ан-12 и Ил-76, хотя на практике они применялись для десанта посадочным способом.

Ориентированная на сброс в район боевых действий единственный раз и только в случае внезапной агрессии БМД (боевая машина десанта), уступает по всем параметрам пехотной БМП (боевой машине пехоты), - не случайно новороссийские десантники не стали их брать во время прорыва Басаева в Ботлих. И все только из-за того, что требовалась машина, которую можно было сбросить в тыл, вместе с парашютным десантом. Вы можете назвать мне хоть один случай, когда это производилось не на учениях? Мне вот как-то довелось однажды в гостинице «Салют» выпивать с самим Маргеловым-младшим, известным за десантирование внутри БМД (спустя двадцать лет он даже получит за это звезду Героя России). Нет слов, не каждый бы на такое решился. Однако, с практической точки зрения, от испытанных им дорогостоящих систем «Кентавр» и «Реактавр» нет никакого толка. Кроме учений, они так и не применялись на практике.
А между тем, время этой крылатой пехоты, уже ушло.

У меня плохие новости для войск ВДВ, - со времен 40-х годов войска ПВО шагнули далеко вперед, и теперь насчитывают в своем составе зенитно-ракетные комплексы и реактивную авиацию. В настоящее время уже не стоит никакого труда засечь в любое время суток даже одного парящего вниз парашютиста, вооруженного металлическим оружием. Здесь можно было бы сказать, что уже по приземлению его накроет артиллерийским огнем, но, боюсь, и до этого не дойдет. Все дело в том, что ни Ил-76, ни Ан-12, ни даже Ан-70 не оснащены технологией «Stealth», делающей их невидимыми на экране локаторов, - овчинка выделки не стоит. А посему, с их габаритами, дозвуковой скоростью и большой высотой полета, - они самая лакомая мишень для современной противовоздушной обороны. Вопрос даже не в том, сколько процентов самолетов при массовом набеге успеет сбросить десант, - все гораздо хуже. Я бы поставил его иначе, - сколько раз подряд успеют сбить все транспортные самолеты? Поэтому совместных учений ВДВ и ПВО никогда не будет, - все сведется к фразе: «парни, можете не прыгать, мы Вас уже 10 раз условно уничтожили»
Поверьте, массовая высадка, на которую до сих пор готовят целых четыре дивизии ВДВ в России, - не более, чем глупая утопия, осознание которой недоступно только интеллекту «аналитиков» из их структур. Такое еще было возможно в 1940-1950-е годы, да и то, только ночью.

Всё. Время парашютистов ушло в прошлое. Пока для десанта разрабатывали боевую технику, у которой только одно достоинство, - ее можно было сбрасывать с воздуха, во всем мире, в том числе и у нас, развивались средства ПВО, которые давно свели на нет все перспективы этого рода войск.

В отличие вертолета, Ил-76 и Ан-70 не умеют летать на сверхмалых высотах в складках местности, прячась от локаторов, да и при современном уровне развития ПВО, уже и это не спасает. На противоракетные маневры эти медленные тяжеловозы тоже не способны, - их будут расстреливать как в тире. Один единственный зенитно-ракетный комплекс, даже без аврала, с ленцой, может уничтожить целую дивизию ВДВ в воздухе, - то же самое под силу современному истребителю.
Я не понимаю смысла парашютной подготовки в условиях современной войны. Вертолет высаживает десант и без выброски с высоты посадочным способом, просто приблизившись к земле. В свою очередь транспортные самолеты смогут безопасно работать над чужой территорией только тогда, когда ПВО страны, в которую намечается агрессия, будет полностью уничтожена. То есть, когда уже не будет никакой надобности в том десанте. Так для чего же тогда нужна это подготовка, невостребованная уже несколько десятилетий подряд? Для чего в Российской армии содержат 4 дивизии ВДВ (в США, в настоящее время и то, только 2), которые большую часть учебного времени учат навыкам, которые им никогда не пригодятся на войне?

Я долго попытался найти в истории тот самый последний раз, когда был осуществлен последний боевой массовый десант с парашютов, который так старательно отрабатывают 4 дивизии на учениях. Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше убеждаюсь, что в 1945 году, в ходе разгрома японских войск. Как правило, десантировались небольшими подразделениями, - около роты, и, как правило, не всегда с парашютов, а в основном посадочным способом, с помощью транспортных самолетов Ли-2 и С-47.

Последний советский боевой парашютный десант состоялся 24 августа 1945 года, когда в районе Тойохара, то есть Южно-Сахалинска, было сброшено около батальона 113 стрелковой бригады. Командование вынуждено было пойти на риск из-за спешки, - торопились быстрее создать плацдарм для оккупации Хоккайдо, хотя американцы возражали против вторжения наших войск на японскую территорию, и по этому поводу еще продолжались переговоры.

И всё. Конница и то в Великую Отечественную войну сыграла на порядок большую роль. Впору уже готовить к выпуску юбилейную медаль, - «70 лет без боевого десанта с парашюта».

Как ни пытался я найти нечто, похожее на массовый воздушный десант в послевоенной истории, - все было тщетно. Как мы уже с Вами выяснили, в Афганистане не было забросок с парашюта. Даже во время вторжения в конце 1979 года 103 гвардейская воздушно-десантная дивизия выгружалась посадочным способом в Кабуле и Баграме. Да, держали наготове два батальона для высадки с парашютов, но они не пригодились. Не было выброски и во время вторжения в Чехословакию, - аэродром для посадки был захвачен обманным путем, - пассажирский самолет с диверсантами 7-й ВДД совершил аварийную посадку якобы из-за имевшейся на борту неисправности.

Какое-то время, в 1946-1948 годах, в названии частей ВДВ даже стало появляться название «посадочные», - подразумевалось, что они будут сажаться на захваченные аэродромы с помощью транспортной авиации или планеров. Более того, в ходе учений в конце 40-х именно планерам отводилась особая роль, - от их использования не отказались и в 50-х. То есть, по итогам войны, тогда всем было понято, что массовых десантов с парашюта уже никогда не будет.

Что у нас еще было? Захват 3 ноября 1956 года аэродрома Текель, что в 17 километрах от Будапешта, 3-й ротой под руководством гвардии капитана Николая Харламова, что позволило высадиться на транспортных самолетах всему 108 ПДП. Я вот все искал свидетельства, - каким образом была высажено его подразделение, - на парашютах, или все же «посадочным способом», как утверждает большинство источников? Маргелов при планировании операции по вторжению, вообще изначально исключал парашютный десант. Возможно, что садились они на планерах. Тем не менее, аэродром они захватили, обслугу и расчеты зенитных орудий «обезоружили». А после «обезоруживали» солдат, перешедших на сторону «контрреволюции», студентов и других «мятежников». Возможно даже женщин, которые активно помогали восставшим. Именно Харламову удалось пройти по трупам и взять штурмом кинотеатр «Корвин». Его подвиг был высоко оценен Родиной, - получил Золотую звезду Героя Советского Союза за то, что потопил в крови выбор народа.

Одним словом, внимательно приглядевшись к истории этого рода войск, я прихожу к выводу, что любимый сюжет наших кинорежиссеров, - с воздуха в бой, так старательно отрабатываемый на учениях, - глупая утопия, годная лишь для «показухи» и патриотических киносъемок. Это скорее высокомобильные войска, предназначенные для того, чтобы высаживаться на аэродромах не противника, а в тех республиках, которые вот-вот могут выйти из-под контроля Кремля. Одним словом, это политические жандармы и палачи, не более того. Отсюда и столь трепетное снабжение, не идущее ни в какое сравнение с остальными войсками.

Ну, а вся эта бутафория с парашютной подготовкой, от которой так и не отказались за 68 лет после Южно-Сахалинского десанта, нужна для оправдания существования этого рода войск. А еще, - это дополнительный элемент дрессировки, который позволят тренировать самые дисциплинированные войска, которые ни на секунду не усомнятся самом бессмысленном и кровавом приказе.

Повторю, - по своему духу, это войска политического контроля. Чем они отличаются от внутренних войск? Тем, что не оставляют в живых

Воздушно-десантные войска РФ – это отдельный род войск российских вооруженных сил, находящийся в резерве Главнокомандующего страны и непосредственно подчиняющийся Командующему ВДВ. В настоящий момент эту должность занимает (с октября 2016 года) генерал-полковник Сердюков.

Предназначение воздушно-десантных войск – действия в тылу противника, совершение глубоких рейдов, захват важных объектов неприятеля, плацдармов, нарушение работы вражеских коммуникаций и управления противника, проведение диверсий в его тылу. ВДВ были созданы в первую очередь как эффективный инструмент наступательной войны. Для охвата противника и действий в его тылу ВДВ может использовать десантирование — как парашютное, так и посадочное.

Воздушно-десантные войска по праву считаются элитой вооруженных сил РФ , чтобы попасть в этот род войск кандидаты должны соответствовать очень высоким критериям. В первую очередь это касается физического здоровья и психологической устойчивости. И это естественно: десантники выполняют свои задачи в тылу противника, без поддержки своих основных сил, подвоза боеприпасов и эвакуации раненых.

Советские ВДВ были созданы в 30-е годы, дальнейшее развитие этого рода войск было стремительным: к началу войны в СССР было развернуто пять воздушно-десантных корпусов, с численностью 10 тысяч человек каждый. ВДВ СССР сыграли важную роль в победе над гитлеровскими захватчиками. Десантники активно участвовали в Афганской войне. Воздушно-десантные войска России официально были созданы 12 мая 1992 года, они прошли обе чеченские кампании, участвовали в войне с Грузией в 2008 году.

Флаг Воздушно-десантных войск – это голубое полотнище с зеленой полосой в нижней части. В его центре находится изображение золотого раскрытого парашюта и двух самолетов такого же цвета. Флаг был официально утвержден в 2004 году.

Кроме флага, существует еще и эмблема этого рода войск. Это пламенеющая гренада золотого цвета с двумя крылышками. Есть также средняя и большая эмблема ВДВ. На средней эмблеме изображен двуглавый орел с короной на голове и щитом с Георгием Победоносцем в центре. В одной лапе орел держит меч, а в другой – пламенеющую гренаду ВДВ. На большой эмблеме гренада помещена на голубой геральдический щит, обрамленный дубовым венком. В ее верхней части находится двуглавый орел.

Помимо эмблемы и флага Воздушно-десантных войск, существует еще и девиз ВДВ: «Никто, кроме нас». У десантников есть даже свой небесный покровитель – святой Илия.

Профессиональный праздник десантников – День ВДВ. Он отмечается 2 августа. В этот день в 1930 году было впервые произведено парашютное десантирование подразделения для выполнения боевой задачи. 2 августа День ВДВ празднуют не только в России, но и в Белоруссии, Украине и Казахстане.

Воздушно-десантные войска России имеют на вооружении как обычные виды военной техники, так и образцы, разработанные специально для этого рода войск, с учетом специфики его задач.

Назвать точную численность ВДВ РФ сложно, данная информация является секретной. Однако по неофициальным данным, полученным из российского Министерства обороны, она составляет около 45 тыс. бойцов. Иностранные оценки численности этого рода войск несколько скромнее – 36 тыс. человек.

История создания ВДВ

Родиной ВДВ является Советский Союз. Именно в СССР была создана первая авиадесантная часть, это произошло в 1930 году. Сначала появился небольшой отряд, который входил в состав обычной стрелковой дивизии. 2 августа было успешно проведено первое парашютное десантирование во время учений на полигоне под Воронежем.

Однако первое применение парашютного десанта в военном деле произошло еще раньше, в 1929 году. Во время осады антисоветскими повстанцами таджикского города Гарм туда на парашютах был сброшен отряд красноармейцев, что позволило в кратчайшие сроки деблокировать населенный пункт.

Через два года на базе отряда была сформирована бригада особого назначения, а в 1938 году она была переименована в 201-ю воздушно-десантную бригаду. В 1932 году решением Реввоенсовета были созданы авиационные батальоны особого назначения, в 1933 году их количество достигло 29 штук. Они входили в состав ВВС, и их основной задачей была дезорганизация тыла противника и проведение диверсий.

Следует отметить, что развитие десантных войск в Советском Союзе было очень бурным и стремительным. На них не жалели средств. В 30-е годы страна переживала настоящий парашютный бум, вышки для прыжков с парашютом стояли практически на каждом стадионе.

Во время учений Киевского военного округа в 1935 году впервые была отработана массовая высадка десанта парашютным способом. В следующем году было проведено еще более массовое десантирование в Белорусском военном округе. Иностранные военные наблюдатели, приглашенные на учения, были поражены масштабностью десантов и мастерством советских парашютистов.

Перед началом войны в СССР были созданы воздушно-десантные корпуса, в состав каждого из них входило до 10 тыс. бойцов. В апреле 1941 года по приказу советского военного руководства в западных областях страны было развернуто пять корпусов ВДВ, уже после нападения Германии (в августе 1941 года) началось формирование еще пяти корпусов ВДВ. За считанные дни до немецкого вторжения (12 июня) было создано Управление воздушно-десантных войск, а в сентябре 1941 года подразделения десантников были выведены из подчинения командующих фронтов. Каждый корпус ВДВ был весьма грозной силой: кроме отлично подготовленного личного состава, он имел на вооружении артиллерию и легкие плавающие танки.

Помимо десантных корпусов, в состав РККА также входили мобильные десантные бригады (пять единиц), запасные полки ВДВ (пять штук) и учебные заведения, которые готовили десантников.

ВДВ внесли значительный вклад в победу над гитлеровскими захватчиками. Особенно важную роль сыграли воздушно-десантные части в начальном – самом тяжелом – периоде войны. Несмотря на то, что воздушно-десантные войска предназначены для ведения наступательных действий и имеют минимум тяжелого вооружения (по сравнению с другими родами войск), в начале войны десантников часто использовали для «латания дыр»: в обороне, для ликвидации внезапных немецких прорывов, для деблокирования окруженных советских войск. Из-за такой практики десантники несли неоправданно высокие потери, снижалась эффективность их применения. Зачастую и подготовка десантных операций оставляла желать лучшего.

Воздушно-десантные подразделения принимали участие в обороне Москвы, а также в последующем контрнаступлении. 4-й корпус ВДВ зимой 1942 года был десантирован в ходе проведения Вяземской десантной операции. В 1943 году во время форсирования Днепра в тыл противника были выброшены две бригады ВДВ. Еще одна крупная десантная операция была проведена в Маньчжурии, в августе 1945 года. В ее ходе посадочным способом были десантированы 4 тыс. бойцов.

В октябре 1944 года советские ВДВ были преобразованы в отдельную гвардейскую армию ВДВ, а в декабре того же года – в 9-ю гвардейскую армию. Дивизии ВДВ превратились в обычные стрелковые дивизии. В конце войны десантники участвовали в освобождении Будапешта, Праги, Вены. 9-я гвардейская армия закончила свой славный боевой путь на Эльбе.

В 1946 году десантные подразделения были введены в состав Сухопутных войск и подчинялись министру обороны страны.

В 1956 году советские десантники участвовали в подавлении Венгерского восстания, а в середине 60-х сыграли ключевую роль в усмирении еще одной страны, которая хотела покинуть социалистический лагерь – Чехословакии.

После окончания войны мир вступил в эпоху противостояния двух супердержав – СССР и США. Планы советского руководства отнюдь не ограничивались только обороной, поэтому воздушно-десантные войска в этот период развивались особенно активно. Упор был сделан на повышение огневой мощи ВДВ. Для этого был разработан целый ряд авиадесантируемой техники, включая бронетехнику, артиллерийские системы, автомобильный транспорт. Был значительно увеличен парк военно-транспортной авиации. В 70-е годы были созданы широкофюзеляжные транспортные самолеты большой грузоподъемности, позволяющие перевозить не только личный состав, но и тяжелую боевую технику. К концу 80-х годов состояние военно-транспортной авиации СССР было таково, что она могла обеспечить выброску парашютным способом почти 75% личного состава ВДВ за один вылет.

В конце 60-х годов был создан новый вид подразделений, входящих в состав ВДВ, - десантно-штурмовые части (ДШЧ). Они мало чем отличались от остальных частей ВДВ, однако подчинялись командованию групп войск, армий или корпусов. Причиной создания ДШЧ стало изменение тактических планов, которые готовили советские стратеги на случай полномасштабной войны. После начала конфликта вражескую оборону планировали «ломать» с помощью массированных десантов, высаженных в ближайшем тылу противника.

В середине 80-х годов в составе Сухопутных сил СССР было 14 десантно-штурмовых бригад, 20 батальонов и 22 отдельных десантно-штурмовых полка.

В 1979 году началась война в Афганистане, и советские ВДВ приняли в ней самое активное участие. Во время этого конфликта десантникам пришлось заниматься контрпартизанской борьбой, ни о каком парашютном десантировании, конечно же, речи не было. Доставка личного состава к месту боевых операций происходила с помощью бронетехники или автотранспорта, реже применялось десантирование посадочным способом с вертолетов.

Десантников часто использовали для несения охранения на многочисленных заставах и блокпостах, разбросанных по всей стране. Обычно десантные части выполняли задачи, более подходящие для мотострелковых подразделений .

Следует отметить, что в Афганистане десантники использовали боевую технику сухопутных войск, которая больше подходила для жестких условий этой страны, чем их собственная. Также части ВДВ в Афганистане были усилены дополнительными артиллерийскими и танковыми подразделениями.

После распада СССР начался раздел его вооруженных сил. Эти процессы коснулись и десантников. Окончательно разделить ВДВ смогли только к 1992 году, после этого были созданы Воздушно-десантные войска России. В их состав вошли все подразделения, которые находились на территории РСФСР, а также часть дивизий и бригад, которые ранее располагались в других республиках СССР.

В 1993 году в состав ВДВ РФ входили шесть дивизий, шесть десантно-штурмовых бригад и два полка. В 1994 году в подмосковной Кубинке на базе двух батальонов был создан 45-й полк специального назначения ВДВ (так называемый спецназ ВДВ).

90-е годы стали серьезным испытанием для российских десантных войск (впрочем, как и для всей армии). Численность ВДВ была серьезно сокращена, часть подразделений расформировано, десантники вошли в подчинение Сухопутных войск. Армейская авиация была передана военно-воздушным силам , что значительно ухудшило мобильность ВДВ.

Воздушно-десантные войска РФ принимали участие в обеих чеченских кампаниях, в 2008 году десантники были задействованы в Осетинском конфликте. ВДВ неоднократно принимали участие в миротворческих операциях (например, в бывшей Югославии). Подразделения ВДВ регулярно участвуют в международных учениях, они охраняют российские военные базы за рубежом (Кыргызстан).

Структура и состав воздушно десантных войск РФ

В настоящее время ВДВ РФ состоят из структур управления, боевых подразделений и частей, а также различных учреждений, которые обеспечивают их.

Структурно Воздушно-десантные войска имеют три основных компонента:

  • Воздушно-десантный. В него входят все воздушно-десантные подразделения.
  • Десантно-штурмовой. Состоит из десантно-штурмовых частей.
  • Горный. В него входят десантно-штурмовые подразделения, предназначенные для действия в горной местности.

В настоящий момент в состав ВДВ РФ входит четыре дивизии, а также отдельные бригады и полки. Воздушно-десантные войска, состав:

  • 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия, место дислокации Псков.
  • 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, расположена в Иваново.
  • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия, место дислокации – Новороссийск.
  • 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия - Тула.

Полки и бригады ВДВ:

  • 11-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, место дислокации – город Улан-Удэ.
  • 45-я отдельная гвардейская бригада специального назначения (г. Москва).
  • 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Место дислокации – город Камышин.
  • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Расположена в Ульяновске.
  • 83-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада. Место расположения – Уссурийск.
  • 38-й отдельный гвардейский полк связи ВДВ. Находится в Московской области, в поселке Медвежьи Озера.

В 2013 году было официально объявлено о создании 345-й десантно-штурмовой бригады в Воронеже, но затем формирование подразделения было перенесено на более поздний срок (2017 или 2019 год). Есть информация о том, что в 2019 году на территории Крымского полуострова будет развернут десантно-штурмовой батальон, а в будущем на его базе будет сформирован полк 7-й десантно-штурмовой дивизии, которая ныне дислоцируется в Новороссийске.

Кроме боевых частей, в состав российских ВДВ входят еще и учебные заведения, в которых готовят кадры для ВДВ. Основным из них и наиболее известным является Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, которое в том числе готовит и офицеров для ВДВ РФ. Также в структуру этого рода войск входят два Суворовских училища (в Туле и Ульяновске), Омский кадетский корпус и 242-й учебный центр, расположенный в Омске.

Вооружение и техника ВДВ России

Воздушно-десантные войска РФ используют как общевойсковую технику, так и образцы, которые были созданы специально для этого рода войск. Большинство видов вооружения и боевой техники ВДВ было разработано и изготовлено еще в советский период, но существуют и более современные образцы, созданные уже в новейшее время.

Наиболее массовыми образцами бронетехники ВДВ в настоящее время являются боевые машины десанта БМД-1 (около 100 единиц) и БМД-2М (около 1 тыс. единиц). Обе эти машины выпущены еще в Советском Союзе (БМД-1 в 1968 году, БМД-2 в 1985 году). Их можно использовать для десантирования как посадочным, так и парашютным способом. Это надежные машины, которые были испытаны во многих вооруженных конфликтах, однако они явно устарели, как морально, так и физически. Об этом открыто заявляют даже представители высшего руководства российской армии., которая была принята на вооружение в 2004 году. Однако ее производство идет медленно, сегодня на вооружении находится 30 единиц БМП-4 и 12 единиц БМП-4М.

Также на вооружении подразделений ВДВ есть небольшое количество бронетранспортеров БТР-82А и БТР-82АМ (12 штук), а также советский БТР-80 . Наиболее многочисленным бронетранспортером, которые в настоящее время использует ВДВ РФ, является гусеничный БТР-Д (более 700 штук). Он был принят на вооружение в 1974 году и является весьма устаревшим. Его должен сменить БТР-МДМ «Ракушка », но пока его производство движется очень медленно: сегодня в строевых частях от 12 до 30 (по разным источникам) «Ракушек».

Противотанковое вооружение ВДВ представлено самоходной противотанковой пушкой 2С25 «Спрут-СД» (36 единиц), самоходными противотанковыми комплексами БТР-РД «Робот» (более 100 единиц) и широким спектром различных ПТРК: «Метис», «Фагот », «Конкурс » и «Корнет ».

Есть на вооружении ВДВ РФ и самоходная, а также буксируемая артиллерия: САУ «Нона » (250 штук и еще несколько сотен единиц на хранении), гаубица Д-30 (150 единиц), а также минометы «Нона-М1» (50 единиц) и «Поднос» (150 единиц).

Средства противовоздушной обороны ВДВ состоят из переносных ракетных комплексов (различные модификации «Иглы » и «Верба »), а также ЗРК ближнего радиуса действия «Стрела ». Отдельное внимание следует уделить новейшему российскому ПЗРК «Верба», который только недавно был принят на вооружение и сейчас он поставлен на опытную эксплуатацию только в несколько частей ВС РФ, в том числе и в 98-ю дивизию ВДВ.

На эксплуатации в ВДВ также находятся самоходные зенитные артиллерийские установки БТР-ЗД «Скрежет» (150 единиц) советского производства и буксируемые зенитные артиллерийские установки ЗУ-23-2.

В последние годы в ВДВ начали поступать новые образцы автомобильной техники, из которых следует отметить бронеавтомобиль «Тигр », вездеход Снегоход А-1 и грузовой автомобиль КАМАЗ-43501.

Воздушно-десантные войска достаточно укомплектованы системами связи, управления и радиоэлектронной борьбы. Среди них следует отметить современные российские разработки: комплексы РЭБ «Леер-2» и «Леер-3», «Инфауна», систему управления комплексами ПВО «Барнаул», автоматизированные системы управления войсками «Андромеда-Д» и «Полет-К».

На вооружении войск ВДВ стоит широкая номенклатура стрелкового оружия, среди которого есть как советские образцы, так и более новые российские разработки. К последним относится пистолет Ярыгина , ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Основным личным оружием бойцов остается советский автомат АК-74, однако уже начались поставки в войска более совершенного АК-74М. Для проведения диверсионных заданий десантники могут использовать бесшумный автомат «Вал «Орлан-10» российского производства. Точное количество «Орланов», находящееся на вооружении ВДВ, неизвестно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.