История русской литературы 11 18 веков. История русской литературы

Русская литература XVIII века

Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности всё более увеличивало темпы её развития, и со временем она стала неотделимой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником истории и культуры России. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все перемены, произошедшие в его жизни, все самые важные имена, даты и события.

Как и все прочие, отражён в русской литературе и XVIII век - важная веха в истории российского государства и самой литературы. XVIII век историки часто называют «русским Просвещением».

Определение 1

Просвещение - эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части - его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

  • Житие;
  • Панегирик (восхваление);
  • Тонические стихи.

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В.К. Тредиаковский - первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.

Замечание 1

М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы».

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

  • 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
  • 1730 - 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
  • Последняя четверть XVIII века - кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

  1. Драма: комедия и трагедия;
  2. Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.;
  3. Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы.

Русские писатели XVIII века

Какие же писатели творили в XVIII веке, формируя русскую литературную традицию, помимо уже упомянутых Тредиаковского и Ломоносова?

Значительное место в русской литературе занимает творчество Гавриила Романовича Державина, государственного деятеля и тайного советника. Как и несколько других авторов, он является одним из основоположников русской классической литературы.

Замечание 2

Творчество Державина называют вершиной русского классицизма.

Главным объектом изучение для Державина является человек, во многих своих одах он ставит философский вопрос смысла жизни. Предназначение поэта Державин видел в том, чтобы прославлять великие поступки и порицать дурные. К примеру, в своей оде «Фелица» он прославляет Екатерину II и олицетворяемую ею просвещённую монархию.

Политика Екатерины II положительно повлияла на развитие российских науки и искусства. Во время её правления появились первые университеты, библиотеки и открытые музеи.

Замечание 3

А.С. Пушкин и поэты пушкинского круга почитали Г.Р. Державина как своего кумира. Сам Державин очень положительно высказывался о юном Пушкине.

Произведения Г.Р. Державина:

  • «Памятник»;
  • «Властителям и судьям»;
  • «Признание».

Не менее значительным для русской литературы XVIII века является имя Дениса Ивановича Фонвизина, автор пьес, являющихся классическими образцами комедий. Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что он, соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства. Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества.

Произведения Д.И. Фонвизина:

  • «Недоросль»;
  • «Бригадир».

Ещё одним выдающимся деятелем литературы XVIII века является Александр Николаевич Радищев. Он не только писал художественные произведения, но и активно участвовал в деятельности сатирических журналов. Его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», открыто критикующее власть, прошло в печать из-за ошибки цензора, посчитавшего, что перед ним простой путеводитель.

«Путешествие из Петербурга в Москву» можно назвать причиной того, что в конце века была урезана свобода слова.

Большое влияние на русскую литературу оказал также историк и литератор Николай Михайлович Карамзин. Активно занимаясь созданием русского литературного языка, Карамзин провёл реформу, сильно повлиявшую на его развитие. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.

Замечание 4

Сторонниками реформы Карамзина были поэты пушкинского круга, творившие в Золотой век.

XI XVIII веков.

I .Теоретико-методологические проблемы.

1.Место литературной культуры XI – XVIII вв. в истории русской литературы, её связи и переклички с литературной жизнью XIX – XX вв. Относительность подобных сближений, возникающих в результате переосмысления культурных феноменов XI – XVIII вв. в духе позднейших эстетических представлений и, одновременно, их необходимость для осознания целостности и исторической преемственности русской словесности. Плодотворность двойного ракурса при филологической репрезентации историко-литературных эпох: с точки зрения самой эпохи и с точки зрения современности. Возможности реконструкции культурного сознания определённого исторического периода, возникающие при этом трудности и ограничения. Необходимость соблюдения историзма при обращении к архаическим литературным эпохам.

2.Проблемы изучения древнерусской книжности и литературной культуры XVIII века. Перенесение на литературную культуру XI – XVIII в. принципов описания истории литературы, выработанных на материале XIX – первой половины XX веков, издержки этого. Двойное сопротивление (фактического материала и общественного сознания), оказываемое словесностью XI – XVIII веков данным концепциям (социологической, формалистической, структуральной). Несоответствие литературной культуры XI – XVIII вв. понятию историко-литературного процесса.

3. Возможность рассмотрения литературной культуры XI – XVIII вв. как единой в своём многообразии системы словесного творчества. Факторы, обуславливающие ее внутреннее единство (а) отсутствие понятия литературности и связанное с этим особое место словесности в системе культуры, б) рефлективно-традиционалистское отношение к слову – культура «готового слова», в) неконвенциональное понимание жанра и его онтологической природы, влияние этого на структуру текста и т. д.). Динамический, меняющийся характер этой системы.


4.Периодизации литературной культуры XI – XVIII в., возникающие проблемы, условность периодизации. Древнерусская литература Киевского периода (XI – XIII вв.). Северо-восточная – Московская словесная культура (конец XII –XVI вв.). Переходный период от Средневековья к новой литературе (Раннее Новое время) (сер. XVII – сер. XVIII вв.). Литература второй половины XVIII – начала XIX вв.

II . Древнерусская литература ( XI XVI вв.) как классическая средневековая словесная культура православного славянства

1.Черты литературной культуры средних веков как особого периода в истории русской словесности: а) специфика культурного обихода, б) религиозный характер словесного творчества, в) отсутствие национальной самоидентификации: древнерусская книжность как часть Pax Slavia Orthodoxa, г) предельная ослабленность личностного начала, д) отсутствие эксплицированной риторики.

2.Особенности словесной культуры Киевской Руси. Вхождение восточнославянской письменности в европейское культурное пространство. Книжность Киевской Руси и византийская литература. Жанровый состав киевской литературы, её духовно-аскетическая и светская составляющая. Ослабление светской (княжеской) литературной традиции в XIII веке.

3.Особенности словесной культуры конца XIII – XVI вв. Отличия от Киевской эпохи. Основные жанры, динамика их развития. Периодизация литературы XIII – XVI вв., характеристика периодов.

4.Опыты ретроспективного прочтения памятников древнерусской книжности, выявлениие в них словесно – семантических начал, приобретающих, в контексте культурного сознания XIX – XX вв., эстетический смысл (работы,).

III .Переход от средневековья к Новому времени (Раннее Новое время) (середина XVII – первая половина XVIII вв.): книжность православного славянства на путях европеизации.

1.Цель и содержание переходного периода. Европеизация, её различные варианты, реализуемые во второй половине XVII и в начале XVIII в. Выделение элитарной книжной культуры. Переходный период и секуляризационные процессы в развитии культуры. Развитие литературного барокко ; два этапа русского барокко – церковный и светский, их сходства и различия. Смена писательского типа в петровскую эпоху, её влияние на литературную жизнь. Изменение внешнего литературного контекста (характера и типа международных литературных связей).

2.Трансформация жанровой системы в переходный период, её этапы; переосмысление значения и функций традиционных жанров; постепенное формирование нового ядра жанровой системы, ориентированной на европейскую литературную традицию.

3.Воздействие европеизации и секуляризационных процессов на литературный язык и стих. Проблема создания нового литературного языка. Реформа русского стиха, её основные этапы.

4.Приобщение восточнославянской письменности к европейской риторической традиции; появление риторической теории и изменение типа словесной культуры.

5.Усвоение античного наследия в переходную эпоху, различные формы этого, предложенные русской культурой. осознание русской словесностью самой себя как рецепции античности и окончательный переход русской литературной культуры в европейскую парадигму.


6.Постепенное формирование понятия литературности в середине XVIII в. Возникновение представления о связи эстетического начала слова с его референциальной функцией, изменение отношения к вымыслу и трансформация мимесиса, подготовка почвы для появления индивидуальных художественных миров.

IV .Литература второй половины XVIII – начала XIX веков: от традиционной литературной культуры к литературному процессу .

1.Изменения статуса литературы в середине XVIII в. Новые формы литературного быта и литературные центры. Литературные кружки. Журналы. Сатирическая журналистика годов и начало формирования общественного мнения. Проблема национальной самоидентификации литературы во второй половине XVIII в.

2.Развитие ведущих литературных жанров во второй половине XVIII века. История русской оды. Эволюция трагедии. Комедия во второй половине XVIII века, её основные разновидности. Развитие повествовательной прозы, усиление фикционального начала.

3.Общее движение литературы от культуры «готового слова» к культуре «неготового слова». Индивидуализация литературного творчества, соотношение индивидуальных интенций и риторической регламентации в словесной культуре второй половины XVIII в. Проблема художественного (возможного) мира в литературной практике конца XVIII – начала XIX веков.

4.Начало движения литературной культуры к существованию в формах литературного процесса, длительность и постепенность этого движения. Пушкинская эпоха как переходная область между традиционной литературной культурой и периодом литературного процесса.

Литература

1. Алексеева ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. СПб., 2005.

3. Буланин Русь // История русской переводной художественной литературы . СПб., 1995.

4. Бухаркин церковь и русская литература в XVIII – XIX веках: проблемы культурного диалога. СПб., 1996.

5. Гуковский литература XVIII в. Л., 1939.

6. Гуковский поэзия XVIII века. Л., 1927.

7. Демкова русская литература. Поэтика, интерпретации, источники. СПб., 1997.

8. Ерёмин и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.

9. Ерёмин Древней Руси (Этюды и характеристики). М., Л., 1966.

10. Живов в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002.

12. Лихачёв древнерусской литературы. М., 1979.

13. Лихачёв русской литературы X – XVII веков. Л., 1973.

14. Михайлов культуры. М., 1997.

15. Николаев культура петровской эпохи. СПб., 1996.

16. Панченко культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

17. Панченко стихотворная культура XVII века. Л., 1972.

18. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003.

19. К истории русского классицизма // Пумпянский традиция. М., 2000.

20. Сазонова культура России. Раннее Новое время. М., 2006.

21. Čiževskij D. History of Russian Literature from the Eleventh Century to the End of the Baroque. S’Gravenhage. 1962.

(или 1030-е годы) - составление Правды Ярослава.

  • 1020-е годы - Предположительное создание «Службы Борису и Глебу» митрополитом Киевским Иоанном I .
  • Конец 1020-х годов - новая редакция церковного устава Владимира, принятая Ярославом и Мстиславом (по М. Б. Свердлову).
  • 990 (?) - 1030 - Архиепископ Новгородский Иоаким. В XVII веке ему была приписана так называемая «Иоакимовская летопись». Какая бы то ни было связь исторического Иоакима с летописанием чисто гипотетична.
  • - Составление в Киеве Древнейшего летописного свода (по реконструкции А. А. Шахматова).
  • Между 1037 и 1054 - Согласно Е. В. Аничкову, создание «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» .
  • 1040-е годы - Согласно Д. С. Лихачёву, написано «Сказание о распространении христианства на Руси». Его автором предположительно был Иларион.
  • - Русско-византийская война. Предполагается, что рассказ о ней со слов воеводы Вышаты был использован в летописании.
  • - Новгородский поп Упырь Лихой переписывает книгу Толковых пророков (с толкованиями Феодорита Киррского). Его запись на книге - древнейшая датированная запись на древнерусских книгах.
  • 26 марта года (по гипотезе Н. Н. Розова; но определенно между 1037 и 1050) - произнесение Иларионом «Слова о законе и благодати». Также Иларион был автором «Молитвы», ему приписывается «Слово к брату столпнику» и другие сочинения.
  • - Составление Новгородского летописного свода (по А. А. Шахматову).
  • - поставление Илариона в митрополиты Киевские. Его «Исповедание веры» и «Запись о поставлении в митрополиты».
  • После 1051 - Издание Церковного устава Ярослава.
  • (?) - Граффити в Софийском соборе в Киеве о смерти Ярослава Мудрого .
  • Октябрь 1056 - май 1057 - Переписка диаконом Григорием в Новгороде «Остромирова евангелия».
  • - Под этим годом в Новгородской IV летописи помещено «Поучение архиепископа Луки к братьи», автором которого считается епископ Новгородский Лука Жидята.
  • 1062-1074 - Игуменство Феодосия в Печерском монастыре. Феодосий Печерский - автор двух посланий князю Изяславу Ярославичу, восьми поучений и одной молитвы.
  • Середина 1060-х - середина 1070-х годов - Митрополит Киевский Георгий, автор «Стязания с латиною».
  • - Надпись на Тмутараканском камне.
  • Между 1068 и 1079 - согласно М. Н. Тихомирову, к этому периоду относится создание Бояном своих песен.
  • Между 1069-1072 - составление «Сказания о гибели Бориса и Глеба» (по А. Поппэ; по С. А. Бугославскому - около 1050 г.).
  • 1060-е годы - Согласно Е. В. Аничкову, составлено «Слово святого Григория изобретено в толцех» .
  • 1070-е годы - «Память и похвала князю Владимиру» Иакова черноризца.
  • - Предположительное составление Правды Ярославичей.
  • - составление Свода Никона Печерского (согласно А. А. Шахматову). В. К. Зиборов датирует этот свод 1077 годом и его автором называет Нестора.
  • - «Изборник 1073 года », одним из переписчиков которого был диак Иоанн. Переписан с болгарского изборника, составленного для царя Симеона. В частности, в его состав входил «Список отреченных книг».
  • - Согласно А. Поппэ, составление «Сказания о чудесах Бориса и Глеба».
  • - «Изборник 1076 года », одним из переписчиков которого был Иоанн. В частности, включал «Стословец» Геннадия.
  • Конец 1070-х годов-1089 - Митрополит Киевский Иоанн II. Автор послания об опресноках к папе Клименту III, «Поучения от седми сбор на латину» и «Правила церковного Иакову черноризцу».
  • 1080-е годы - Леонтий, епископ Ростовский, предполагаемый автор «Поучения к попам».
  • 1080-е годы (приблизительно, но не позднее 1090-х) - написание «Жития Антония Печерского».
  • 1080-е годы - Написание Нестором «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» (по А. А. Шахматову и другим авторам).
  • - Смерть игумена Печерского Никона.
  • Конец 1080-х - 1090-е годы - Ефрем, епископ (митрополит?) Переяславский, автор цикла сочинений о Николае Мирликийском.
  • 1093-1095 - составление Начального свода (согласно А. А. Шахматову). Его предположительный автор (по М. Д. Приселкову) - игумен Печерский Иоанн.
  • Не позднее 1095 - Составление и внесение в Минею «Канона святому Вячеславу» Чешскому.
  • 1095-1097 - Датировка списка Праздничной минеи, изданной И. В. Ягичем.
  • - Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу.
  • Переводные памятники XI века

    Вопросы о том, являются ли переводы тех или иных памятников южнославянскими или древнерусскими, до сих пор часто не имеют общепризнанного решения. Согласно Д. М. Буланину, ни один памятник XI века с уверенностью не может быть определен как переведенный на Руси, а не в Болгарии , но бесспорных доказательств обратного также не существует.

    Основные источники

    • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI - первая половина XIV в.). Л., Наука. 1987. 496 стр.
    • История русской литературы. В 4 т. Т.1. Л., Наука. 1980. С.19-61.
    • История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т.1. Проза. СПб, Дмитрий Буланин. 1995. Гл.1. Древняя Русь.
    • История всемирной литературы. В 9 т. Т.2. М., 1984.
    • Лихачев Д. С. Повесть временных лет: историко-литературный очерк; Археографический обзор списков «Повести временных лет». // Повесть временных лет. СПб, Наука. 1999. С.271-378 (переиздание статей 1950 г.).
    • Комментарии в изд.: Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. Т.1-3. XI-XII века. 1997-1999.

    Примечания

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Древнерусская литература X–XI веков" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века … Википедия

      Древнерусская литература: Древнерусская литература X XI веков Древнерусская литература XII века Древнерусская литература XIII века Древнерусская литература XIV века Древнерусская литература XV века Русская литература (раздел древнерусская… … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

      - (как парадигма) Русская средневековая эстетика (XI XVII вв.). В ее истории условно можно выделить два основных периода: 1. собственно средневековый (XI XVI вв.) и 2. переходный от средних веков к Новому времени (XVII в.). Для первого периода… … Энциклопедия культурологии

      Русь … Википедия

      Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия

      РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Древнерусская литература (конец X—XVII вв.)Литература XVIII векаЛитература 1‑й половины XIX векаЛитература 2‑й половины XIX векаЛитература конца XIX — начала XX вв.Русская советская литература (1917—1987)Мировое значение русской… … Литературный энциклопедический словарь

      I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

      История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Литература периода централизованного русского

    Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)

    Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

    государства (XVI-XVII вв.)

    В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).

    Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».

    Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

    1. На каких материалах писались в Киевской Руси книги и велась переписка?

    2. Какие виды письма вы знаете?

    3. Что представляет собой язык древнерусской литературы?

    4. Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

    1. Древнейшее летописание.

    2. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

    3. А. А. Шахматов о «Повести временных лет».

    4.Жанровое многообразие.

    5. Особенности стиля.

    Опорная лексика:

    Оригинальная русская литература, летописание, литературный этикет, предания, топонимистические легенды, принцип средневекового историзма, жития святых, жанровые особенности, стойкость, кротость, смирение.



    Литература:

    Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв: Эпохи и стили. Л. 1973г.

    Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение М.,Л., 1947г.

    Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI- первая половина XIV в) Л., 1987г.

    XI в. - время расцвета политического могущества Киевской Руси, время расцвета русской культуры. При князе Ярославе Мудром происходит объединение территории древнерусского государства, укрепляется независимость Руси. XI в.- это время активных политических и культурных связей Руси со всеми странами Европы. Именно в Киеве в XI в. зародилось летописное дело, которое велось по всей Руси до XVII в. При Софийском соборе в XI веке была основана библиотека, где хранились и переписывались рукописи. «Великая польза от учения книжного. Это реки, напояющие вселенную, в них источник мудрости, неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся». Это гимн в честь книги, свидетельствующий о высоком культурном уровне восточных славян XII в.

    Через всю русскую литературу проходит центральная тема - тема русской земли и её исторических судеб. Уже в первых древнерусских произведениях звучит идея патриотизма, гордости за свою родную землю, её могущество, политическую и религиозную независимость.

    После принятия христианства на Руси появилась разнообразная переводная литература: хроники, исторические повести, торжественные слова, поучения. Но было бы неверно думать, что именно переводная литература стала основой древнерусской литературы, образцом для древнерусских писателей. Огромное влияние оказали на неё богатые традиции устного народного творчества. Когда появилась письменность, русские книжники стали записывать все важнейшие события своего времени. Так возник один из первых жанров русской литературы - летопись. Летописи - русские исторические произведения, в которых повествование велось по годам.

    Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об этом произведении акад. Д.С.Лихачев писал: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси». (Повесть временных лет-М.,Л.,1950г ч. 2.стр 123).

    Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности, Древнейший Киевской свод. Результаты своего исследования А.А.Шахматов изложил в работе «Разыскания о древнейших летописных сводах» (СПб. 1908), «Повесть временных лет» (т.1 Пг.1916 г.)

    Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70-х гг. XI в. летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь, выдающимися деятелями которого были его основатели - Антоний, Феодосий и Никон Великий. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий. В конце XI в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.

    Начальный свод стал основой «Повести временных лет». Первая редакция была составлена Нестором в 1113 году., вторая- Сильвестром в 1116 году., третья неизвестным автором в 1118 году.

    Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова об истории возникновения летописания сделаны акад. Лихачевым в кн. ”Русские летописи и их культурно-историческое значение” (М.,Л.,1947г) и в исследовании акад. Рыбакова Б.А. «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись» (М.,1963г).

    В ”Повести временных лет” отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно-тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О.Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого».(В.О.Ключевский. Курс русской истории. М., 1911г.т. 1 стр.248).

    В жанровом отношении русская летопись не является чем-то единым. Кроме кратких записей событий (погодных записей) Нестор ввел в летопись различные жанры литературы (повести, послания, жития), деловые документы, произведения устного народного творчества. Несмотря на различие жанров, входящих в летопись, она представляет собой единое образование, потому что жанры летописи составляет некий ансамбль. Для каждого жанра вырабатывалась определённая стилистическая манера изложения, литературный этикет. Сообщения о военных походах князей занимают более половины летописи. За ними следуют известия о смерти князей. Важную группу летописных известий составляют сведения о небесных знамениях – затмениях солнца, луны, землетрясениях и т.д.

    Многожанровая природа летописи обусловила и разнообразие художественно-стилистических средств ”Повесть временных лет”.

    Велика роль устного народного творчества в формировании стиля летописи. Летописец широко использует топонимистические легенды и родовые предания, обрядовую поэзию и народные сказания, легенды пословицы и поговорки. Рассказывая о первых русских князьях, он прибегает к отдельным приёмам устного народного эпоса / предельная обобщённость, гиперболизм, строгая объективность, повторы /.

    Господствующим стилем в летописи, как и вообще в русской литературе XI-XIII вв., является стиль монументального историзма. Летописец пишет только в тех исторических личностях, которые занимают высокое положение в системе феодальной иерархии. Ведущим принципом изображения человека в литературе этого времени становится принцип средневекового историзма, согласно которому в летопись заносятся события сугубо официальные, имеющие историческое значение для государства. Частная жизнь человека, его быт остаются вне поля зрения летописца.

    Наиболее ярко принципы средневекового историзма представлены в исторических повестях и сказаниях, вошедших в состав «Повести временных лет»: «Сказание 1015 г. об убийстве Святополком братьев Бориса и Глеба и мести Ярослава» ; «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского».

    Язык «Повести временных лет» отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в стиле летописи. С речами обращается князь к своей дружине, послы ведут дипломатические переговоры. Они свидетельствуют о высоком ораторском мастерстве. В «Повести» широко представлена специальная терминология: юридическая, церковная, военная, охотничья.

    «Повесть временных лет» сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании летописных сводов XV-XVI вв. Летопись не потеряла своего историко-познавательного и воспитательного значения в наши дни.

    1. Какова цель создания летописи?

    2. Что означает принцип погодных записей летописи?

    ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА. ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    С утверждением христианства на Руси важную роль начинает играть жанр церковной проповеди. В XI в. уже существовали переводы «слов» талантливых византийских проповедников. Под влиянием византийской проповеди оформляется оригинальный жанр древнерусской проповеди. В древнерусской ораторской прозе выделяются два типа: красноречие политическое и красноречие торжественное, или панегирическое.

    Выдающимся произведением торжественного красноречия первой половины XI в. является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Оно было написано между 1037-1050 гг. Священником княжеской церкви в Берестове.

    «Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Основная его тема – равноправие всех христианских народов независимо от того, когда они приняли христианство. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей. Первая часть посвящена сопоставлению Закона (иудейства) с Благодатью (христианством) и обоснованию преимущества Благодати над Законом. Это преимущество Иларион видит в том, что Закон национально ограничен, распространялся только на иудейский народ. Взаимоотношения людей с богом в эпоху Ветхого завета определялись несвободным подчинением Закону. В эпоху Нового завета эти взаимоотношения определялись свободным началом – Благодатью и отражали идею равноправия всех народов независимо от времени их приобщения к христианству.

    Иларион во второй части переходит к описанию распространения христианства в Русской земле. По мысли Илариона, Русь равноправна со всеми странами и народами и не нуждается ни в чьей опеке.

    Логическим переходом от второй к третьей части слова «Слова» служит Илариону средневековая богословская идея, согласно которой каждая из стран имела своего апостола, просветившего ее в христианской вере. Таким просветителем Русской земли явился князь Владимир Креститель. Иларион перечисляет заслуги Владимира перед Русской землей, сравнивает его деятельность с деяниями апостолов и императора Константина Флавия. Илларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Для Илариона подвиг Владимира выше подвига Константина, ибо последний ввел христианство в стране, где большая часть населения уже исповедовала эту религию. Владимир же крестил языческую страну.

    Произведение Илариона отличается ярко выраженной политической направленностью. Отстаивая идею равноправия всех христианских народов, оратор тем самым утверждал идею политической и религиозной независимости Руси от Византии. Прославляя подвиг Владимира, Иларион с чувством гордости говорит, что Владимир владычествовал « не в худой и не в незнаемой земле, а в Русской, которая слышима и знаема во всех концах земли».

    «Слово» Илариона отличается высокими художественными достоинствами. Иларион блестяще владеет ораторским мастерством, используя многочисленные приемы ритмической организации текста. Он широко использует книжные метафоры, символы, риторические вопросы и восклицания.

    Талантливым древнерусским оратором конца XII в. был и Кирилл Туровский.В своих произведениях Кирилл Туровский использовал аллегорические образы и символический параллелизм, внутренние монологи, диалоги, плачи.

    Возникновение оригинальной русской агиографии было обусловлено внутренними потребностями древнерусского государства. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя.

    Жития - это биографии духовных и светских лиц, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми. Героями житий становились либо христианские подвижники, либо князья. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Ярослав Мудрый после настойчивых попыток добился у Византии канонизации своих братьев. О жизни и смерти Бориса и Глеба рассказывают два жития - ”Чтение о Борисе и Глебе” и ”Сказание и страсть и похвала Бориса и Глеба” написанные в конце XI - начале XII вв.

    Борис и Глеб стали жертвами борьбы за киевский княжеский стол. Княжеские распри в борьбе за власть - явление обычное в истории любого раннефеодального государства.

    Важнейшая идея житий о Борисе и Глебе -идея единства Руси на основе соблюдения феодальных взаимоотношений между князьями: все князья- братья, но старшие должны защищать младших, а младшие - подчиняться старшим. Праведное поведение Бориса и Глеба заключалось в том, что они даже под угрозой смерти отказались выступить против старшего брата, поднять на него руку. Такое поведение должно было послужить примером другим князьям, способствовать прекращению междоусобиц, укреплению государства в целом. В ”Сказании о Борисе и Глебе ” подчеркивается, что после решающей битвы между ”окаянным и треклятым ” Святополком и Ярославом на русской земле наступил мир и порядок: ”И с этого времени прекратилась крамола на русской земле”.

    Святополк - этот второй Каин - наказан, а Борис и Глеб признаются святыми, помогающими русской земле, и за это особенно почитаемыми.

    Жития строились по определенным канонам /правилам/ в соответствии с литературным этикетом. Начинаются они пространным введением / так, в ”Чтении о Борисе и Глебе” рассказ ведется от сотворения Адама и Евы, распятия Христа и акцентируется внимание на крещении Руси. Затем излагается судьба героя, завершаются жития описание чудес, происходящих после смерти героя, затем следует молитва. Автор всякий раз подчеркивает, что Борис и Глеб знают о грозящей им опасности, но не оказывают сопротивления.

    Д.С.Лихачев находит именно в древнерусской литературе истоки высокого психологизма литературы нового времени: «Появление внутреннего монолога в русской литературе связывается с именами Толстого и Достоевского; между тем внутренний монолог чрезвычайно развит в древней русской литературе: он наличествует уже в житии Бориса и Глеба, сильно развивается в эпоху второго южнославянского влияния и представлен великолепными образцами в творчестве протопопа Аввакума».

    Особое место в литературе XI-XII вв. занимает и «Поучение Владимира Мономаха».Оно было написано Владимиром Мономахом незадолго до его смерти и представляет собой политическое и нравственное завещание князя потомкам. Основная идея «Поучения» - призыв к строгому соблюдению требований феодального правопорядка. В своей деятельности князь должен руководствоваться общегосударственными интересами, подчинять им личные обиды и своекорыстные цели.

    Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125 гг.) – великий князь киевский. Его мать, принцесса Мария, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Отец его - Всеволод был человеком образованным, любил книги, собрал библиотеку, где имелись произведения на многих языках. Владимир с гордостью писал позже в «Поучении»: «Мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

    Владимир Мономах был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI-XII вв. и вместе с тем выдающимся писателем. Стремясь к миру и добровольному единству, Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя – Рюрика.

    Во время правления Мономаха были достигнуты большие успехи, обеспечившие процветание Руси. Главное литературное произведение Владимира Мономаха – его знаменитое «поучение» детям. Это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы, в нем отразился тот высокий культурный уровень, который был достигнут в Киевской Руси.

    В своем «поучении» Владимир Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на вопросы политической, социальной, нравственной жизни своего времени. Автор предстает перед читателем политиком, философом, воином, государственным деятелем.

    Немалое место занимает мысль о сочувствии и помощи слабым и угнетенным, о снисхождении к ним. Старых надо почитать как отца, а молодых как братьев. Просящего следует накормить и напоить, заезжих купцов, знатных и простых, а также послов нужно одаривать, потому что и те, и другие, проходя по разным странам, прославят человека или добрым, или злым. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

    Основным пороком Владимир Мономах считает лень. Много внимания Мономах уделяет нравственным качествам князя. Самым важным из них он почитает трудолюбие. Труд для князя – это воинский подвиг, забота о защите и благополучии родной земли. Свои пожелания и наставления Мономах аргументирует ссылками на Священное писание и собственный жизненный опыт. Это придает особый характер авторскому повествованию, в котором элементы дидактики переплетаются с автобиографией.

    Сильное влияние на характер «Поучения» оказал любимый Мономахом «Шестоднев» - рассказ о мире, природе, растениях, человеке – своего рода комментарий к библейскому сюжету «о сотворении мира в 6 дней». Оказали весьма сильное влияние на «Поучение» и лирические псалмы, приписываемые Давиду, царю и поэту, жившему в I веке до нашей эры.

    А.И.Мусин-Пушкин, издавший в 1793 году «Поучение», назвал его «Духовной», т.е. завещанием Мономаха своим детям. Полагают, что «Поучение» завершено в 1117г., когда Владимиру было уже 64 года, и он мог подвести итог своей жизни. «Поучение» дошло до нас в единственном списке XIVв. – в составе Лаврентьевской летописи.

    1. Что такое житие и кто мог стать героем жития?

    2. Какова историческая основа произведений о Борисе и Глебе?

    «Слово о Полку Игореве»

    1. История открытия и изучение «Слова о Полку Игореве»

    3. Идейное содержание «Слова о Полку Игореве»

    4. Жанровое своеобразие и значение «Слова о Полку Игореве»

    5. Хождение игумена Даниила

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.